Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верховенство федеральных законов на тер-рии России




Республики в составе РФ, их государственно-правовые признаки.

Образование и развитие федерации в России и в СССР.

Союз Советских Социалистич Республик (Союз ССР; Советский Союз) -гос-во, существовавш в 1922—1991 гг в Европе и Азии, на тер-ии, кот ранее занимала Российская империя (без Финляндии, Польши и некоторых др тер-ий).Согласно К-и 1977 года, провозглашался единым союзным многонациональным и социалистич госуд-ом

Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по К-и являвшихся суверенными гос-вами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностр гос-вами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности междунар орг-ий.Россия - федеративное гос-во в 1918 г. Изначально нормы о «свободном союзе свободных наций» содержались Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3.01.1918 г. Затем они нашли свое отражение в К 1918 г. При этом в К. РСФСР не было установлено четкой формы гос-ва. Особенность РСФСР: возникла не путем заключения договора, а путем подписания закона. Субъектов тех федеративных отношений, кот были установлены в К., еще не существовало. Позднее субъекты, входящие в состав РСФСР, объявляли себя либо автономными респ., либо частью РСФСР. При этом и у тех, и у др были одинаковые права. Соглашение – с Башкирией. Все автономные республики 1918 г. образованы органами самих соответствующ областей. Все субъекты РСФСР сводились к след типам: автономные округа, автономные республики, автономные трудовые коммуны, неавтономные обл, губернии, края, трудовые коммуны. К.1936 г.: Закрепляя федеративное устр-во, К. отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции гос руководства на уровне СССР. Ученые называли СССР "унитарной федерацией", т.к. в К. СССР были перечислены не только автономные республики и автоном обл-ти, входившие в состав союзных республик но также и администр-территориал единицы - края и области. Этот период называют периодом фактического унитаризма в гос. Устр-ве РСФСР (с 1937 по 1985 г.). К. 1977 г. «Нац-гос строительство». В ст. 70 К. провозглашен пр-цип социалистическ федерализма на основе свободн самоопределения наций и добровольн объед-ия равноправных Советских Социал Республик. В 72 ст. – право свободн выхода из СССР.

29. Закон РФ «Об общих пр-ципах орг-ии мсу в РФ» от 6 октября 2003 г.

1. Мсу составляет одну из основ конституц строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей тер-рии РФ. 2. Местное самоуправл в РФ - форма осущ-ия народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установл К РФ, фед законами, а в случаях, установл фед законами, - законами субъектов РФ, самостоятельн и под свою отв-ть решение населением непосредственно и (или) через органы мсу вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом историч и иных местных традиций.

1. Граждане РФ осуществляют мсу посредством участия в местных Реф, муницип выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы мсу.2. Граждане имеют равные права на осущ-ие мсу независимо от пола, расы, нац, языка,происхож-я, имущ и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общ объединениям.3. Установленные К РФ и настоящим Фед законом права граждан на осуществл местного самоуправл могут быть ограничены фед законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституц строя, нравств-ти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеч-я обороны страны и безопасности гос-ва.4. Фед органы гос власти, органы гос власти субъектов РФ обеспеч-т гос гарантии прав населения на осущ-ие мсу. 1. Правовую основу МС составляют общепризнанные пр-ципы и нормы междун права, междун договоры РФ, К РФ, фед конституц законы, настоящий Фед закон, др фед законы, издаваемые в соотв с ними иные нормативные правовые акты РФ.2. Изменение общих пр-ципов орг-ии МС, установл настоящ Фед законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и доп в настоящий Фед закон. К полномочиям фед органов гос власти в области МС относятся: определение общих пр-ципов орг-ии МС в РФ, устанавливаемых настоящ Фед законом; правовое регулир-е по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обяз-ей и отв-ти фед органов гос власти и их должнос лиц, органов гос власти субъектов РФ и их должнос лиц в области МС; правовое регулирование прав, обяз-ей и отв-ти граждан, органов мсу и должнос лиц мсу по решению вопросов местного значения.По вопросам местного значения населением муницип образований непосредственно и (или) органами МС и должностными лицами МС принимаются муницип правовые акты.

В составе РФ в настояшее время находится 22 республики. Статус республики определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это исчерпывающим и детальным образом. Республика - это госуд., образованное по национ.-территору пр-ципу. Ей присущи те признаки и черты, кот хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост. разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, ~ она самост. формирует. 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства, без ее согласия тер-рия республики не м.б. (5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое гражд-во. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос. суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат. договор, К. рес-к прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая рес-ка в составе РФ - это национ.гос.образование.Республика АдыгеяАлтай Башкортостан Бурятия ДагестанИнгушетия Кабардино-БалкарскаяКалмыкия Карачаево-Черкесская Карелия Коми Марий Эл Мордовия Саха(Якутия) Северная Осетия-АланияТатарстанТываУдмуртская ХакасияЧеченскаяЧувашскаяКрым

31. Территориально-государственные субъекты РФ, их виды и юридические признаки. Российское гос-во – это федерация.РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территор образований, субъектов РФ.С-кт РФ – ограниченно правоспособное территор образ-е, имеющее некот черты государств-ти, построенное на территор или национальном пр-ципе образ-ия.Ограничен правоспособ-ть суб-тов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.В РФ действуют следующ пр-ципы образоваия тер-рии суб-ов РФ: 1) территор пр-цип; границы такого субъекта опред-ся исключительно наличием значительн охватываемой тер-рии и большим числом проживающ населения 2) национальн пр-цип; образ-ие с-та РФ связано с особен-ми национальн состава нас-ия.С-ты РФ, образов согласно национальн пр-ципу, нередко имеют небольш тер-ию, но включают в себя объед-ия народов России и потому выделены в самостоят с-ты РФ. 3) национально-территор (смешан) пр-цип.Виды суб-в РФ: 1) 21+Крым республика в составе РФ (это самост суб-ы, в кот присутствуют черты государст-ти, они вправе самост определять внутрен политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти суб-ы формируются на основе территор пр-ципа и отличаются обширной тер-ией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территор пр-ципу, но обладают сравнительно небольш площадью тер-рии); 4) 2 города фед значения: Москва, Санкт-Петербург+ Севастополь (они причислены к суб-там РФ только в силу своей значительн тер-рии и числ-ти нас-ия); 5) Еврейская автоном область(единст суб-т с такой правовой формой); 6) 10 автономн округов (они образ-ся по национальн пр-ципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).В завис-ти от вида с-та Федер-и дифференцируется их правовое положение внутри гос-ва и во взаимоотношениях с др суб-и рФ.Наибольш объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим –авт округа и авт обл, т.к они входят в состав др субв РФ (краев и областей),а значит, частично зависят от решений гос органов.Края же и области в составе рФ обладают приблизит равным объемом полномочий.Особым статусом среди субъектов РФ обладают города фед значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».Признаки субъектов РФ:1) не обладают гос суверенитетом; 2) не имеют права на самоопред-е в силу пр-ципа территориал целостности РФ;3) статус граждан РФ одинаков на всей тер-рии РФ независимо от с-в РФ, в кот проживает граж-н; 4) осущ-т полномочия в соотв с фед законод-вом;5) все с-ты РФ равноправны.

ВЕРХОВЕНСТВО ФЕД ПРАВА — конституционный пр-цип федеративного устройства, означающий, что фед законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые фед органами власти, обладают высшей силой по отношению к закон-ву субъектов РФ. Данный пр-цип вытекает из суверенитета РФ, распространяемого на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 К-и РФ), и призван обеспечивать единство, согласованность и стабильность правовой системы страны, сохранение единства соц-экономич и правов пространства страны, а равно единство всей федеративной госуд-ти. В.ф.п. предполагает исполнение фед закон-ва всеми структурами власти субъектов РФ, обеспеч-е соответствия фед К-и и фед законам всех нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72,76 К-и РФ). При налич противоречий применяется норма К-и и фед закон. Нормативные правовые акты, не соответствующие им, в установленном порядке подлежат опротестованию, приостановлению, отмене. В соответствии с Фед законом от 24 июня 1999 г. "О пр-ципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами госуд власти РФ и органами госуд власти субъектов РФ" (ст. 4) в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям К-и РФ и фед законов, принимаемых по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, действуют положения К-и РФ и фед законов.Реализация пр-ципа В.ф.п. предполагает действие четко отлаженного механизма применения санкций к тому субъекту Федерации, в законодательстве которого открыто или скрыто данный пр-цип игнорируется. В то же время пр-цип В.ф.п. не исключает и не подавляет законотв-во региональных органов госуд власти. Так, в сфере предметов совместного ведения на федеральном уровне законодательно устанав-ся лишь общие пр-ципы правового регулирования, в пределах которых субъекты РФ проявляют правотворческую активность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.