Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое планирование и прогнозирование




С другой стороны, финансовая политика государства - это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Содержание и цели финансовой политики государства

 

 

Важным разделом финансовой науки и прак­тики является вопрос финансовой политики. Финансовая политика государства - это составная часть экономической политики госу­дарства. Она включает в себя бюджетную, налого­вую, денежно-кредитную таможенную и валютную политику.

Финансовая политика – это совокупность мер, направленных на постижение целей и решение задач публично-правовых образований и других экономических субъектов при помощи финансовых инструментов.

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях. Государственная финансовая политика, являясь элементом макроэкономической политики, представляет собой целенаправленное действие государства в лице публичной власти и направлена на достижение целей финансовой политики при помощи финансовых инструментов.

Основной целью государственной финансовой политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, совершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

- выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

- разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу [15,с.35].

Финансовая политика проявляется в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов различных государственных структур.

При разработке финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

- финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

- учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

- тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений; соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

- учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

- наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др. [29,с.134]

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую, бюджетную, денежно-кредитную и инвестиционную.

Налоговая политика – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы, можно выделить следующие цели налоговой политики:

1) отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;

2) унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные отношения [19,c.163].

Бюджетная политика – это совокупность целей, задач, принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер в сфере бюджетных отношений.

Бюджетная политика играет важнейшую роль в политике страны в целом, реализуя – в сочетании с денежно-кредитной политикой - следующие основные функции:

финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;

- поддержка финансовой стабильности в стране;

- обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

- создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.

Под денежно-кредитной политикой понимают стратегию государства в области регулирования параметров денежной массы и денежного обращения, направленную на повышение стабильности экономических процессов, контроль над инфляцией, улучшение инвестиционного климата, создание предпосылок для экономического роста и выравнивание платежного баланса как внутри страны, так и в системе внешнеэкономических связей [25,с.55].

Финансовая инвестиционная политика представляет собой основанную на финансовых отношениях и приоритетах их развития систему управления финансовыми ресурсами в процессе осуществления инвестиционно-финансовой деятельности всеми экономическими субъектами – государством и предприятиями (организациями, корпорациями).

Кроме того, финансовая политика включает ценовую, таможенную, антимонопольную, валютную и социальную политики.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику [26, с. 42].

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических и социальных стратегий государства. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической, финансовой и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства с помощью перегруппировки финансовых ресурсов и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержка предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, - закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Деятельность органов государственной власти по разработке и реализации финансовой политики складывается из четырех этапов:

1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов, основанной на учете стратегических целей, требований экономических законов, анализе перспектив роста производства и потребления, совокупного спроса и предложения;

2) определение основных направлений, подходов, механизмов и средств достижения прогнозируемых результатов (эффекта) на перспективу и текущий период на основе сценарного, многовариантного анализа;

3) осуществление практических действий через разработанные конкретные механизмы реализации финансовой политики;

4) корректировка механизмов реализации финансовой политики с учетом результатов их применения в реальной практической деятельности [25, с.42].

Воздействие государства на систему финансов и на экономику страны, реализация мер, предусмотренных Правительством в финансовой политике, осуществляется через финансовый механизм.

Финансовый механизм- совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый механизм, приводящий систему финансов в действие, конструируется и организуется в рамках планируемого года и на перспективу для решения трех групп задач:

- построение, функционирование и управление расходным механизмом;

- построение, функционирование и управление доходным механизмом (включая налоговый);

- построение и реализация механизмов взаимодействия звеньев системы финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

Таким образом, финансовая политика – это базирующаяся на научно обоснованной концепции развития финансовой системы страны особая форма государственного управления в сфере финансовых отношений, осуществляемая путем определения стратегических направлений использования финансов и реализации тактических решений с помощью институтов и инструментов, составляющих механизм финансовой политики, в целях мобилизации ресурсов, их распределения и эффективного использования для выполнения задач и осуществления функций государства.

 

 

 

 

Финансовое планирование представляет собой важнейший элемент финансового механизма, в котором находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. В широком понимании финансовое планирование - это деятельность органов управления финансами по оценке состава и структуры финансовых ресурсов, определению возможностей и методов их формирования, увеличения, направлений и способов эффективного использования с последующим внесением и утверждением названных и других финансовых параметров в показателях финансовых планов, их исполнением, корректировкой и контролем. В узком смысле финансовое планирование - это деятельность органов управления финансами по составлению, рассмотрению и утверждению финансовых планов субъектов экономики.

Необходимость финансового планирования обусловлена потребностью субъектов управления в определении желаемых и ожидаемых результатов их формирования и использования финансовых ресурсов, резервов их роста, результативности и эффективности расходования с целью бесперебойного финансового обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Необходимость финансового планирования обусловлена также относительной самостоятельностью движения материальных ресурсов, неопределенностью и отчасти непредсказуемого рынка и поведения субъектов экономики. Кроме того, без финансового планирования невозможна разработка и реализация финансовой политики на всех уровнях управления и хозяйствования [28, c.139].

Финансовое планирование осуществляется органами управления всех звеньев финансовой системы. Поэтому следует различать публичное (государственное и муниципальное) финансовое планирование и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое планирование.

Публичное финансовое планирование предполагает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по определению, рассмотрению, утверждению и использованию заданных в финансовых планах параметров и показателей движения государственных финансовых ресурсов и доходов в масштабах страны и ее территорий [27, с. 34].

Частнохозяйственное финансовое планирование осуществляется преимущественно организациями различных форм собственности и организационно-правовых форм, хотя элементы финансового планирования могут иметь место и в рамках домашних хозяйств, особенно индивидуальных предпринимателей. Такое планирование представляет собой деятельность органов управления коммерческих и некоммерческих организаций по определению плановых параметров, рассмотрению, утверждению и исполнению заданных в финансовых планах показателей движения частнохозяйственнных финансовых ресурсов и доходов на уровне отдельной организации. К финансовым планам коммерческих организаций относят баланс, сводный бюджет, план движения денежных средств, налоговый бюджет, инвестиционные проекты и др. К финансовым планам некоммерческих организаций можно отнести кроме баланса бюджетные сметы, сметы доходов и расходов и некоторые другие.

Объектом финансового планирования выступают количественные и качественные характеристики финансовых ресурсов и доходов субъектов экономики, источников их формирования и статей расходования.

Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов.

Информационной базой для финансового планирования являются:

- прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований;

- государственные, муниципальные программы развития и национальные проекты;

- законодательные и нормативные акты в области экономической, социальной и финансовой политики;

- бизнес-планы, проекты и иные прогнозные и плановые документы отдельных вертикально-интегрированных структур и организаций.

В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

К основным задачам финансового планирования можно отнести следующие:

- определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов органов публичной власти и хозяйствующих субъектов;

- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств;

- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов;

- создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней публичной власти и государственных внебюджетных фондов, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей;

- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов во избежание диспропорций, от прогнозов к планам, а также для предупреждения и снижения финансовых рисков.

Наиболее тесно финансовое планирование связано с прогнозированием. Финансовое планирование в системе управления финансами играет исключительную роль, поскольку именно на этом этапе осуществляется постановка цели финансово-хозяйственной деятельности, определение методов ее достижения. Однако, для принятия решений необходима информация, которой может служить, помимо всего прочего, и финансовый прогноз.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу [28, c. 162].

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.

Задачами финансового прогнозированияявляются:

1) увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

2) определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения и финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы [27, с. 43].

Таким образом, финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте основные этапы становления финансов в дореволюционной России.

2. Перечислите основные этапы развития финансов СССР.

3. Каковы особенности становления финансов в период Великой Отечественной войны?

4. В чем заключается дискуссионность вопросов по основным направлениям теории финансов?

5. Раскройте сущность распределительной функции финансов.

6. Какую роль играет финансовая политика в социально-экономическом развитии общества.

7. Сформулируйте сущность финансового механизма.

8. Дайте определение финансового планирования и прогнозирования.

9. Какие документы являются информационной базой для финансового планирования?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.