Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть четвертая 1 страница




Преамбула

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный желанием охранять свое национальное и государственное единство и служить делу мира во всем мире в качестве равноправного союзника в объединенной Европе, германский народ в землях Баден, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-

Гогенцоллерн для установления на время переходного периода нового порядка государственного устройства принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной закон Федеративной Республики Германия.

Он (народ) действовал также за тех немцев, которым было отказано в сотрудничестве[242].

Германский народ в целом призывается путем свободного самоопределения осуществить до конца единство и свободу Германии.

 

Раздел I. Основные права

Статья 1. (1) Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти.

(2) Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире.

Статья 2. (1) Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка или нравственного закона.

(2) Каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона.

Статья 3. (1) Все люди равны перед законом.

(2) Мужчины и женщины равноправны.

(3) Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических убеждений.

Статья 4. (1) Свобода вероисповедания, совести и свобода провозглашения религиозных и общественных взглядов ненарушимы.

(2) Гарантируется беспрепятственное отправление религиозных обрядов.

(3) Никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе на строевых должностях. Подробности устанавливает федеральный закон.

Статья 5. (1) Каждый имеет право свободно выражать и распространять свои мнения устно, письменно, посредством изображений и беспрепятственно черпать знания из общедоступных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются. Цензуры не существует.

(2) Границы этих прав указываются предписаниями общих законов, законодательных постановлений об охране молодежи и правом на честь личности.

(3) Искусство и науки, исследования и преподавание свободны. Свобода преподавания не освобождает от верности Конституции.

Статья 6. (1) Брак и семья находятся под особой защитой государственного порядка.

(2) Забота о детях и воспитание их являются естественным правом родителей и их преимущественной обязанностью. На страже их деятельности стоит общественность государства.

(3) Дети могут быть отделены от своей семьи против воли лиц, правомочных на их воспитание, только в силу закона, если упомянутые лица не выполняют своих обязанностей или если дети по другим причинам находятся под угрозой остаться без надзора.

(4) Каждая мать имеет право на защиту и попечение со стороны общества.

(5) Внебрачным детям обеспечиваются в законодательном порядке такие же условия их физического и умственного развития и их положения в обществе, как и детям, родившимся в браке.

Статья 7. (1) Все школьное дело находится под надзором Государства.

(2) Лица, правомочные на воспитание детей, имеют право решать относительно участия этих детей в религиозном обучении.

(3) Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора государства религиозное обучение проводится в соответствии с основными принципами религиозных общин. Ни один преподаватель не может быть обязан против своей воли вести религиозное обучение.

(4) Право открытия частных школ гарантируется. Частные школы как заменяющие государственные нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Разрешение предоставляется, если частные школы по своим учебным целям и организации, как и по научной квалификации своего учебного персонала, не стоят ниже государственных и если в них не поощряется разделение учащихся в зависимости от имущественного положения родителей.

Статья 8. (1) Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного заявления или разрешения.

(2) Для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основании закона.

Статья 9. (1) Все немцы имеют право образовывать союзы и общества.

(2) Объединения, цели или деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи соглашения народов, запрещаются.

(3) Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий предоставляется каждому и всем профессиям. Соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительны, а направленные к этому меры противозаконны...

Статья 10. (1) Тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной, телефонной и других видов связи неприкосновенна.

(2) Ограничения могут устанавливаться только на основании закона.

Статья 11. (1) Все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федеральной территории.

Статья 12. [243] (1) Все немцы имеют право свободно избирать для себя профессию, место работы и место получения образования. Занятие профессией может регулироваться законом или на основе закона.

(2) Никто не может быть принуждаем к выполнению какой-либо определенной работы иначе как в рамках обычной, всеобщей и равной для всех обязательной службы в интересах общества.

(3) Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда.

Статья 13. (1) Жилище неприкосновенно.

(2) Обыски могут предписываться только судьей, а при непосредственной опасности — также другими указанными в законах органами и могут производиться только в порядке, предписанном этими законами.

Статья 14. (1) Собственность и право наследования гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются законами.

(2) Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу.

(3) Принудительное отчуждение допускается только для общего блага. Отчуждение может производиться только согласно закону или на основании закона, регулирующего порядок и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом общего блага и интересов сторон. В случае споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в общем судебном порядке.

Статья 15. Земля, естественные ресурсы и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или другим видам общественного хозяйства согласно закону, регулирующему порядок и размеры возмещения. В отношении возмещения действуют, соответственно, предложения 3 и 4 абзаца 3 статьи 14.

Статья 16. (1) Германское гражданство не может быть отнято. Потеря гражданства может последовать только на основании закона...

(2) Ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Лица, преследуемые за политические убеждения, пользуются правом убежища.

Статья 17. Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами обращаться письменно с просьбами или жалобами в компетентные учреждения или к народному представительству.

Статья 18. Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в особенности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья 8), свободу образования союзов и обществ (статья 9), тайну переписки, почтовую, телеграфную, телефонную и иную связь (статья 10), собственность (статья 14) или право убежища (абзац 2 статьи 16), для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих основных прав. Лишение указанных прав и объем его определяются Федеральным конституционным судом.

Статья 19. (1) Поскольку в силу настоящего Основного закона какое либо основное право может быть ограничено законом или на основании закона, последний должен носить общий характер, а не применяться только к отдельному случаю...

(4)[244] Если права какого-либо лица нарушены государственной властью, ему предоставляется возможность обратиться в суд. Поскольку не установлена иная подсудность, компетентными являются общие суды. Второе предложение абзаца 2 статьи 10 не затрагивается.

 

Раздел II. Федерация и земли

Статья 20. (1) Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия.

(3) Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом.

(4)[245] Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы.

Статья 21. (1) Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться. Внутренняя их организация должна соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет об источниках своих средств.

(2) Партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического порядка, либо устранить его, либо поставить под угрозу существование Федеративной Республики, противоконституционны. Вопрос о противоконституционности решает Федеральный конституционный суд.

(3) Подробности регулируются федеральным законодательством.

Статья 22. Флаг Федерации — черно-красно-золотой.

Статья 23. Настоящий Основной закон распространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна. В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении.

Статья 24. (1) Федерация может законодательным путем передавать верховную власть межгосударственным установлениям.

(2) Для обеспечения мира Федерация может включиться в систему взаимной коллективной безопасности; тем самым Федерация соглашается на ограничение своей верховной власти, которое должно привести к установлению и обеспечению мирного и длительного порядка в Европе и между народами всего мира.

Статья 25. Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории.

Статья 26. (1) Действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки агрессивной войны, являются противоконституционными. Они должны быть наказуемы.

Статья 28. (1) Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона. В землях, округах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными равными и тайными выборами. В общинах выборный представительный орган может быть заменен общинным собранием.

(2) Общинам должно быть предоставлено право разрешать в рамках закона под свою ответственность все дела местного общества...

Статья 30. Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежат землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает другого порядка.

Статья 31. Федеральное право имеет перевес над правом земель.

Статья 32. (1) Ведение сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации.

(3) В той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами.

Статья 33. (1) Каждый немец имеет в каждой земле одинаковые гражданские права и обязанности.

(2) Каждый немец имеет одинаковый доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией.

Статья 37. (1) Если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом федеральных обязанностей, Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы побудить землю в порядке принуждения Федерацией к выполнению своих обязанностей.

 

Раздел III. Бундестаг

Статья 38. (1) Депутаты германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами или поручениями и подчиняются лишь своей совести.

(2)[246] Право выбирать имеет тот, кто достиг 18-летнего возраста, право быть избранным — тот, кто достиг совершеннолетнего возраста.

(3) Подробности устанавливаются федеральным законом.

Статья 39. [247] (1) Бундестаг избирается на четыре года. Его легислатура оканчивается с первым заседанием нового состава Бундестага...

(3) Бундестаг постановляет о закрытии и возобновлении своих сессий. Председатель Бундестага может созвать его и ранее. Он обязан это сделать по требованию одной трети части членов, Президента Республики или Федерального канцлера.

Статья 40. (1) Бундестаг выбирает своего председателя, его заместителей и секретарей. Он принимает свой регламент.

(2) Председатель является хозяином в здании Бундестага и обладает здесь полицейской властью. Он реализует право на неприкосновенность Бундестага, и без его разрешения в его помещении не может быть произведен никакой обыск или арест.

Статья 42. (1) Заседания Бундестага публичные. По предложению одной десятой части членов или по предложению Федерального правительства большинством в две трети голосов заседания могут быть объявлены закрытыми...

(2) Для принятия Бундестагом решений требуется большинство поданных голосов, если настоящим Основным законом не установлено иное.

Статья 43. (1) Бундестаг и его комиссии могут требовать присутствия любого члена Федерального правительства.

Статья 46. (1) Депутат ни в какое время не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или иначе привлечен к ответственности вне Бундестага за свое голосование или за мнения, высказанные в Бундестаге или в одной из его комиссий. Это правило недействительно в случае обвинения в клевете.

(2) Депутат может быть привлечен к ответственности или арестован за наказуемое деяние лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания на месте преступления...

Статья 48. (1) Лицо, выставившее свою кандидатуру в Бундестаг, пользуется правом на отпуск, необходимый для подготовки к выборам.

(2) Никому не могут быть чинимы препятствия к принятию и осуществлению депутатской должности. Не допускаются в этой связи никакие предупреждения об увольнении или увольнения.

(3) Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение. Они пользуются правом бесплатного проезда но всем государственным путям сообщения. Подробности устанавливает федеральный закон.

 

Раздел IV. Бундесрат

Статья 50. Через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией.

Статья 51. (1) Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть представлены также другими членами их правительств.

(2) Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, а земли с населением свыше шести миллионов жителей — пять голосов.

(3) Каждая земля может послать столько членов, сколько она имеет голосов. Голоса земли подаются как единый голос и только присутствующими членами или их заместителями.

Статья 52. (1) Бундесрат избирает своего председателя на один год.

(2) Председатель созывает Бундесрат. Он обязан его созвать по требованию представителей не менее двух земель или Федерального правительства.

(3) Бундесрат принимает свои решения по меньшей мере большинством своих голосов. Он принимает свой регламент. Заседания его открытые. Они могут быть объявлены закрытыми.

Статья 53. Члены Федерального правительства имеют право, а по требованию — обязаны принимать участие в заседаниях Бундесрата и его комиссий. Они должны быть выслушаны в любое время. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.

 

Раздел V. Президент Республики

Статья 54. (1) Президент Республики выбирается Федеральным собранием без прений. Каждый немец, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40 лет, может быть избран Президентом.

(2) Полномочия Президента Республики длятся пять лет. Он может быть избран вновь на следующих выборах только один раз.

(3) Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности.

(4) Федеральное собрание собирается не позднее 30 дней до истечения установленного законом срока полномочий Президента, а при досрочном окончании его полномочий — не позднее 30 дней после этого момента. Оно созывается председателем Бундестага.

(6) Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух голосованиях такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем голосовании соберет наибольшее число голосов.

Статья 55. (1) Президент Республики не может принадлежать ни к составу Правительства, ни законодательных органов Федерации или какой-либо земли.

(2) Президент Республики не может состоять ни в какой другой оплачиваемой должности, заниматься коммерческой или другой профессией или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли.

Статья 56. Президент Республики при своем вступлении в должность приносит перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата нижеследующую присягу:

«Клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, содействовать его пользе, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению ко всем. Да поможет мне в этом Бог».

Допускается принесение присяги без религиозного заверения.

Статья 57. Полномочия Президента в случае каких-либо препятствий для выполнения его должности или досрочного ее освобождения осуществляются председателем Бундесрата.

Статья 58. Для действительности приказаний и распоряжений Президента Республики необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или соответствующим федеральным министром. Это правило не действует в случаях назначения и увольнения Федерального канцлера, роспуска Бундестага согласно статье 63 и просьб согласно абзацу 3 статьи 69.

Статья 59. (1) Президент Республики представляет Федерацию в международно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов.

Статья 60. (1)[248] Президент Республики назначает и увольняет федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер офицеров, поскольку законом не установлено иное.

(2) Он осуществляет от имени Федерации в отдельных случаях право помилования.

(3) Он может передавать эти полномочия другим органам власти.

Статья 61. (1) Бундестаг или Бундесрат могут возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против Президента Республики в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем одной четвертой части членов Бундестага или не менее чем одной четвертой части голосов членов Бундесрата. Для решения о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети членов Бундестага или в две трети голосов Бундесрата. Обвинение поддерживается представителем возбудившего обвинение органа.

(2) Если Федеральный конституционный суд установит, что Президент Республики виновен в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона, он может объявить его лишенным должности. После возбуждения обвинения Федеральный конституционный суд вправе временным приказом постановить, что Президент Республики не может выполнять свои должностные функции.

 

Раздел VI. Федеральное правительство

Статья 62. Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

Статья 63. (1) Федеральный канцлер выбирается без прений Бундестагом по предложению Президента Республики.

(2) Выбранным является лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Выбранное лицо назначает Президент Республики.

(3) Если предложенное лицо не выбрано, Бундестаг может в течение 14 дней после выборов выбрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов.

(4) Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно производятся новые выборы, на которых выбранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если выбранное лицо собрало большинство голосов членов Бундестага, Президент Республики в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если выбранное лицо не собрало такого большинства, Президент Республики должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг.

Статья 64. (1) Федеральные министры назначаются и увольняются Президентом Республики по представлению Федерального канцлера.

(2) При вступлении в должность Федеральный канцлер и федеральные министры приносят перед Бундестагом установленную статьей 56 присягу.

Статья 65. Федеральный канцлер устанавливает основные положения политики и несет за них ответственность. В пределах этих основных положений каждый федеральный министр самостоятельно ведет дела своей отрасли под свою ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство, Федеральный канцлер ведет дела Правительства согласно регламенту, принятому Федеральным правительством и одобренному Президентом Республики.

Статья 66. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут состоять ни в каких других оплачиваемых должностях, заниматься коммерческой или другой профессией или входить в состав органа руководства, а без согласия Бундестага в состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли.

Статья 67. (1) Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру лишь при условии, что он большинством голосов выберет ему преемника и обратится к Президенту Республики с просьбой об увольнении Федерального канцлера. Президент Республики должен удовлетворить такую просьбу и назначить выбранное лицо.

Статья 68. (1) Если предложение Федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает одобрения большинства членов Бундестага, Президент Республики может по представлению Федерального канцлера в течение 21 дня распустить Бундестаг. Право роспуска погашается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.

Статья 69. (2) Функции Федерального канцлера или федерального министра заканчиваются во всяком случае с собранием нового Бундестага, а функции федерального министра при всяком прекращении функций Федерального канцлера.

(3) Федеральный канцлер по просьбе Президента Республики, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Президента Республики обязаны продолжать ведение дел впредь до назначения их преемников.

 

Раздел VII. Законодательство Федерации

Статья 70. (1) Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом права законодательной власти не предоставлены Федерации.

(2) Разграничение компетенции Федерации и земель устанавливается согласно предписаниям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции.

Статья 71. В сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земли обладают нравом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально управомочены на эго федеральным законом.

Статья 72. (1) В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует своих прав законодательства.

(2) В этой сфере Федерация имеет право законодательства, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании, так как:

1) какой-либо вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством отдельных земель;

2) урегулирование какого-либо вопроса законодательством одной земли может нарушить интересы другой земли или всей страны в целом или

3) этого требует соблюдение правового или экономического единства, в частности единообразия жизненных условий независимо от границ существующих земель.

Статья 73. Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам:

1)[249] внешние сношения, а также оборона и защита гражданского населения;

2) гражданство Федерации;

3) свобода передвижения, паспорта, эмиграция и иммиграция, выдача;

4) валюта, денежное обращение, чеканка монеты, режим мер и весов, установление точного времени;

5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, товарных обращений и платежных расчетов с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

6) железные дороги Федерации и воздушное сообщение;

7) почта, телеграф, телефон, радио;

8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и непосредственно зависящих от нее корпораций публичного права;

9) правовая охрана промышленной собственности, авторское и патентное право и издательское право;

10)[250] сотрудничество Федерации и земель:

a) в области уголовной полиции,

b) в защите свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или какой-либо земли (конституционная защита) и

c) в защите от могущего совершиться на территории Федерации применения силы или от подготовки ее применения, которое угрожает внешним интересам Федеративной Республики Германии, а также учреждение федеральной уголовной полиции и борьба с международной преступностью;

11) статистика для целей Федерации.

Статья 74. Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие области:

1) гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;

2) акты гражданского состояния;

3) право союзов и собраний;

4) пребывание и постоянное проживание иностранцев;

4а)[251] законодательство об оружии и взрывчатых веществах;

5) охрана памятников немецкой культуры от вывоза за границу;

6) дела о беженцах и изгнанниках;

7) государственное социальное обеспечение;

8) гражданство земель;

9) военные убытки и их возмещение;

10)[252] обеспечение инвалидов войны и оставшихся в живых жертв войны и попечение о бывших военнопленных;

10а) могилы павших воинов и могилы других жертв войны и жертв тирании;

11) хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремесла, кустарная промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование);

11а)[253] производство и использование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатация установок, предназначенных для этих целей; защита от опасности, возникающей при ядерных реакциях и ионизирующем излучении, и устранение радиоактивного воздействия;

12) рабочее право, включая организацию производства, охрану труда и посредничества по найму; социальное страхование, включая страхование от безработицы;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.