Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Работа над новым материалом. II. Минутка чистописания




II. Минутка чистописания.

I. Организационный момент.

Ход урока

Урок 37. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. КОРЕНЬ СЛОВА

IV. Итог урока.

– Что такое монолог?

– Что такое диалог?

– Что вы узнали о плане речи?

 

 

Цели: ознакомить учащихся с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова.

На доске слова: ле.., пару.., уку.., ча...

– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, является орфограммой данных слов. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Орфограмма данных слов – буква с: ле с – леса, пару с – паруса, уку с – укусы, ча с – часы. Значит, эту букву мы будем писать на минутке чистописания.)

– Расскажите все, что вы знаете о звуке, который обозначает буква с. (Это глухой парный согласный звук. Может быть твердым и мягким.)

Ссз Ссзз Ссззз…

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца. (Прописная и строчная буква с соединяются в цепочках с буквой з, которая обозначает парный звук. Количество букв з в каждой следующей цепочке возрастает на одну.)

1. Наблюдение.

– Прочитайте «хитрый» вопрос.

– Как вы на него ответите?

Учитель показывает шишку сосны.

– С какого дерева эта шишка?

После ответа детей слово сосна записывается на доске и в тетрадях.

– Как называется шишка сосны?

Записывают через черточку слово сосновая.

Сосна – сосновая.

– Выделите дугой общую часть.

Учитель показывает сахарницу.

– Что это? (Сахарница.)

– Почему она так называется? (В сахарницу кладут сахар или сахарный песок.)

Сахар, сахарный, сахарница.

Аналогично дети объясняют значение слова солонка и записывают слова, выделяя общую часть.

Соль, солонка, солить.

– Сравните слова в каждой строчке и скажите, чем они похожи. (Слова каждой строчки сходны по смыслу и имеют общую часть – корень.)

2. Работа над упражнением 144.

– Проведем физкультминутку. На доске записаны слова. Если я укажу на слово, которое можно перенести, вы делаете приседание. Если слово, на которое я укажу, нельзя перенести, вы топаете ножками.

На доске слова: лось, цветок, бусы, яма, ваза, цветной, ёж, силач, цветник, треск, зверь, день, кора, Юра, орех, касса, лейка.

– Здесь есть родственные слова? Обоснуйте свой ответ.

3. Нахождение родственных слов.

На доске представлена запись:

Больница, боль, большой, больной.

Лес, лесистый, лесник, перелесок.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

– Прочитайте.

– Являются ли слова каждой строчки родственными (однокоренными)? Докажите свой ответ.

Учитель обращает внимание, что слова весёлый и радостный – близкие по смыслу, но не всякие близкие по смыслу слова (имеются в виду синонимы) – родственные (однокоренные).

4. Работа над упражнением 147.

– Запишите слова, близкие по смыслу.

Богатырь – силач.

Чудо – диво.

Вьюга – метель.

– Являются ли эти слова родственными? Обоснуйте свой ответ.

– Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.

Быль и небыль – это слова близкие или противоположные по смыслу?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.