Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родовая Травма




РОД

РЕЧЬ

РЕЛИГИЯ

РЕАЛЬНОСТЬ

РАЗУМ

ПУТЬ

ПУСТОТА

ПРУТ

ПРОСТОТА

ПРОГРАММА

ПРОБЛЕМА

Греческое problema дословно означает «нечто выступающее, брошенное вперед» - «выступ» – «преграда».

Двухосновное слово, раскладывающееся следующим образом: pro- «впереди», «перед» + blema «бросок», произошедшее от ballo «бросаю», «мечу» (Мучение), «накидываю».

От чего мы мечем и мечемся? От того, что сами создаем в жизни своей муть, замутняем то, что изначально пребывает в ясности и накидываем под своими же ногами груды мусора, о которые непременно и спотыкаемся. Все это сдерживает естественный ход событий и тормозит, а впоследствии и блокирует развитие поступательного движения, приводя к застою и распаду. Ибо накопившийся мусор, когда достигает некой критической массы, неизбежно начинает разлагаться, ускоряя смертоносные процессы тления. С другой стороны мы имеем известное евангельское предостережение «Не мечите жемчуг ваш перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и обратившись, не растерзали вас».

Жемчужина в психоаналитической интерпретации представляет мистический Центр и сублимацию и тем самым отождествляется с человеческой душой.

Символическое ее значение связывается с такими качествами как: жизнетворящая сила, связь с первоисточником энергии, образ негасимого божественного света, тайна превращения потустороннего в ощутимое, проявление Бога в космосе – у гностиков. Ее скрытое развитие внутри раковины связывается с чудом рождения и возрождения, процессом трансформации, означающим переход от примитивных стадий развития к спиритуальным статусам бытия человеческого. В алхимическом контексте можно говорить о феномене преобразования материи в философский камень.

Свинья в символизме означает обратный процесс превращения высшего в низшее. Свинью также связывали с плодовитостью физической, что указывает на ее аспект прежде всего плотский, стадный. На некоторых фресках изображение свиньи у ног св. Антония означало победу духа над животным началом.

Исходя из представленных символических толкований, становится ясным зашифрованный подтекст евангелического предостережения: «Не стоит свои духовные достижения подчинять деструктивным, хтоническим импульсам бессознательного, которые, вырвавшись из-под контроля, способны хаотической и неуправляемой силой своей оказать разрушительное действие». Достигающий более высоких измерений своего бытия, на первых этапах трансформации подвергается риску подпасть под влияние искусов прошлого с его отлаженными и заученными стереотипами и таким образом вновь регрессировать до состояния, обусловленного примитивными позициями. В этот период важно вспоминать и осознавать, что достигнутое внутреннее достояние принесет куда более весомые плоды, чем те, которые давно уже съедены и переварены.

Семантическое поле: Проблема – Мусор – Муть – Смятение – Мучение.

 

 

Греческое programma – «объявление», «предписание», «предварительное описание».

Gramma – «письменный знак». Grammata – «надпись», «книга».

Pro- «впереди», «перед».

«Знак»: корень zna- (тот же, что и в слове знать), вышедший из индоевропейской основы g’en:g’ene – «знать», «узнавать». Соотносится с понятиями “гений”, “ген”, “генезис”, которые сами по себе находятся в родственных отношениях. Латинское genius – «гений», «дух – хранитель» происходит от gigno>geno – «рождаю», «порождаю», «произвожу на свет». (Род).

Если рассматривать в целом композицию значений в понятии «программа», то нетрудно обнаружить ее соотношение со смыслами, которые несут в себе «Закон» и «Слово».

«Закон» и «Программа» соотносятся в том, что и тот и другая обладают качеством некой до-начальности: За-кон – то есть перед чертой (пределом). Про-грамма – то есть перед знаком явленным и явным. В данном плане они выступают как фактор первичный, причинный, пред-определяющий остальную последовательность событий. Свойством причинности наделены и Речь, Слово (которое «было в начале»). В корневой основе «Речь» и «Рок» объединяются.

Поэтому проявляя глубинные взаимосвязи изучаемого понятия с остальными родственными ему смысловыми категориями, мы можем на основании приведенных соответствий вывести следующее единство значений.

В современном лексиконе слово «Программа» в применении к человеческой психике стало чрезвычайно популярным, и само это понятие сделалось чуть ли не мифологическим. О нем говорят, кто с трепетом, кто со скептической иронией, кто – преисполнившись таинственной многозначительности. И данное явление мы можем наблюдать, как и во всех остальных подобных случаях в силу только одной причины, а именно – непроясненного значения слова. Однако, в настоящей статье этот пробел восполнен, и мы можем теперь четко прояснить логику и механизмы интересующего нас процесса.

Прежде всего определимся с одним из основных понятий алгоритма программирования, каковым является УМ.

Что такое ум?

Ум – это виртуальная алгоритмическая машина, которая определенным образом организует информацию в опыт. На основании же последнего индивид получает возможность планировать и прогнозировать свои последующие действия.

Можно сказать, что техническим обеспечением этой виртуальной машины является система рефлексов. Если я обжегся о горячий утюг, то вряд ли в следующий раз я буду безалаберно хвататься за этот предмет. На основании определенного действия и связанного с ним состояния моим умом был сделан вывод, а последний в свою очередь сформировал очередную стратегию поведения.

Значит, ум оценивает и делает выводы. Он – думает. В этом его отличие от разума.

Разум – нечто другое. Сама частица раз- в применении к некоему понятию означает нечто оппозиционное тому, что в данном понятии заложено. Обиходные примеры хорошо это иллюстрируют: раз-деть противоположно – одеть, разуть – обуть, разъять – объять. В своем ядерном значении означает также через, сквозь.

Стало быть, разум как-раз демонтирует ум. Он его раз-девает, раз-увает. Разум раз-умеет. Он не думает, а раз-думывает, раз-мышляет. Ум примитивен, разум интеллектуален и в этом смысле, в какой-то степени, духовен. Можно сказать, что разум, проникая через ум, сквозь ум,находится за умом. Ум чистит зубы и отдергивает руку от утюга, разум создает теорию относительности и Лунную сонату. Животное может быть умным, но никак не разумным. Homo sapiens – человек именно разумный, а не умный! Даром ли говорят о Всемирном – Разуме, но никак не о Всемирном Уме? Разумный означает – способность проявлять себя креативно – творчески и созидающе.

Разум – также и то, что не только за умом, но и над умом. В этом их основное отличие.

Ум на самом деле индефферентен к его носителю. Он, что называется, себе на уме. И потому вовсе не озабочен нуждами своего обладателя. Это как компьютер, который призван обслуживать потребителя, но которому вовсе нет никакого дела до своего хозяина. Он холоден и безучастен и просто делает свое дело. Ум – только умеет и не более того.

Однако, это вовсе не означает, что не следует заботиться о своем уме. Как и всякий механизм, он требует к себе известной заботы и внимания. Важно здесь другое – остаться в состоянии над умом, а не отождествляться с ним, что и происходит с большинством особей.

Теперь в конкретике рассмотрим алгоритм. по которому работает машина ума. Принцип ее действия следующий:

1. Каждое событие, происходящее с индивидом или имеющее к нему хоть какое-то отношение, неизбежно интерпретируется умом, то есть оценивается с точки зрения его качества как позитивного или негативного для индивида.

2. На основании произведенной оценки ум делает соответствующий ей вывод, выносит свой категорический вердикт.

3. Постольку поскольку всякий вывод представляет собою некое завершающее суждение, четкий итог, то вскоре он становится предписанием.

4. Предписание можно определить как руководство к действию в соответствии с принятым выводом, который теперь уже обладает статусом закона. Следовательно, речь здесь идет уже о программировании.

5. Программа, до поры до времени существующая как тенденция, при определенном напряжении, сгущении ее параметров, конденсируется в Установку – непосредственный импульс к действию.

6. Действие приводит к Результату – финалу всего процесса.

Вырисовывается следующая цепочка:

СОБЫТИЕ – ВЫВОД – ПРОГРАММА – УСТАНОВКА – ДЕЙСТВИЕ – РЕЗУЛЬТАТ (СОБЫТИЕ).

Причем, получаемый результат, который мы можем обозначить также как Событие 2 являет собой своеобразное повторение изначального События 1. Символический круг замыкается. Особь попадает в западню замкнутого цикла, действие которого на данном этапе отнюдь не заканчивается, но содержит в себе тенденцию к постоянному воспроизведению через определенные интервалы времени. Фатальная заданность присутствующей записи прокручивается периодически с механическим упорством магнитофонной ленты до скончания биологических дней субъекта, кроме тех случаев, разумеется, при которых происходит перепрограммирование.

Таким образом получается, что цепочка последующих событий неизбежно возвращает нас к одной и той же ситуации. Не смотря на формальное разнообразие ситуаций, их скрепляет единый контекст.

Можно сказать, что каждое последующее событие Сn+1 фактически является очередной копией события предыдущего с подобным смысловым содержанием Сn. Последнее же, в свою очередь, также представляет собой не более чем звено в некоем ряду, содержащем в себе универсальный смысл общей заданности.

С1 = С2 = … Сn = Сn+1.

То есть речь идет по сути об одном и том же событии!

Любой пример, взятый из повседневной жизни, убедительно проиллюстрирует справедливость вышеприведенной выкладки. Не столь уж редко приходится наблюдать семейные коллизии, где супруги расходятся друг с другом, вынуждая ребенка делать выбор, с кем остаться. Но детская душа еще не готова взять ответственность за подобное решение, и потому ум малыша избирает иную стратегию, которая предпочитает построение внутренней логической конструкции со своей, в общем-то убедительной, но и разрушительной системой смыслов. Ребенок, еще не способный к общему осмыслению ситуации, относит последнюю на свой счет. (И, собственно говоря, это универсальный механизм: каждую ситуацию мы подсознательно относим на свой счет). Он не замечает конфликта между взрослыми, но полагает, что кто-то из них уходит от него, оставляет его, хотя это может и не иметь отношения к правде совершенно никакого. И данного предположения оказывается вполне достаточно для возникновения целого каскада цепных реакций взаимообусловливающих выводов и установок.

Причем мы с известной долей достоверности можем описать систему умозаключений, выстраивающихся в смысловом аппарате детской психики, имея в виду описанный алгоритм.

1. Событие 1. – Уход одного взрослого от другого взрослого.

2. Интерпретация ума. "Уход от меня!"

3. Вывод ума. "Если от меня ушли, стало быть, я уже не нужен. Раз я не нужен, значит, меня не любят. Коли не любят, то и не за что любить. Следовательно, я плохой и во мне что-то не то".

4. Программа. "Меня не любят и меня бросают".

5. Установка (реализующаяся через определенные, возможно, и продолжительные интервалы времени). «Если любовь и есть, то я ее не достоин».

6. Результат (Событие 2). Уход мужа или жены.

 

Подобная механика объясняет и то, почему фактором риска для последующего семейного или личного благополучия является развод родителей одного из супругов, произошедший, когда он или она были еще детьми.

Основываясь на приведенной схеме, мы можем прояснить любую ситуацию, случающуюся в жизни индивида. Используя подобные принципы, мы способны ход событий изменить. Практика пере-программирования базируется на тех же законах и механизмах, хотя здесь при этом следует учитывать некоторые факторы, представляющие собой, не смотря на их скрытость, весьма существенную значимость, игнорирование которой предстоящую работу просто сделает бесперспективной.

В этом смысле прежде всего следует учесть следующие основные положения: ЛЮБОЕ СОБЫТИЕ НЕЙТРАЛЬНО.

Это значит, что само по себе оно ни плохое, ни хорошее. Оно случилось и имеет место быть. Ту или иную значимость ему придает наш ум.

ЛЮБОЕ СОБЫТИЕ ДУАЛЬНО.

Это значит, что оно включает в себя антагонистические составляющие, которые при взаимодействии друг с другом и уравновешивании друг друга и порождают его конечную нейтральность.

Следовательно, прибегая к сокращенному языку схем, представляется совершенно некорректным сделать подобную запись: Событие С(-) или Событие С(+).

Но вполне обоснованно записать: Событие С(+_).

(С+_) = Н. То есть в конечном итоге любое событие нейтрально (Н).

Нейтральность – это завершающий синтез, благодаря которому поддерживается установленный порядок вещей.

Ум выбирает то или иное свойство данного события, исходя из степени своей причастности к последнему, наделяет его актуальностью и значением, а затем выводит частный эпизод в ранг обобщения.

Ум занят тем, что постоянно обобщает. Самобытная же истинность данного обобщения, то есть его адекватность реальности в расчет не берется.

Из этого следует весьма важный вывод: если организм способен управлять своим умом, то он может перенаправить его внимание к другой смысловой составляющей события и тем самым активизировать новую цепочку причинно-следственных связей.

Негативное самопрограммирование можно представить такой схемой:

УМ(СН = С+_) = С-.

В случае перепрограммирования, заключающегося в перенаправлении энергии ума на другую составляющую события, формула предстанет в следующем виде:

УМ(СН = С+_) = С+.

 

Обратимся к нашему примеру с ребенком. Первый вариант – выделения из ситуации одной ее части и интерпретации ее как негативной, мы рассмотрели. Теперь же осмыслим способ, посредством которого можно совершить позитивное перепрограммирование.

1. Ситуация. Взрослый уходит от взрослого.

2. Интерпретация ума. "Взрослые расстаются, но я-то остаюсь!"

3. Вывод ума. "В любом случае я остаюсь. И если я остаюсь, то я продолжаю жить. А раз я жив, то представляю собой несомненную ценность. Стало быть, я нужен, и во мне есть что-то особенное. И поэтому меня есть за что любить!"

4. Программа. "Я всегда и в любом случае остаюсь жив. И эта моя жизнеспособность притягивает окружающих".

5. Установка. "Я достоен любви, и во мне присутствует сила".

6. Результат. Способность к установлению эффективных взаимоотношений с миром, людьми, самим собой.

Подобным же образом можно нейтрализовать любую сиюминутную ситуацию, представляющуюся актуальной. При этом меняется не отношение к ситуации, а сама сумма обстоятельств!

Ниже предлагается алгоритм самоосознания, позволяющий депрограммировать, то есть стереть нежелательную психоинформационную матрицу и сформировать позитивное предписание.

"1. Я осознаю, что происходящее со мною само по себе не является ни плохим, ни хорошим.

2. Тем не менее, происходящее со мною, беспокоит и тревожит меня.

3. Но теперь я знаю, что некая механическая часть моей личности, называемая умом, на основании своей логики просто сделала вывод о том, что данная ситуация для меня вредна.

4. С другой стороны мне известно, что любое событие само по себе нейтрально. И в то же время оно – дуально, то есть двойственно, а это означает, что оно не только содержит в себе плохой для меня фактор, но и хороший.

5. И постольку поскольку я осознаю, что я не есть мой ум, я могу отделиться от него и подняться над ним, заняв позицию разума.

6. Это означает, что я обретаю тем самым способность управлять и руководить моим умом.

7. И я направляю внимание своего ума на позитивную составляющую актуальной для меня ситуации.

8. Я осознаю и знаю, что происходящее со мною есть для меня – благо.

9. А потому я испытываю чувство доверия, принятия и благодарности к тому, что со мною происходит!"

Семантическое поле: Программа – Слово – Рок – Закон – Знак – Речь – Рок.

 

 

Древнерусское простъ, простый – «прямой», «прямостоящий», «первичный».

Общеславянская праязыкавоя база prost = pro+st восходит к и.-е. корню sta -: sto - «стоять».

Старшее значение понятия «простой» – «прямо стоящий», «прямой» (Верх).

«Простой» соотносится греческим protos «первый» (что изначально трактовалось как изначальный, предшествующий всему остальному).

«Прямо стоящий» воплощает идею вертикали, вмещающую в себя идею Мировой Оси, соединяющей землю и небо, и таким образом обретающую смысл священной функции.

Словенское prost – «свободный»; prostast – «свобода».

Семантическое поле: Простота – Свобода – Верх – МироваяОсь.

 

Болгарское прът – «шест», «жердь». Сербскохорватское прут – «хлыст». Древнерусское прутъ – это «прут», «хлыст», «ветвь». Древнеиндийское valsah – «отросток», «ветвь», «гибкий прут» и при этом соотносится с понятием «волос». Индоевропейский корень prou- (pru-) – «прыть» (как свойство и проявление жизненной силы).

В древнем традиционном представлении «прут», «ветка» ассоциировались с понятием божественной силы, Мирового Разума. Английское twig «ветка» – ирландское tuigin «понимать». Русское «прут» – литовское protos «разум» - греческое protos «первый» (что изначально трактовалось как изначальный, предшествующий всему остальному).

Еще одно понятие ветки выступает в значении жизненной силы, один из символов которой традиционно олицетворялся кровью. Русское «сук» – латинское sanguis «кровь».

Помимо остального ветка, прут символизируют духовную чистоту, святость. Латышское stars «ветка» – тохарское A astar «чистый» – английское star «звезда». Также сопоставимы русские ВЕТка – сВЕТ – сВЕТлый.

Как уже указано ранее, в одном из значений прут синонимично расположен по отношению к шесту, столбу. Шест же воплощает идею вертикали, вмещающую в себя идею Мировой Оси, соединяющей землю и небо, и таким образом обретающую смысл священной функции. Английское stake «столб» – ирландское dag «святой». Готское ans «столб» - и.е. es - «быть, существовать» – древнеиндийское as «жить».

И.-е. корень tak -, tek -, tuk - этимологически соотносится с русским «дух», что соотносится и с и.-е. dheg - «огонь».

Семантическое поле: Прут – Волос – Сила – Жизнь – Огонь – Бытие.

 

Общеславянская база pust развивается из индоевропейского корня paus-. Отсюда и латинское pausa, в свою очередь произошедшее от греческого pausis, означающего «утоление», «прекращение», «отдых»; греческое pausole – «отдых», «спокойствие», «покой», «прекращение».

В русском производным указанного корня является глагол (от)пустить, который в своих старших значениях мыслился как «оставить в покое», «не мешать», «освободить».

На основе семантического генезиса можно говорить о непосредственных отношениях понятий «Пустота» – «Чистота». В сакральном, старшем значении «чистый» несло в себе значение «святой». Соответственно, пустота издревле ассоциировалась с абсолютной святостью, результатом очищения от скверны и бренности, подобно тому, как чистота, освобожденная от мути мусора становится предельной ясностью.

В связи с обнаруженными параллелями новые оттенки получает и слово «нагой». Интересно и показательно его сравнение с греческим agios – «святой».

Отмеченные свойства Пустоты несомненно указывают и на ее прямое отношение к Божественному, для чего достаточно сопоставить латинское vacuum – «пустой» и и.-е. vac – «издавать звуки», чтобы обнаружить взаимосвязь Пустота – Слово.

Семантическое поле: Пустота – Чистота – Божество – Слово – Нагота.

В чешском pout означает «паломничество, богомолье». Польское patnik – «паломник». Древнерусское – «проход». Индоевропейский корень pent (pont) – «ступать», «идти». Латинское pons – «мост». Отсюда pontifex – «верховный жрец», первоначально – «строитель мостов, дорог».

Известно, что мост как символ означает связь миров и тем самым указывает на возможность перехода в сферу божественного. В этом смысле он относится к ряду священных символов, олицетворяющих собой сопричастность космического и бытового, небесного и земного, к которому принадлежат также: дерево, радуга, гора.

Английское way – «дорога, путь» имеет отношение к древнеанглийскому wang «Вселенная». Таким образом сразу обнаруживает себя сакральный смысл понятия «Путь». Литовское taka «тропинка» – индоевропейский корень tak «молчать» (имеется в виду священное безмолвие в религиозном экстазе). Греческое odos «дорога» – греческое же oda «песня» (священное песнопение). Греческое dromos «дорога» - древнеанглийское dream «радость, песня, музыка». Древнеирландское cassan «дорога» – греческое kosmos «Вселенная». Греческое poros «проход» – русское «пора» (во временном значении). Древнеирландское conar «дорога» – и.е. konos «делать, совершать сакральный акт». Русское «тропа» – и.-е. terp – «радоваться, ликовать, преуспевать», расти (Род)». Английское path «дорога» – древнеиндийское patah – “охраняемый».

Семантическое поле: Путь – Проход – Движение – Мост – Верховный Жрец – Рост – Род – Охраняемый – Радость – Песнь.

 

То, что часто необоснованно путают с понятием «ум».

См. УМ.

Семантическое поле: Разум – Дух – Речь – Совесть – Мысль.

 

По латыни realis означает «вещественный». Res – «вещь». И.-е. корень re -.

Понятие «вещь» в древнерусском языке обладало такими значениями как «дело», «естество», «происшествие».

И.-е. основа uek - «говорить». К этому корню восходят: латинское vox «голос», «глас», древнеиндийское vakti – «говорит», «рассказывает», греческое epos – «слово», «речь». Теперь обратим внимание на соотношение «вещь» – «вещать» через корень uek-. И далее «вещать» – «вещий»

В общей смысловой картине прорисовывается еще один корень ved - «ведать». Ведать – стало быть «знать», «уметь», «управлять». Английское wit «разум», готское witan «знать». Древнеиндийское veda «знание».

Также обращает на себя внимание и.-е. корень u(e)id – «видеть», «замечать». Латинское video «замечаю», «нахожу», греческое eidos «вид» oida «знаю». В русском соотносятся «видеть» – «ведать». Древнеиндийское vindati «находит», «открывает», «существует» (см. Быть).

Противоположно реальности: Идол – Кумир – Ад.

Значит, реальность представлена в слове. И тот, кто к Слову приобщен, тот обладает речью и владеет способностью видеть. Видящий – ведает. Кто ведает, тот и знает, кто знает, тот и управляет. В этом и проявляется разум. Наделенный Разумом, истинно существует, ибо пребывает в «я есть» и, стало быть, становится сущим. Как видим, такое вроде бы абстрактное и размытое понятие как реальность вполне очевидно и четко раскрывается в совершенно конкретных и прагматически значимых элементах.

Семантическое поле: Реальность – Вещь – Дело – Естество – СловоРечь – Знать – Уметь – Управлять – Разум – Видеть – Открывать – Существовать.

 

 

Понятие происходит из латинского religo, что означает «связываю, соединяю, обвиваю, обвязываю». (Т.к. в представленных значениях присутствует и.-е. корень se-, см. статьи с однокоренными понятиями Свобода. Семья).

Отсюда становится понятен прямой смысл религии, который указывает человеческому существу его изначальное, нативное состояние связанности, соединенности с неким источником, генерирующим жизненную энергию и потому саму возможность бытия, иными словами, с Богом.

Даже не апеллируя к теологии, а, оставаясь в рамках только психоаналитической парадигмы, мы можем легко доказать, что любой человеческий организм есть существо религиозное. И любые его отношения и взаимоотношения перманентно религиозны.

Не вызывает никаких возражений тот факт, что изначально находясь в поре своего раннего, младенческого состояния, ребенок не может воспринимать своих родителей осознанно. Он еще не знает, что они для него – мать и отец. Лишь позже он приучается их узнавать и называть подобными именами. Хотя и в этом случае знание, у-знавание и называние суть далеко не одно и то же.

И из этого вполне очевидно следует, что родительские фигуры ребенком воспринимаются вне-личностно, то есть они представляются для него некими воплощениями огромного и непостижимого мира и на первых этапах этим миром и являются.

Выходит, что первую очередь организм взаимодействует с неопределяемым, неописуемым и глобальным Миром. Можно сказать, что он оказывается в ситуации один на один с Миром, и между ними нет посредников.

Со временем в нашем восприятии окружающий нас и наполняющий нас мир так или иначе, но закономерно разделяется на две составляющих: предметно-вещественную – явленную в результате предложенного нам описания и объяснения картины «реальности» и ту, что располагается за пределами обыденных представлений. Последняя же берет начало в довербальном, дологическом опыте общения ребенка с матерью – «Миром». Выходит, что изначально субъект общается с чем-то, или кем-то иным еще до признания своих биологических родителей. Подобная тенденция вытесняется в Бессознательное, но никак не может быть уничтожена, ибо выходит, что она является врожденной.

При этом физическая компонента бессознательно переживается как производная от мета-физической, которая в развитии организма первична.

Получается, что Метафизический Мир представляет собою нечто Изначальное, Извечное, Абсолютно тотальное, До-родительское, Независящее и Независимое от восприятий и представлений нашего ума, Существующее как Непреходящая Сущность, Бытие в Чистом виде. И синонимы ему: Абсолют, Абсолютный Разум, Бытие, Бог. Но главное в том, что это до-родительское по логике вещей более актуально, чем родительское!

Следовательно, вне религии нет человека. И все мы в любом случае бессознательно религиозны.

Семантическое поле: Религия – Соединение – Связь – БогСемьяСвобода.

 

И.-е. корень rek-:rok- «определять», «располагать», «устраивать» - тот же, что и в слове «рок».

Древнеисландское regin – «божественная сила, дающая совет».

Древнеиндийское racayati (здесь c как ч) – «создает», производит», «делает». На хинди рач’на – «творить», «созидать», «сочинять» (книгу); рачайита – «создатель», «творец», «автор».

Семантическое поле: Речь – Божество – Рок – ПрограммаДело – Творчество – Созидание – СловоЯзыкЗакон.

Индоевропейский корень uerdh - «расти» (см. Путь), «прибывать», «разрастаться», «подниматься». Общеславянский корень rod- «происхождение». Греческое ordos- «прямо стоящий», «вставший», «поднявшийся»

Таким образом, становится ясным, что и понятие «Род» как таковое, извлеченное из контекста бытующего менталитета, кристаллизованное и очищенное от наслоений мировоззренческих стереотипов, являет собой смысл мистический. Получается, что приобщиться к Роду – значит проникнуть в тайну своего происхождения, вернуться в собственную глубину, «подняться» до изначальных и сокровенных истоков. Обретение родового сознания и означает Восхождение к Происхождению.

Семантическое поле: Род – Расти – Путь – Подниматься – Верх – Вертикаль.

 

 

Никто из людей еще не пришел в этот мир с улыбкой на устах.

Более того, наше появление на свет сопровождается плачем, болью, муками, страданиями и всепоглощающим ужасом.

Что вполне естественно, если вспомнить заявление, согласно которому рождение ребенка – это смерть плода.

Стало быть, каждый из нас несет в себе опыт смерти и уже при жизни!

"Я умер – когда родился" – любой может сказать подобное, никоим образом не покривив душой.

К данной теме проявили интерес и представители психоанализа, полагая, что здесь можно отыскать один из ответов на те вопросы человечества о себе самом, которые принято называть "проклятыми".

Согласно исследованиям и прозрениям Отто Ранка, ситуацию, в которой оказывается очередное вновьприбывшее сюда существо, можно представить в следующем виде:

- Рождение рассматривается как глубочайший шок.

- Шок этот создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются в течение всей последующей жизни.

- Травматический опыт рождения настолько ужасен, что вытесняется из детской памяти.

- Причина дальнейших проблем и кризисов кроется в содержании родовой тревоги.

- Отделение от матери представляет первичную травму.

- Последующие отделения любого рода приобретают столь же травматический контекст.

- Отделение при рождении "впечатывается" в мозг младенца в форме визуального образа.

- Первым таким образом предстают женские гениталии и при этом как нечто внушающее ужас.

- Любое наслаждение в конечном итоге стремится к воссозданию внутриутробного первичного блаженства, рая, утраченного при рождении.

- Наивысшее удовольствие достигается посредством сексуального акта.

- Сексуальный акт представляет символическое воссоединение с матерью.

- Мужчина в сексуальном акте отождествляет себя с пенисом, возвращающимся в материнскую матку.

- Женщина в сексуальном акте испытывает наслаждение, идентифицируясь с ее собственным неродившимся ребенком.

- Препятствие для удовлетворения представляет родовая тревога, сигнализирующая об опасности возвращения в материнское лоно.

Психономика, кристаллизуя положения Ранка, в определенную схему, дает возможность наглядного представления об истории появления и жизнедеятельности человеческого существа:

1. Внутриутробное существование – Эдем, пребывание в котором сопровождается переживанием блаженства.

2. Начало родовой активности матери – Нарушение райского гомеостаза, зарождение тревоги, предвещающей грядущую катастрофу.

3. Роды – Катастрофа обрушилась во всей своей ужасающей мощи. Переживание кошмара изгнания. Полная утрата безмятежности, покоя и состояния нирванического единства. Паника и нарастающая тревога. Сотрясение. Потрясение. Крушение. Мгла бездны и удушье сжимающего коридора. Встреча с Неведомым, таящим в себе опасность и угрозу уничтожения.

4. Рождение – Изгнание свершилось. Падение в холод чужого мира. Переживание потери, утраты единства, брошенности, вы-брошенности. Взрыв отчаяния.

Если следовать путем дальнейших обобщений, можно обнаружить такую последовательность:

1. Внутриутробный период – 2. Роды – 3. Рождение.

Физиологическому трехступенчатому процессу соответствует цикл мета-физиологических состояний:

1. Эдем – 2. Изгнание – 3. Изгнанность.

В контексте душевных переживаний проявляется адекватный ряд:

1. Блаженство – 2. Ужас – 3. Тревога.

Здесь, вероятно, нам следует провести некоторые различия в психологических понятиях и уточнить их смысл. Почему мы говорим об ужасе на втором этапе и тревоге на третьем, а не наоборот? И не допускается ли здесь излишне вольное обращение со смыслами?

Подобная расстановка акцентов представляется вполне уместной и логически обоснованной, если прояснить значение каждого из терминов.

Ужас, как и страх, и паника – непосредственная реакция на ситуацию и полностью определяется последней. Например, страх перед темнотой исчезает, как только исчезает сама темнота. Этимология понятия «ужас» вносит существенное дополнение в проясняемую картину. Чешское uzas - «удивление», «изумление». Древнерусское ужасъ – «страх», «отчаяние», «исступление». Проступает семантическая связь с «жать» и «гасить».

«Гасить» – древнеиндийское jasate – «истощает», «изнуряет».

«Жать» – «сжимать», «сдавливать», «давить». – Именно интенсивным сдавливанием, давлением сопровождается прохождение через родовой канал.

Общеславянский корень daviti – «душить», «умерщвлять».

Тревога происходит от и.-е. корня tris- «трижды». Общеславянское trьv-og-a значило «трижды повторенный сигнал об опасности». В смысловом значении здесь подчеркивается именно ожидание.

Таким образом тревога являет собою переживание, устремленное в будущее, и потому она не связывается с обстоятельствами, проявляющимися в настоящем. В данном случае опасность не столько присутствует, сколько ожидается. Такое вот ожидание действительной или мнимой угрозы и есть тревога.

Когда эмбриональный разум сталкивается с тотальным крушением мира, он реагирует непосредственно – то есть испытывает ужас – как ответ на мгновенное осознание событий, таящих в себе для него возможность гибели с одной стороны и драму произошедшего лишения покоя и защищенности с другой. Когда же младенец появляется на свет, он осознает, что жив, но мир, в который он попал – чужд и чуже-роден, а значит, потенциально опасен. Всякая потенция – всегда принадлежность будущего, иначе она была бы уже не потенцией, а кинетикой. Стало быть, можно говорить о том, что зародыш, попавший в водоворот смертоносных событий, охвачен страхом, а родившийся ребенок окутан тревогой.

Тревогу уравновешивает тоска.

Ибо тоска – это первый атрибут памяти, которая в любой момент несносного настоящего может нашептать о пленительном и прекрасном прошлом, например, таком, которое присутствовало в раю. И повинуясь этому властному, гипнотическому зову, душа обращает свой взор вспять и готова устремиться обратно. Но произошедшее – уже произошло. И оно способно быть реконструированным только в одном случае – если время повернет назад. Но как может повернуть в ту или иную сторону то, чего в действительности нет? Следовательно, и назад хода нет. Потому что свершившееся – свершилось, а значит, умерло.

Получается, что человека в первые мгновенья мучительно тревожной жизни тянет к смерти, так как его влечет, что вполне естественно, к водам обетованным внутриутробного Эдема.

Происходит своеобразная рокировка реальностей: смерть (ведь зародыш-то уже умер, когда ожил человек) представляется жизнью (в ее истинном смысле как перманентного блаженства и нарциссического переживания своего собственного бессмертия), а жизнь (наша реальность предметного мира) являет собой самую настоящую смерть (как состояние потери).

Младенческий мозг выводит формулу: Жизнь = Смерть. Смерть = Жизнь.

Однако, человеческим ожиданиям не суждено сбыться. Факты таковы, что выход и вход – не одно и то же. И Рай закрыт.

Если тоска удовлетворяется, она растворяется. В противном случае она обращается в отчаяние.

Итак, первое впечатление, равно как и самоограничение человеческого существа можно определить через следующие качества переживаний:

"Я изгнан".

"Я смертен, то есть подвержен уничтожению".

"Я одинок".

"Я нахожусь в той ситуации, где мне постоянно что-то угрожает".

"Я беззащитен".

"Я дезориентирован во времени и пространстве, ибо не знаю, что меня ожидает в следующий миг".

"Я бездомен, постольку поскольку изгнан из того места, которое полагал своим домом".

"Я – вечный странник, лишенный уюта, приюта и покоя".

Безусловно, данные описания лишь метафоры, ибо переданы словесно, и младенец еще не мыслит такими категориями. Он вообще еще ничего не формулирует, а только лишь формирует. Но суть, исходя из логики событий, остается соответствующей приведенным выводам, основной же из которых может быть выражен следующим образом: "Жизнь – это страдание".

Можно было бы сказать, что ребенок уже обладает сознанием будды, если бы у него было сознание. Наверное, царевич Сиддхарта Готама просто вспомнил опыт своего рождения и связанные с ним горькие озарения младенческого разума.

Таким образом получается, что первая инграмма (запись, запечатление) нашего мозга содержит в себе смысл: ИЗГНАННОСТЬ – СТРАННИЧЕСТВО – ОДИНОЧЕСТВО – ОБРЕЧЕННООСТЬ НА УНИЧТОЖЕНИЕ.

И, следовательно, человек, любой человек – по сути своей, по изначальному статусу – несчастен. Он Не- Счастен, потому что Не-Причастен счастью, не со счастьем.

Ведь в мире все проще, чем в наших умозрительных конструкциях. Несчастье – это отсутствие счастья.

Жизнь наша тотально пронизана амбивалентностью и дерущимися друг с другом отчаянно подспудными противоречиями.

И в силу неизбежности вступает парадокс: ЖИТЬ ТРЕВОЖНО, А УМЕРЕТЬ СТРАШНО. Капкан захлопывается, и наступает ад – эпоха вечного кошмара.

Вообще, существование человеческое представляет собою сплошной тотальный парадокс. Рассмотрим вездесущие антитезы нашего бренного бытия, и возможно, такое рассмотрение приблизит нас к некоему прояснению таинственной ситуации.

Нам известно, что основной и базовой программой Вселенной является Выживание. В противном случае, какой резон в эволюционировании и поддержании жизнеспособности систем, составляющих ее структуру? Но тогда возникает еще вопрос. Зачем для реализации программы выживания создается процесс уничтожения, пусть даже и явленный в переживании психической реальности? Получается, что для того, чтобы выжить, необходимо умереть. Умереть – чтобы выжить!

Семантическое поле: Родовая травма -Ужас – Тревога - Изгнанность – Сранничество – Одиночество – Обреченность на уничтожение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.