Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государственного бюджета




Экономическое содержание бюджета, дискуссионные вопросы его сущности

БЮДЖЕТ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Финансовая система рыночной экономики характеризуется разнообразными финансовыми отношениями, в которых выделяется особая сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в этой сфере связана с необходимостью формирования бюджетного фонда в распоряжении органов публичной власти для существования деятельности в интересах государства, предприятий и населения страны.

Анализ экономической учебной литературы свидетельствует, что бюджет рассматривается как многоаспектное явление.

Проф. В.М. Родионова рассматривает бюджет как экономическую категорию, как экономическую форму существования распределительных отношений, как фонд денежных средств. Экономическое содержание государственного бюджета характеризуется денежными отношениями, возникающими у органов власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, а потом иностранными государствами и международными организациями по поводу перераспределения ВВП в связи с необходимостью реализации экономических, социальных и политических интересов государства и граждан [31, с. 48].

Проф. Г.Б. Поляк бюджет рассматривает как основной финансовый план государства, который дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий [30, с. 53].

Бюджетный кодекс РФ трактует бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Таким образом, по экономическому содержанию бюджет – денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

Как специфический финансовый план бюджет пред­ставляет собой юридически оформленный документ, в котором в коли­чественном выражении отражается процесс получения и распределе­ния государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Бюджет как организационное воплощение государственных финансов обладает определенными признаками:

1. Бюджет и время. Бюджет всегда увязан с определенным, совершенно точно указанным отрезком времени (будущим, настоящим, прошедшим). Естественный срок действия бюджета — год, но он составляется и на более длительный срок (три года, к примеру, федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов), так как составление бюджета требует больших затрат, а продление срока его действия снижает эти затраты. Особое значение имеет бюджет на будущее время, поэтому бюджет и можно назвать планом, он характеризует будущие доходы и расходы государства и намеченные изменения в жизни страны и общества.

2. Важной чертой бюджета является его принудительный характер, обязательность выполнения и по доходам, и по расходам. Это свойство бюджета связано с особенностями государства как управляющей системы в обществе.

3. Бюджет составляется и реализуется исключительно в денежной форме.

4. Соотношение доходов и расходов бюджета по их экономической роли. Бюджет состоит из доходов и расходов и эти разные стороны бюджета отражают разные отношения, складывающиеся между государством и обществом. Наиболее «активной» частью бюджета являются расходы, именно осуществляя их, государство направляет и регулирует развитие общества. Хотя в конечном итоге именно расходы бюджета являются главным средством воздействия государства на общество и в этом смысле они составляют как бы исходную базу для формирования бюджета, конкретная обстановка в экономике и финансах может выдвинуть на первый план объем доходов, как главный ограничитель возможных расходов. Таким образом, в перспективных разработках именно расходы бюджета являются исходным началом для формирования бюджета, но в текущих ситуациях именно доходы становятся главным ограничителем объема бюджета.

5.Бюджет непосредственно воплощает единство фонда государственных финансовых ресурсов, бюджет должен быть единственным средством сбора и использования государственных денег. Все деньги должны поступать в один «карман». В теории финансов этот принцип называется «единством фонда». Его нарушение означает, что отсутствует объективная оценка важности общественных потребностей, на которые расходуются государственные средства. Следует добавить и то, что нарушение единства фонда — прямой путь к злоупотреблениям и воровству казенных денег.

6. Бюджет создается государством и обслуживает его интересы. Но государство само по себе представляет сложную управляющую структуру и это не может не сказываться на бюджете. Россия является федеративным государством, и структура бюджета воспроизводит структуру государства. Поэтому в реальности в России существует не просто бюджет, а бюджетная система, состоящая из трех уровней: федеральный, бюджет субъекта Федерации (региональный) и местный, или муниципальный, бюджет. Между разыми уровнями бюджетной системы существует активное перемещение финансовых ресурсов.

7. Очень важным признаком бюджета современного государства является то, что он является законом. Законодательное оформление бюджета не просто подчеркивает его роль и значение, но является необходимым условием его составления и исполнения. Именно закон гарантирует поступление соответствующих доходов в бюджет и предоставление бюджетных средств тем, кому они были предназначены. Оформление бюджета как закона предполагает участие в его рассмот­рении и утверждении высших органов законодательной и исполнительной власти. Тем самым обеспечивается согласованность действий всех уровней и структур государственного аппарата в таком сложном деле, как составление и исполнение бюджета. Таким образом, название «государственный бюджет» отражает не только значение и роль этого финансового баланса, но и организационные принципы его создания и реализации.

8. Тесная связь бюджета с деятельностью государственного аппарата находит свое выражение и в том, что существует специальная система государственных органов – учреждений, занятых исключительно государственным бюджетом. Во главе этой системы в России стоит Министерство финансов и подведомственные ему государственные службы федерального казначейства, налогов, финансового контроля и др. Аналогичные подразделения имеются и на уровне субъектов Федерации и местных органов власти. Эта система взаимосвязанных государственных учреждений и формирует организационную структуру государственного бюджета и государственных финансов, обеспечивает слаженное выполнение бюджета на всех уровнях государственной власти, вносит решающий вклад в разработку и выполнение государственного бюджета.

9. Реальные финансовые отношения всегда конкретны, т.е. в них участвуют определенные юридические и физические лица. Это обстоятельство порождает такое свойство бюджета государства, как адресность, или субъективность, в смысле зависимости всех доходов и расходов бюджета от действий конкретных субъектов общественной и экономической жизни.

10. Документооборот. Государственный бюджет и в части расходов, и в части доходов составляется с учетом предложений основных «бюджетополучателей» и главных «поставщиков» доходов, т.е. ведомств и других государственных учреждений. Эти предложения представляются в Министерство финансов в определенные сроки и определенной форме. Бюджетная работа предполагает единство документов для всех организаций и учреждений, связанных с формированием как доходов, так и расходов бюджета, и установление конкретных сроков их представления, без этого не может быть обеспечена нормальная работа бюджетной системы.

 

 

Сущность бюджета проявляется в его функциях. Общественное предназначение бюд­жетных отношений заключается:

- в образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается кон­центрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

- использовании средств основного общегосударственного денеж­ного фонда (данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств);

- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе – за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.

Бюджетное воздействие оказывается посредством особых эко­номических форм, отражающих отдельные этапы бюджетного пе­рераспределения стоимости. Ими выступают объективные по своей сути, предопределенные внутренней структурой бюджета его доходы и расходы.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возни­кающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета пред­ставляют экономические отношения, которые возникают между го­сударством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и граж­данами, с другой, в процессе распределения и использования по различ­ным направлениям средств бюджетного фонда. Оказывая воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, названные экономические ка­тегории различны по своим функциональным характеристикам. В этом находит отражение специфика их общественного назначения. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджет­ных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их исполь­зования. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, на­против, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти воз­можности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявля­ется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюд­жета, в конечном счете, ограничен рамками поступающих бюджет­ных доходов, в свою очередь, зависящих от количественных показа­телей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные рас­ходы оказывается обратное воздействие на экономические возмож­ности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно, влияет на объемы доходов самого основного централизованного фонда денеж­ных средств.

Одну и ту же сумму денег можно изъять в бюджет и использовать с большим или меньшим результатом для развития производитель­ных сил, содействуя тем самым их прогрессу либо задерживая темпы их развития. Поэтому доходы бюджета формируют не только мате­риальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложен­ных на государство функций. Они выступают средством перераспре­деления денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов системы финансового и, в целом, государственного регулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дестимулирует течение тех или иных социально-экономических процес­сов.

Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определен­ное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способ­ны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпус­каемой продукции и техническое оснащение производства, на рав­новесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и террито­риальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропор­ций, корректировки темпов социально-экономического развития.

Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, име­ют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению со­вокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует па­дению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, умень­шению реально произведенного ВНП, а впоследствии — и по­тенциальных доходов самого государства. Установление же низко­го уровня изъятия одномоментно сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регули­рования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.

Посредством другой формы функционирования бюджета — бюд­жетных расходов— образуются доходы нетрудоспособных, и оказы­вается поддержка другим социально незащищенным гражданам. Само же воздействие на величину указанных выплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономичес­кими возможностями общества. Приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизация структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций — в этом также находит свое проявление регулирующая роль расходов бюджета. Помимо этого, они являются еще и основой существования рыночной инфраструктуры общего назначения в итоге бюджетного воздействия в целом становится возможным процесс регулирования финансовой базы самого государства и денежных ре­сурсов, оставляемых в распоряжении других субъектов воспроизвод­ства, процесс корректировки объемов фондов потребления и накоп­ления, а также влияние на формирование и использование средств фонда возмещения.

На социально-экономические процессы оказывают влияние кон­кретные формы, принципы и методы мобилизации и расходования бюджетных средств. Их регулирующие возможности определяются, с одной стороны, соответствием отдельных элементов системы бюд­жетного воздействия условиям хозяйствования, реальным экономи­ческим отношениям и сущности бюджета, а с другой — зависимос­тью этих элементов от проводимой в данный момент государствен­ной политики.

Целенаправленное функционирование бюджета как экономиче­ской категории организует государство на базе разработки и проведе­ния соответствующих мероприятий, являющихся частью его финан­совой политики. Содержанием ее бюд­жетной компоненты является выработка основных направлений ис­пользования бюджетных отношений, исходя из необходимости ре­шения задач, стоящих перед обществом на данном этапе его разви­тия.

Таким образом, политика в области бюджета относится к числу наиболее важных инструментов, государственного регулирования социально-экономическими процессами, а бюджет является важней­шим элементом системы финансового регулирования экономики и социальной сферы. Его устойчивость служит главным и опреде­ляющим среди критериев равновесного и пропорционального раз­вития. Размеры и порядок образования основного централизован­ного фонда в совокупности с направлениями и методами использо­вания этих средств обеспечивают материальную базу существования государства, создают условия для выполнения органами власти уп­равленческих функций и самым непосредственным образом влияют на достижение целей системы государственного регулирования.

Накопление средств в любых фондах и их расходование должно регулироваться как по объему, так и по времени. Именно в ходе регу­лирования бюджетного фонда, который также не образуется и не ис­пользуется автоматически, создаются условия для решения наиболее важных задач государственного воздействия на экономику, выбира­ются конкретные способы регулирования. Кроме того, сложная внут­ренняя структура бюджетных отношений, объективно необходимое разнообразие конкретных форм их проявления, воздействие на многочисленные интересы субъектов воспроизводства, несовпадение между желаемыми и реальными результатами действия бюджетных регуляторов, в свою очередь, предопределяют обязательное наличие peгyлирующего воздействия на рассматриваемую совокупность денежных отношений. Необходимость обеспечения согласованного функционирования всех элементов системы бюджетного воздействия и важность своевременного решения имеющихся общественных проблем приводят к тому, что количественные и качественные параметры бюджетного фонда нуждаются в управлении, а сам бюджет выступает в качестве объекта государственного воздействия.

Составление и контроль над исполнением бюджета как финансо­вого документа государства находится в сфере исключительной ком­петенции органов управления. Соответственно, в данном кон­тексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и испол­нении бюджета как основного финансового плана государства.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его ис­пользование в качестве инструмента распределения и контроля воз­можно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоем­ких производств, прогрессивных научно-технических перемен в наци­ональном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования эконо­мики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличива­ются и могут быть использованы по любому направлению. Маневри­рование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджет­ный механизм является активным инструментом реализации бюджет­ной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направ­ления использования бюджетного фонда страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.