Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирской области 19 страница




Ундецимаккорд — аккорд из шести звуков, расположенных по терциям. Расстояние между верхним и нижним звуками ундецимаккорда составляет унде­циму. Составные звуки ундецимаккода называются: основной тон (прима (1)), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7), ноновый тон (9), ундецимовый тон (11). (Более подробную информацию об ундецимаккордах можно получить в 163-м уроке «Школы»).

 

 

Унисон (ит. unisono — однозвучный) — 1. Одновременное звучание го­лосов на одной ступени звукоряда, чистая прима. 2. Исполнение одной партии несколькими певцами или инструменталистами. 3. Со­четание звуков в интервале октавы (октавный унисон).

Унтертоны (от нем. Unter — нижний и Топе — звук, тон) — Ряд частич­ных тонов, находящихся ниже основного тона вибратора, зеркаль­ное отражение натурального звукоряда. Состав унтертона определяет вместе с обертонами (см.) тембр звука (См. Гармонический ряд).

Упражнение — 1.Музыкальное произведение, предназначенное для учеб­ных занятий по технике пения или игры на музыкальном инстру­менте (см. Вокализ, Диктант музыкальный, Экзерсис, Этюд). 2.Мно­гократное повторение упражнения (1) в процессе обучения.

Урмули — старинная грузинская народная песня, исполняемая возницей, едущим на арбе. Уурмули отличается чередованием речитатива с широко развитой и орнаментированной мелодией.

Усуль (арабское — основные положения, законы) — ритмическая фигу­ра в музыке восточных народов, исполняемая на ударном инстру­менте (бубне, барабане) и сопровождающая пение, игру на музы­кальном инструменте, танец.

Ут (ut) — первоначальное название звука С в сольмизации (см.), впослед­ствии замененное слогом «до».

Учебный план — официальный нормативный документ, основа для ор­ганизации учебного процесса. Учебный план определяет график, соотношение всех видов теоретического и практического обучения, перечень и по­следовательность изучения учебных предметов, а также время, от­веденное на изучение курсов и формы проверки знаний (экзамены, зачеты, курсовые работы и т. д.). Учебный план в сжатой форме отражает потребность общества в специалистах данного профиля, уровень развития определенной отрасли науки или искусства, а также учи­тывает состояние подготовки, развития способностей и познаватель­ных возможностей обучаемых.

 

Фа (fa) — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же, что F или f. 2. Строй инструментов (in F), звучащих: а) на З1/2 тона ниже напи­санного (английский рожок, валторна); б) на 21/2 тона выше напи­санного (валторна, партия которой написана в басовом ключе). 3. Название ключа.

Фагот (ит. fagotto — буквально: узел, связка) — духовой де­ревянный музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью. Звук фагота сильный, несколько гнусавого тембра. Диапазон: b1 — d22). Разновидности фагота: контра­фагот (см.) и субконтрафагот, звучащий на октаву ниже контрафагота. Используется в симфоническом оркестре.

Фа диез мажор — мажорная тональность, тоникой которой яв­ляется фа диез (то же, что Fis-dur). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми). Энгармонически равна тональности соль бемоль мажор.

Фа диез минор — минорная тональность, тоникой которой яв­ляется фа диез (то же, что fis-moll). Имеет три диеза в ключе (фа, до, соль). Энгармонически равна тональности соль бемоль минор.

Фактура (лат. factura — обработка) — 1. Совокупность всех средств музыкальной выразительности, состав изложения музыки. Элемен­тами фактуры являются: мелодия, аккомпанемент, аккорды, полифоничес­кие голоса, фигурация, противосложения и т. д. Основные типы фактуры: гомофоническая, аккордово-гармоническая, полифоническая. 2. Спо­соб исполнения: вокальная, инструментальная, хоровая, органная и т. д.

Фальцет (ит. falsetto, от falso — поддельный, ложный) — один из ре­гистров мужского певческого голоса. При фальцетном звучании го­лосовые связки полностью не смыкаются, колеблются только их края, в результате чего голос звучит слабо, искусственно. В практике оперного и камерного пения фальцет используется крайне редко, более широко — в хоровом (главным образом, тенорами) и особенно эст­радном пении.

Фа мажор — мажорная тональность, тоникой которой является фа (то же, что F-dur). Имеет один бемоль в ключе (си бемоль).

Фа минор — минорная тональность, тоникой которой является фа (то же, что f-moll). Имеет четыре бемоля в ключе (си, ми, ля, ре).

Фанданго (исп. fandango) — старинный испанский танец, исполняемый в умеренном темпе в сопровождении кастаньет. Размер 3/4, 3/8, 6/8.

Фанки — способ исполнения в стиле хард боп. Для фанки характерны ост­рая экспрессивность игры, отход от темперированного строя, ис­пользование ритмико-мелодических особенностей блюза и культовой музыки американских негров.

Фантазия (гр. phantasie — воображение, вымысел) — 1. Музыкальное произведение в свободной форме, не совпадающей с устоявшимися формами построения (Г. Перселл, Д. Фрескобальди, И. С. Бах, Ф. Э. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). 2. Инструментальная пьеса, отличающаяся причудливым, фантастическим содержанием и харак­тером музыки (М. Балакирев, М. Мусоргский, К. Дебюсси и др.). 3. Свободная трактовка различных жанров (Вальс-фантазия М. Глинки, Полонез-фантазия Ф. Шопена, соната-фантазия А. Скрябина и т. д.). 4. Жанр инструментальной или оркестровой музыки, близкий к парафразе, рапсодии (фантазия Ф. Листа, фантазия на темы Рябинина А. Аренского и др.) или «монтаж» тем и отрывков, похожий на попурри (фантазия на темы оперетт, фантазия из песен И. Дунаевского и т. д.). 5. Способность чело­веческого сознания к внутреннему представлению явлений действи­тельности и к созданию на этой основе художественных обра­зов.

Фанфара (фр. fanfare) — 1. Духовой медный инструмент типа трубы без вентилей, натуральная труба (сигнальный рожок, горн). 2. Сиг­нал для трубы, большей частью торжественного характера, состоящий из звуков мажорного трезвучия или тех гармонических созвуков, которые можно извлечь на натуральной трубе.

Фанфарный марш — военный марш с торжественными сигнальными те­мами, исполняемыми на фанфарах.

Фарандола (фр. farandole) — старинный французский народный танец. Музыкальный размер — переменный 6/8 и 2/4. Темп живой, быстрый, меняющийся на более медленный. Исполняется в сопровождении флейты и тамбурина. К жанру фарандолы обращались Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Казадеюс, Д. Мийо, А. Глазунов, П. Чайковский и др.

Фермата (ит. fermata — остановка, задержка) — знак звучания, позво­ляющий исполнителю удлинить ноту по своему усмотрению, обычно в 1'/2—2 раза. Обозначается . В партитурах многоголосных произведений выстав­ляется во всех голосах одновременно (см. Приложение I).

Фестивали музыкальные (от лат. festivus — веселый, праздничный) — праздники музыкального искусства, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенных общим названием и программой. Су­ществуют фестивали монографические (из музыки одного композитора), тематические (посвященные одному жанру, стилю, эпохе и т. д.), фестивали оперных театров и т. д.

Фигура (лат. figura — форма) — 1. Характерная группа звуков (мело­дическая фигура) или ритмических долей (ритмическая фигура), которая неоднократно повторяется. 2. Элемент фигурации. 3. Относительно законченная часть танца. 4. Графическое изображение звуков и пауз мензуральной нотации. 5. Обозначение ряда музыкальных приемов, ставших характерной частью музыкального лексикона (изобрази­тельные фигуры, мелодические или интервальные фигуры, фигуры повтора, фигуры клас­са фуги, фигуры предложений, фигуры манеры, фигуры орнамента).

Фигурация (от лат. figuratio — образное изображение) — усложнение музыкальной фактуры путем ввода мелодических или ритмических элементов. Виды фигурации: гармоническая — движение звуков по тонам аккорда, ритмическая — повторение звука или аккорда в определен­ной ритмической последовательности; мелодическая — движение го­лоса, опирающееся на гармонию, но отступающее от аккордовых звуков и образующее самостоятельную мелодическую линию. К при­ёмам мелодической фигурации относятся задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, предъем, камбиата. Звуки, составляющие ме­лодическую фигурацию, имеют меньшую длительность, чем аккорды.

Фидель (от лат. fides — струна) — струнный смычковый инструмент, один из предшественников семейств виол и скрипок. Фидель применялся как сольный инструмент для сопровождения пения и в инструмен­тальном ансамбле.

Филармония (от гр. phileo — люблю и harmonia — гармония) — в России — государственная концертная организация, пропагандирую­щая высокохудожественные музыкальные произведения и высокое исполнительское мастерство. Первая российская филармония была организована в 1925 году в Москве. В настоящее время филармонии работают во всех областных центрах нашей страны.

Филировка, филирование (ит. filare — ослаблять, отпускать) — вокаль­ный прием, предполагающий постепенное уменьшение или увеличение силы звука на выдержанной ноте (фактически то же, что димину­эндо и крещендо). Владение филировкой возможно только при высоком уров­не освоения вокальной техники с сильным импедансом и является показателем уровня певческого мастерства. Иногда термин филировка ис­пользуется при исполнении на смычковых и духовых инструментах.

Финал (ит. finale — последний, окончательный, конечный) — 1. Послед­няя часть циклического музыкального произведения (сонаты, сим­фонии, концерта и т. д.). 2. Заключительная сцена оперы, балета или их части (акта, картины). 3. Завершающий фрагмент одночаст­ного музыкального произведения (см. Кода).

Финалис (лат. finalis — конечный, предельный) — главный тон в сред­невековых ладах, на котором, как правило, заканчивалась мелодия.

Фиоритура (ит. fioritura — цветение) — мелодические украшения в му­зыке, главным образом, вокальной, имеющие виртуозный характер (см. Орнаментика).

Фисгармония (от гр. phys — мех и harmonia — гармония) — язычковый пневматический инструмент с фортепианной клавиатурой. Источни­ком звука у фисгармонии являются металлические язычки (как у баяна), к ко­торым при помощи ножного меха с одной или двумя педалями по­дается воздух. Фисгармония имеет до 20 регистров, включаемых специальными рычагами. Звук фисгармонии напоминает звучание органа.

Фистула (от лат. fistula — труб­ка, дудка) — 1. Вышедшее из употребления название регистра певческого голоса (см. Фальцет). 2. Старое на­звание одноствольных и многоствольных флейт.

Фита — условный знак нотации в древнерусском пении, при­менявшийся для обозначе­ния целых мелодий. В зна­менном распеве насчитыва­лось 132 фит различного ме­лодического рисунка, каж­дая из которых имела свое название.

Флажок — часть ноты, прибавляемая к штилю. Количество флажков показы­вает длительность ноты (восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая и т. д.).

Флажолет (фр. flageolet — сви­рель, флейта) — 1. Старин­ная продольная флейта. 2. Лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных инструментах слабым прикосновением к струне в местах её парциального деления (1/2, 1/з, 1/4 и т. д. ее дли­ны) и состоящий из гармоник основного тона струны. 3. Родствен­ный скрипичным флажолетам звук, получаемый на флейте в результате передувания. Обозначается нотой с нолём вверху, либо нотой с ромбовидной головкой.

Фламенко (исп. flamenco, буквально: цыганский) — музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окрас­ка, возбужденность, ритмическая неустойчивость (полиритмия пения, игры и пляски), гибкость лада, богатство орнаментики и хрома­тизма.

Флейта (ит. flauto, от лат. flatus — дуновение) — духовой ин­струмент, звук из которого извлекают, вдувая воздух не­посредственно в канал. Известны два основных вида флейт: продольная и поперечная. Современная флейта относится ко второму виду и представляет собой цилиндрическую дере­вянную (металлическую, пластмассовую, стеклянную, фар­форовую) трубку, закрытую с той стороны, где находится отверстие для вдувания воздушной струи. Существуют че­тыре разновидности флейт: малая флейта (пикколо), большая флейта (сопрано), альтовая флейта и басовая флейта. Наиболее распростра­ненная большая флейта имеет диапазон от с1 до с4. Использу­ется в симфоническом оркестре; камерных ансамблях, ду­ховом оркестре, а также как сольный инструмент.

Флейта пана — многоствольная продольная флейта древнего происхождения, состоящая из трубочек разной длины.

Флексатон (от лат. flexus — изогнутый и гр. тон) — самозву­чащий язычковый инструмент, вибратором которого служит стальной язычок. Звук звеняще-завывающий. Использовал­ся в эстрадной музыке, реже в симфоническом оркестре Ю. Шапорин, Д. Шостакович, А. Хачатурян).

Флояра — фрила, фрела, флоера, фреля, довбушивка и т. д.— духовой музыкальный инструмент Западной Украины, род открытой флейты, аналогичный тилинке, но имеющий 6 иг­ровых отверстий (по три для каждой руки). Флояра родственна кавалу, флуеру и др.

Флуер — молдавский и румынский духовой музыкальный ин­струмент, род открытой флейты. Свистковый молдавский флуер «ку доп» близок сопилке, флуер «жемэнат» — парная свистковая флейта, родственная украинской денцивке. На флуере играют соло, флуер входит в на­циональный ансамбль тараф.

Флюгель (нем. Flugel — крыло) — клавишно-струнные инструменты, имеющие крыловидную форму (клавесин, клавичембало, рояль и др.).

Флюгельгорн (от нем. Flugel — крыло и Horn — рог) — духовой широкомензурный музыкальный инструмент. На основе флюгергорна созданы его разновидности: альтгорн, теноргорн, баритон и туба.

Фобурдон — 1. Английская разновидность дисканта, происходящая от гимеля. 2. Название техники многоголосия (фобурдон — фальшивый бас). 3. Обозначение псалмодической речитации в аккордовом изложении, сменяющем одноголосное исполнение псалма. 4. Четырехголосные гармонизации хорала, представляющие как бы секстаккордовые фобурдоны (1).

Фокстрот (от англ. fox — лиса и trot — быстрый шаг) — салонный и бальный танец, в основе которого находятся движения ту-степа. Возник в начале XX в. в США, затем получил широкое распростра­нение в Европе. Размер 4/4. Существуют две разновидности фокстрота быстрый фокстрот (квик-фокстрот, квикстеп) и медленный фокстрот (слоу-фокстрот)

Фолия — народный танец португальского происхождения, исполняемый мужчинами, которые переодевались в женщин и вели себя дико и шумно, как бы потеряв рассудок. Метр трехдольный. Как пылкий любовный танец, фолия приобрела известность во Франции, Италии, Англии. К этому жанру обращались Д. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли, И. С. Бах, А. Гретри, Ф. Лист, С. Рахманинов и др.

Фольклор (от англ. folk народ и lore — наука) — музыкальный — см. Народная музыка.

Фольклористика музыкальная — см. Этнография музыкальная, Народ­ная музыка.

Фонастения (от гр. phone — голос и stenos — узкий) — заболевание у певцов, проявляемое в быстрой утомляемости, ухудшении интона­ции, изменении тембра, тремолировании голоса. При этом функцио­нальные изменения голосового аппарата не наблюдаются. Причиной фонастении являются отрицательные воздействия, которым подвергаются от­делы центральной нервной системы, управляющие процессом фо­нации.

Фонация (гр. phone — голос) — сложный нервно-двигательный процесс взаимодействия всех органов голосового аппарата, обеспечивающий эстетически полноценное звукоизвлечение.

Фонизм (от гр. phone — звук, голос) — характер звучания музыки, определяемый акустическими особенностями ее воспроизведения.

Фонограмма (от гр. phone — голос, звук) — музыкальная информация, записанная на какой-либо носитель.

Фонограф (гр. phone — звук и grapho — пишу) — аппарат для записи и воспроизведения звука. Изобретен Т. Эдисоном в 1877 г.

Фонола (от гр. phone — звук) — фортепиано со специальным устрой­ством для игры без участия пианиста (механическое фортепиано).

Фонотека (от гр. phone — звук и theke — ящик) — хранилище носителей звука с музыкальной информацией.

Фор бит — равномерное акцентирование инструментами ритмической группы джаза четырех долей такта. Характерен для стиля свинг.

Форлана, фурлана — итальянский народный танец в быстром темпе. Размеры 6/8 и 6/4. Исполняется парами, характер движений пыл­кий, по мере роста динамики исполнители приходят в экстатическое состояние. К жанру форлана обращались У. Корбетт, П. Монсиньи, Г. Телеман, И. С. Бах, А. Понкьелли, М. Равель и др.

Форма музыкальная — см. Музыкальная форма.

Форманта (от лат. forma — форма, строение, структура) — 1. Группа обертонов, наличие которых определяет тембровую окраску каче­ства звучания певческого голоса или музыкального инструмента, а также разборчивость вокальной речи (см. Высокая форманта, Средняя форманта, Низкая форманта). 2. В акустическом плане — зоны (пики) наибольших энергий в линейном спектре звука певческого голоса или музыкаль­ного инструмента.

Форсирование звука — напряженное извлечение звука максимальной силы в течение длительного времени. Следствием форсирования звука является тремоляция голоса, неустойчивость интонации, болезни голосового аппарата (певческие узелки, кровоизлияния и т. д.) вплоть до пол­ной потери голоса.

Форте (от лат. fortis — сильный) — основное обозначение силы звука — громко. Сокращенно обозначается буквой f.

Фортепиано, фортепьяно (от ит. forte — громко и piano — тихо) — со­бирательное название семейства клавишных струнных музыкальных инструментов, в которых звук извлекается при помощи ударяющих о струны молоточков. Диапазон: А2 — с5. Фортепиано имеет чрезвычайно широкое распространение благодаря своим универсальным музыкаль­ным качествам. Существуют две разновидности фортепиано — рояль и пианино.

Фортепианное трио —1. Ансамбль, в состав которого входят скрипка, виолончель и фортепиано. 2. Произведения для исполнения тремя музыкантами (1).

Фортепианный ансамбль — ансамбль пианистов (обычно фортепианный дуэт) или инструментальный ансамбль любого другого состава, в который входит фортепиано.

Фортепианный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из струнно­го квартета и фортепиано. 2. Сочинение в форме сонатного цикла для пяти исполнителей (1).

Фортиссимо (ит. fortissimo) — высшая степень громкости, очень громко. Обозначается ff.

Форшлаг (нем. Vorschlag — перед ударом) — название мелодического украшения, состоящего из одного или нескольких звуков, предше­ствующих основному звуку мелодии. Существуют три вида форшлага: а) короткий (перечеркнутый), исполняемый за счет длительности основной или предыдущей ступени; б) долгий (неперечеркнутый), исполняемый за счет длительности основной ступени; в) двойной, исполняемый за счет длительности основной ступени (см. Приложение VII).

 

Фрагмент (от лат. fragmentum — обломок, кусок) — отрывок из музы­кального произведения.

Фраза (от гр. phrasis — выражение) — 1. Небольшая, относительно за­конченная часть (последовательность 2—3-х мотивов) музыкальной темы (периода, предложения). 2. Отрывок музыки, отделяемый при исполнении цезурой. 3. В учении о музыкальной форме — построе­ние, занимающее промежуточное положение между мотивом и пред­ложением.

Фразировка — логическое построение музыкального предложения, фра­зы, периода; выразительное исполнение музыкальных фраз. Обо­значается с помощью фразировочных лиг (см. Фраза).

Фригийская секунда — 1. Интервал, образованный между I и II ступе­нями фригийского лада (малая секунда). 2. Пониженная II ступень натурального минора.

Фригийская каденция — фригийский каданс — особый вид каденции, со­стоящей из оборотов: IV6 — V, I —V6 —IV6 — V, а также I—V (от минорной тоники). В музыке венских классиков и в дальнейшем почти не применяется.

Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Сред­невековые лады.

Фроттола (ит. frottola, от frotta — толпа) — старинная итальянская многоголосная песня лирического характера на светский текст, исполнявшаяся на карнавалах и театрализованных представлениях.

Фуга (ит. fuga — бег) — полифоническое произведение, основанное на имитационном проведении одной, двух и более тем последовательно во всех голосах в соответствии с определенным тонально-гармоничес­ким планом. Содержание фуги выражено в теме, излагаемой в глав­ной тональности (см. Вождь). Фуга состоит, как правило, из трех час­тей: экспозиции, в которой тема излагается последовательно во всех голосах поочередно, в главной и побочной (как правило, доминантовой) тональностях разработки (или средней части), в которой тема развивается ладово и полифонически; репризы, в которой уста­навливается тональное и ладовое единство: тема проводится один или несколько раз, чаще в главной тональности. Фуга может быть простой (на одну тему), сложной (на две, три и т. д. темы). Фуга сформировалась в XVII в. на основе предшествующих ей полифо­нических форм и достигла своего расцвета в творчестве И. С. Баха. Фуга может быть как самостоятельным произведением, так и частью инструментальных циклов и крупных вокально-хоровых произве­дений.

Фугато (ит. fugato — подобие фуги) — часть музыкального произведе­ния, написанная по типу экспозиции фуги с эпизодическим исполь­зованием простой имитации; часто, является эпизодом в музыкаль­ном произведении гомофонного склада (напр., фугато в начале разработки первой части Шестой симфонии П. Чайковского).

Фугетта (ит. fughetta) — маленькая фуга, отличающаяся от простой фуги не только меньшим размером, но и простотой тем и развития. Образцы фугетты — у И. С. Баха, Л. Бетховена, И. К. Баха, С. Майкапара.

Функции ладовые — значение звуков в ладу, определяемое зависимос­тью неустойчивых ступеней от устойчивых. Основной тон (1 ступень) имеет функцию тоники, VII и II ступени — нижнего и верхнего вводных тонов, VI и III ступени — нижней и верхней медианты, V ступень — доминанты, IV ступень — субдоминанты. В теории му­зыки понятие функции широко разработано применительно к ак­кордам (см. Гармонические функции). В новой музыке XX в. наряду с традиционными ладовыми функциями, представлены и иные системные функции, обозначающие смысловые значения элементов.

Фуриант (от лат. furia — ярость) — чешский народный парный танец. Размер 3/4 или переменный 2/4 и 3/8. Темп сначала оживленный, стремительный, затем медленный, торжественный.

Фуруйя — венгерский духовой инструмент, род продольной флейты с 5—6-ю боковыми отверстиями. Существует вид поперечной фуруйи — перемфуруйя. Звукоряд мажорный или миксолидийский.

Фьюжн — направление, развившееся из джаз-рока, характеризуемое синтезом рок-музыки и джазовой импровизации, а также широким использованием электрических и электронных музыкальных инстру­ментов.

Хабанера (исп. habanera, от Habana — Гавана) — испанская народная песня-танец кубинского происхождения. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, постоянно звучащей в сопро­вождении: . Форму хабанеры использовали Ж. Бизе, К. Де­бюсси, М. Равель и др.

Хазы — знаки (невмы) армянской средневековой нотации. Количество основных знаков достигало 40; кроме того, насчитывалось около 30 вспомогательных, измененных и производных знаков.

Халлинг (норв. halling — по названию долины в Норвегии) — норвеж­ский народный мужской танец; также встречается в Швеции. Раз­мер 2/4 или 6/8. Xаллинг танцуют под аккомпанемент хардингфеле. Ха­рактерная особенность халлинга — выдержанный бас на тонике и доминанте. Музыкальная обработка халлинга сделана Э. Григом.

Ханенде — народный певец в Азербайджане, Ираке и др. странах Вос­тока, исполнитель мугамов.

Хард боп — стиль джаза, развившийся из бибопа и характеризуемый экспрессивной манерой исполнения.

Хардингфеле — норвежский смычковый музыкальный инструмент, по­хожий на скрипку.

Хафиз — таджикский и узбекский певец, исполнитель традиционной му­зыки, в том числе и шашмакома.

Хейрономия (от гр. cheir — рука и nomos — закон) — старинный способ управления хором при помощи системы условных движений паль­цев и рук хормейстера, указывающих темп, метр, ритм, направле­ние мелодии, оттенки. Хейрономия предшествовала современной системе ди­рижерских жестов.

Хит — популярная песня или танцевальная мелодия, шлягер.

Хомовое пение, хомония — см. Раздельноречие.

Хор (гр. chores — толпа, сборище) — 1. Певческий коллектив, создан­ный для совместного исполнения главным образом многоголосных вокальных произведений. По составу хоры бывают: однородные (детские, женские, мужские) и смешанные. По количеству партий: одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д. Минимальный состав смешанного хора — 12 человек. Максимальный состав — не ограничен, но при этом важно соблюдать качественное равновесие партий, обеспечивающее хоровой ансамбль. 2. Музыкаль­ное произведение, предназначенное для исполнения хоровым коллективом. 3. Культовый групповой танец с пением в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Древней Греции. 4. Коллективный участник трагедий и комедий в античном театре, выступающий как самостоя­тельное действующее лицо, которое олицетворяет голос народа. 5. Место для певчих в храмах. 6. Группа струн одного инструмента, настроенных в унисон. 7. Обозначение заключительных разделов «дуэтов согласия» и трио в западно-европейских операх XVII— XVIII вв. 8. Звучание группы однородных инструментов в оркестре.

Хора — молдавский и румынский народный хороводный танец. Музы­кальный размер 6/8, иногда 2/4, темп умеренный, спокойный. Испол­няется в сопровождении тарифа (см.).

Хорал (от гр. choros) — 1. Хоровое песнопение на религиозный текст; одноголосное (унисонное) в католической церкви и многоголосное — в протестантской. Мелодии хорала отличаются приподнятым характером звучания и малоподвижным ритмом. 2. Аккордовое изложение рав­номерными длительностями в медленном движении. 3. Пьеса аккордово-гармонического склада, написанная равномерными длительно­стями в спокойном движении.

Хоральная нотация — система знаков для записи григорианского хора­ла. Благодаря богатству и разнообразности хоральная нотация точно передавала не только мелодию, но и ее структуру и способ исполнения.

Хоральная обработка — инструментальное, вокальное или вокально-ин­струментальное произведение, в котором песнопение христианской церкви (см. Григорианское пение, Протестантский хорал, Хорал) получает многоголосное оформление. К образцам хоральной обработки относятся: Хоральная месса, органная фантазия и фуга на хорал Ф. Листа, хоральные кантаты, фантазии и прелюдии М. Регера.

Хоральная прелюдия — инструментальное (органное) вступление к хо­ралу, основанное на сочетании мелодии хорала с голосами контра­пункта. Образцы хоральной прелюдии создал И. С. Бах.

Хоральная фантазия — органная пьеса произвольной формы на тему хорала. Образцы хоральной фантазии — у И. С. Баха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.