Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники новаций и инновационная деятельность




Инновации и научно-технический прогресс

 

Научно-технический прогресс представляет собой процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, форм и методов производства.

НТП оказывает существенное воздействие на инновационную деятельность предприятий, которые, в свою очередь, хотя и в меньшей степени, влияют на рост и развитие НТП.

НТП отражает те действия, которые принимаются промышленными компаниями для повышения эффективности своей работы.

Стремление добиться преимуществ в конкурентной борьбе заставляет производителей предлагать новые продукты и товары, обеспечивающие потребителю свободу широкого выбора.

Разработка новых продуктов, новых изделий ведет к более передовым технологиям, рождающим изобретения и открытия, использование которых, в свою очередь, позволяет компаниям производить еще более современные товары, гораздо конкурентоспособнее прежних.

Эта бесконечная гонка по раскручиваемой вверх спирали идет не только по пути улучшения параметров изделий, но и через осознание принципиально новых (с точки зрения конструкции) средств удовлетворения потребностей.

Характерным примером в этой области является ситуация, связанная с созданием портативных видеомагнитофонов, обеспечивающих потребителям значительное преимущество по сравнению с кинотехникой.

В результате их появления на рынке продажи традиционных кинокамер и кинопроекторов резко сократились.

Зачастую между совершенствованием выпускаемых и вновь создаваемых изделий трудно провести четкую границу. В ряде случаев процесс накопления количественных изменений в конструкции традиционного изделия приводит к качественным сдвигам, позволяющим говорить о создании нового средства удовлетворения потребности.

 
Изменение запросов потребителей вызывает соответствующую перестройку научно-технической политики компаний, направляет ее на улучшение наиболее важных потребительских характеристик продукции. Для учета изменения требований рынка формы перед началом работы над новыми продуктами стремятся полнее выявить тенденции развития потребительского спроса, пытаются предвидеть появление новых, специальных требований к продукции. На основе прогнозируемых требований потребителей и выявляется круг научно-технических проблем, подлежащих решению.

Часто в качестве цели технических разработок ставится воспроизведение зарекомендовавших себя достижений компаний-конкурентов. Вызвано это тем, что многие фирмы не в состоянии охватить собственными силами все поисковые исследования и направления научно-технических проблем, подлежащих решению.

В таких случаях политика заимствования базируется на выявлении перспективных с коммерческой точки зрения разработок фирм-конкурентов, их имитации и усовершенствовании. Например, после первой демонстрации лазера в США 70 компаний сразу же включились в работу по его усовершенствованию, а через два года их число составляло уже более 450.

Приведенный пример наглядно демонстрирует, как с обострением конкуренции и ускорением научно-технического прогресса инновационная деятельность становится объектом повышенного спроса и повседневного внимания большинства компаний.

Она реально служит мощным катализатором развития экономики и НТП в целом. Это развитие является основой повышения благосостояния и культуры народа.

Главными направлениями НТП являются:

· комплексная механизация и автоматизация производства, использование робототехники и гибких производственных систем;

· комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электротехники и компьютерной техники. Широкое внедрение АСУТП, АСДУ. Создание интегрированной автоматизированной системы управления производством (ИАСУТП);

· комплексная автоматизация процессов проектирования продуктов и промышленных технологий (САПР);

· применение новых видов энергии и новых ее источников в технологических процессах;

· использование химических процессов для создания новых видов материалов с заданными свойствами;

· применение нематериальных технологий на базе лазерной, плазменной, вакуумной и детонационной техники;

· применение генной инженерии и биотехнологии для улучшения сортов сельскохозяйственных культур, создание искусственных кормов и медицинских препаратов;

· использование технологических достижений, электроники и компьютерной техники в новых образцах машин и оборудования;

· применение энергосберегающих, ресурсосберегающих и безотходных технологий, а также товаров, обладающих малой энергоемкостью, степенью загрязнения окружающей среды;

· приоритеты личности человеческого фактора в формировании системы управления производством.

Изложенные пути и направления НТП свидетельствуют о том, что только те страны, которые в состоянии «шагать в ногу» с мировыми экономическими тенденциями, могут рассчитывать на успех в будущем.

В современном мире соотношение мощи государств, их «международный вес» определяется не столько наличием в них тех или иных традиционных производственных ресурсов, сколько сравнением инновационных возможностей и умением эффективнее их использовать.

Бывший канцлер ФРГ Хельмут Шмидт сформулировал задачу науки и производства таким образом: «… промышленности следует производить продукты и изделия, производство которых для других недоступно и не будет доступным в течение ближайших 10 лет. Это означает, что необходимо стремиться к разработке новых технологий и завоеванию новых рынков. Чего можно достичь только путем ускорения инновационных процессов» /27/.

 
Возрастающее воздействие нововведений на развитие экономики и бизнеса уже стали осознавать большинство хозяйственных руководителей и предпринимателей Украины. Только с инновациями сегодня связываются наибольшие успехи в бизнесе и предпринимательстве, а поэтому необходимо изучать и применять современные методы и формы инновационного менеджмента.

 

 

Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к социальным, бытовым и производственным услугам.

Процесс, протекающий с момента зарождения новой идеи и связанный с подготовкой и воплощением ее в производство с последующей реализацией на рынке, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы могут зарождаться в отдельных отраслях науки и производства, а качественно завершаются только в сфере производства, изыскивая прогрессивные, качественно-количественные изменения в развитии производительных сил.

Инновация есть скорее экономический и социальный термин, нежели технический. Она не обязательно должна быть чем-то техническим или вещественным, а само появление инноваций как объективной реальности может происходить по-разному.

Систематическая новация, например, обязана своему появлению целенаправленному, организованному поиску изменений, систематическому анализу тех возможностей, которые эти изменения могут дать экономическим или социальным нововведениям.

Зачастую новации могут быть продуктом совершенно не похожих, порой непредсказуемых событий в жизни общества, следствием различных изменений в среде, окружающей человека /3/. К таким перманентным или радикальным изменениям можно отнести следующее:

· неожиданное событие, которым может быть и успех, и неудача;

· несоответствие между реальностью и ее отображением во мнениях и в оценках людей;

· изменение потребностей производственного процесса;

· изменения в структуре отрасли или рынка;

· демографические изменения;

· новые знания.

Каждый из приведенных источников новаций обладает своими собственными характеристиками и особенностями, хотя между некоторыми иногда провести четкую границу бывает затруднительно. Тем не менее полезно будет их рассмотреть и сделать некоторые выводы.

Неожиданное событие, которое может привести к появлению новаций, желательно рассматривать в двух аспектах – успех и неудача.

Неожиданный успех – это счастливая и благоприятная возможность для нововведений, так как его появление указывает на назревшую необходимость этих новаций. Неожиданный успех надлежит изучить с целью выявления последующих инновационных возможностей, задаваясь следующими вопросами:

· Какие выгоды дает использование неожиданного успеха?

· Какова причина его появления?

· К чему это приведет? И что необходимо сделать, чтобы превратить успех в инновационную возможность?

· Как это сделать?

Неожиданная неудача, в отличие от успеха, редко воспринимается как источник новаций. Большинство неудач – результат грубых ошибок, просчетов в планировании или некомпетентности исполнения. Но если проект терпит неудачу при тщательном планировании и добросовестном исполнении, то такая неудача указывает на необходимость изменений, то есть на скрытые инновационные возможности.

Несоответствие между реальностью и ее отображением являются верным признаком новаций: либо тех, которые уже произошли, либо тех, которые можно вызвать.

Несоответствие – это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что «должно быть». Оно задает нестабильность, в которой очень небольшие усилия могут сдвинуть огромные массы и перестроить целые социально-экономические структуры.

Различают следующие виды несоответствий:

· несоответствие между экономическими реалиями общества;

· несоответствие между реальным положением в отрасли и планами;

· внутреннее несоответствие в ритме и в логике технологических процессов на предприятии.

Потребности производственного процесса диктуют необходимость совершенствования уже существующего процесса, замену слабого звена или перестройку старого процесса в соответствии с новыми потребностями. Иногда, например, необходимо добавить всего лишь одно звено, но без новых знаний этого сделать невозможно.

Изменение отраслевых и рыночных структур может явиться источником новаций при сближении технологий, которые, прежде счита

 
лись совершенно самостоятельными. Кроме того, отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней. И, наконец, если наблюдается быстрый рост отрасли (как правило, быстрее, чем экономика в целом), то можно с высокой достоверностью сказать, что ее структура резко изменится,– самое позднее в тот момент, когда объем выпуска в этой отрасли удвоится. Традиционное деление рынка на сегменты больше не отражает реальность, оно отражает лишь историю.

Демографические изменения отражают изменение численности населения, его возрастную структуру, состав, занятость, уровень образования и доходов. Такие изменения обычно однозначны и имеют легко предсказуемые последствия.

Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Знания совершенно необязательно должны быть научными или техническими.

Эти новации отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости. Вот их основные отличия:

· время протекания у таких инноваций самое длительное;

· эти нововведения могут быть успешными только на основе сочетания нескольких видов знаний, а реализация возможна лишь тогда, когда уже имеются прецеденты их использования;

· реализация таких новаций характеризуется высокой степенью риска и непредсказуемостью.

Разновидностью подобных новаций являются нововведения, в основе которых лежит «блестящая идея», и новации, появляющиеся в результате «озарения», которые очень редки, характеризуются бессистемностью и неорганизованностью, не могут быть воспроизведены, не поддаются изучению и которым нельзя обучить.

Нововведения, основанные на анализе, системности и упорном труде, составляют более 90% всех эффективных новаций. Здесь недостаточно интуиции. Поиск должен быть четко организован и проводиться на регулярной, систематической основе, с содержанием и этапами которого ознакомимся в последующих главах.

Все этапы инновационного процесса требуют, естественно, затрат труда, энергии, материалов, времени и финансов. Наибольшие затраты, как правило, приходятся на этапы превращения новации в инновацию. Сфера инновационной деятельности охватывает рынок новаций, рынок инвестиций (капитала) и рынок товаров и услуг /5/.

Рынок новаций. Товаром рынка являются новации, полученные в результате систематической целенаправленной работы (НИОКР) и вследствие изменений, рассмотренных выше. Так или иначе, новации являются продуктом интеллектуальной деятельности и, как правило, должны быть защищены авторскими правами.

Без рынка новаций не может быть инновационной деятельности и прогресса общества в целом.

Новации можно разделить по ряду признаков. По содержанию: технические, управленческие, социальные, экономические. По сфере распространения: промышленные, финансовые, научно-педагогические, правовые и т.д.; по уровню распространения: государственные, отраслевые, региональные, корпоративные, фирменные. По степени новизны – существуют различные подходы и классификации, основные из которых подробнее рассмотрим в гл.7.

Рынок новаций формируют научные и проектные организации, вузы, научно-исследовательские подразделения предприятий, отдельные изобретатели, новаторы.

Конкуренция заставляет субъекта хозяйственной деятельности идти на рынок новаций или участвовать в его формировании.

Участие в рынке новаций осуществляется в различных формах:

· развитие собственной базы для проведения НИОКР;

· проведение исследований совместно с другими организациями;

· выдача заказа другой организации на проведение НИОКР;

· покупка изделий, технологий, научных знаний;

· создание совместных предприятий при наличии хотя бы одного участника, обладающего новациями.

Определяющим условием в конкурентной борьбе является объем инвестиций в разработку и превращение новаций в инновации.

Изменение объема этих инвестиций выдвигает в лидеры одних и лишает лидерства других (как государств, так и отдельных производителей).

Рынок инвестиций. Основное влияние на рынок инвестиций оказывает макроэкономическая политика государства, законодательство, рынок ценных бумаг и информационное обеспечение.

Развитость рынка инвестиций зависит от состояния экономики страны.

Инвестиции бывают реальными и финансовыми. Реальные инвестиции осуществляют предприятия, приобретая новые средства производства, интеллектуальные и другие активы. Финансовые – представляют собой приобретение инвесторами (физическими и юридическими) ценных бумаг организаций, ведущих инновационную деятельность.

Рынок товаров и услуг окончательно отвечает на вопрос, была ли успешной инновационная деятельность. Успех подтверждается реализацией, неудача может постигнуть даже товар, обладающий большой научно-практической ценностью, не отвечающий интересам покупателя, например, из-за своей высокой цены.

 
Таким образом, рынки новации, инвестиций и товаров (услуг) образуют инновационную сферу, в которой происходит и их взаимодействие. Успешное и активное сосуществование указанных субъектов инновационной сферы снижает риск нововведений и ведет к новому витку создания новшеств, а значит, и прогрессу в целом.

 


Глава 2. Инновационная деятельность и государственная политика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.