КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Два организационных подхода
Памятка Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Коврова г.Ковров 05.10.2016 г. ул.Фурманова, д. 37, каб.10
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Коврова в составе: председательствующий: Степанова С.К., секретарь заседания: Кустова И.И., присутствующие члены комиссии: Ульянова Е.А., Торопов С.В., Саблина Ю.А., Гусева С.В., Кузьминова О.А., Ошарина Т.Б., Авакян Э.А. отсутствуют члены комиссии: Чесноков С.В., Никитанов А.Б., Шаров Н.Н., Ольхович Н.Н., Апыхтина С.Г., Арлашина С.А. заслушав и обсудив внеочередную информацию ответственного секретаря КДНиЗП администрации г.Коврова Кустовой И.И. о проекте «Памятки для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Прогнозирование индивидуального отклоняющегося поведения как метод профилактической работы по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений», ПОСТАНОВИЛА: В целях повышения эффективности деятельности городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правового воспитания населения, оказания бесплатной правовой помощи населению, повышения правовой грамотности сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1. Утвердить «Памятку для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Прогнозирование индивидуального отклоняющегося поведения как метод профилактической работы по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений» (приложение № 1).
2. Утвердить «Памятку для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Общее прогнозирование как часть мониторинга в сфере профилактики правонарушений» (приложение № 2). 3. Сотрудникам органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних использовать указанные «Памятки…» в своей деятельности. 4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя председателя КДНиЗП администрации г.Коврова Ульянову Е.А.
Председатель КДНиЗП администрации г.Коврова С.К. Степанова Приложение № 1 к постановлению КДНиЗП администрации г.Коврова № 19 от 05.10.2016 г.
для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Прогнозирование индивидуального отклоняющегося поведения как метод профилактической работы по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений»
Настоящая памятка КДНиЗП нацелена на использование в совокупности с методическими рекомендациями социально-психологической службы управления образования администрации г.Коврова по выявлению обучающихся и семей «групп риска». Новый ФЗ РФ № 182 от 23.06.2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» ввел следующие положения о прогностической работе:
Таким образом, впервые теоретические положения о задачах прогнозирования перешли из области юридической науки криминологии в текст закона, регламентирующего сферу практической деятельности по профилактике правонарушений.
«Выявление лиц, склонных к совершению правонарушений» является наиболее сложной формой практической работы с профилактируемыми категориями лиц. Это - прогностическая функция, манипулирующая вероятностным знанием, которая может порождать конфликтные отношения с самими несовершеннолетними либо с их родителями по поводу обоснованности вывода о «склонности». Соответственно, надо четко знать ст.8 ФЗ № 120 и ст.28 нового ФЗ № 182 о правах этих лиц. Криминологическое прогнозирование – это выработка вероятностного оценочного суждения, разновидность социального (в том числе психолого-педагогического) предвидения, методологические основы которого разработаны социологией и политологией. Под прогнозированием индивидуального правонарушающего поведения понимается определение вероятности совершения правонарушения в будущем тем или иным конкретным лицом. Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связано с детерминистической концепцией поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, социума и конкретной жизненной ситуации. Прогнозирование – опережающий анализ развития ситуации конкретного подростка либо семьи. Одной из объективных причин отклоняющегося (девиантного) правонарушающего поведения является «нахождение несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации», что повышает степень вероятности склонности подростка к совершению правонарушений (подробный перечень категорий таких детей содержится в ст.1 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). Именно поэтому к средствам реализации основных направлений профилактики правонарушений закон (п.7 ч.2 ст.6 ФЗ РФ № 182) относит «выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации».
К несовершеннолетним «группы риска», согласно ФЗ № 182, могут относиться следующие:
Понятие «прогноза»: Прогноз – получение опережающей информации об объекте, т.е. процесс построения информационной модели. Эта информация относится к сфере вероятностного познания. Жизнь человека не запрограммирована. Можно давать обоснованный прогноз на полгода, на год; можно пытаться представить и более дальний эшелон прогноза, но как фактически реализуется предвидение, с полной точностью никто сказать не может. Часто свершившееся кажется нам неизбежным, а потому и закономерным. В действительности же это лишь одна из многих реализованных возможностей. Причем невозможно предусмотреть все возможные варианты предстоящих изменений. Основная задача прогнозирования: свести до минимума степень неопределенности и дать прогноз, максимально приближенный к будущей объективной реальности.
Место (роль) прогноза в профилактике правонарушений: Девиантное поведение (с появлением и развитием признака общественной опасности) зарождается и трансформируется по следующей цепочке: дезадаптивное поведение - антиобщественное поведение - противоправное поведение - преступное поведение. Таким образом, к задачам профилактической реабилитации относятся диагностика, коррекция и предупреждение дезадаптивного поведения в целях предотвращения его общественной опасности. При этом надо четко понимать: «общественная опасность поведения» и «общественная опасность личности» - не тождественные понятия. Криминология также четко различает «механизм формирования личности правонарушителя» (преступника) и «механизм правонарушающего (преступного) поведения» (совершения правонарушения либо преступления). Под профилактической реабилитацией в педагогике понимается комплекс мер по ранней активной работе с наметившимися поведенческими девиациями в группе детей высокого «риска», и прежде всего – по первичной диагностике в этой группе «риска». Молодая наука – психология девиантного поведения – считает, что некоторые показатели психического статуса и особенностей нервно-психического развития беспризорных детей дают возможность с определенной степенью достоверности прогнозировать дальнейшее направление развития личности ребенка. Девиантное поведение формируется при сочетанном воздействии различных патогенных факторов: биологических, средовых, социально-педагогических, присутствующих уже на самых ранних этапах социализации ребенка. Поэтому исходной почвой прогноза должен стать анализ следующих аспектов формирования личности и поведения ребенка: - уровень дезадаптации, - стойкость дезадаптации, - этап социализации, - исходная (не)полноценность биологического фона, - (не)благополучие семейной микросреды.
В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласовываются два профессиональных (ведомственных) вида прогноза:
1. Криминологический прогноз – вероятностное суждение о будущем состоянии (поведении и статусе) несовершеннолетнего, склонного к совершению антиобщественных действий или правонарушений, включая оценку предполагаемых изменений (в ходе воспитательного и предупредительного воздействия). Видом криминологического прогнозирования является прогнозирование возможного индивидуального правонарушающего (преступного) поведения, под которым понимается определение вероятности совершения правонарушения (преступления) в будущем конкретным лицом. При индивидуальном прогнозировании речь идет не об однозначном прогностическом выводе, а о наиболее вероятных вариантах возможного в будущем поведения. Базой для решения этой задачи становится типологизация личности, степень криминогенности личности.
2. Педагогическое предвидение – также процесс моделирования педагогических (социальных) ситуаций. Его составные части: - выдвижение гипотез (развития учебной и социальной ситуации ребенка), - конкретизация целей для каждого этапа индивидуальной воспитательной и профилактической работы, - текущие микропрогнозы, опережающее предвидение (в преддверии кризисных событий) и макропредвидение (построение дальних проектов личности несовершеннолетнего). Центральным вопросом педагогического предвидения является перевод социального заказа в педагогические цели. А.С.Макаренко так формулировал эту задачу: «Составление проекции отдельного воспитанника». Принципы педагогического предвидения также носят вероятностный характер. Одним из этих принципов является оптимистическое прогнозирование: - способность оперативно предвосхищать (точно предвидеть) педагогическую действительность, - надежда на успех, - вера в несовершеннолетнего, в его возможности и способности (личностные ресурсы).
С точки зрения (теории) науки криминологии наибольшее распространение получили три основных метода прогнозирования:
к разработке информационной и операционной моделей:
Задача на начальном этапе прогнозирования:
- установление и оценка общих показателей развития личности (описание трех моделей - прошлой, настоящей и будущей ситуации субъекта), показателей адаптированности (дезадаптированности) личности, критериев эффективности воспитательного (реабилитационного) процесса. - установление нежелательных тенденций в развитии несовершеннолетнего, показателей дезадаптации (динамический контроль за текущим состоянием субъекта).
Показатели дезадаптации: - категорическое нежелание учиться, отсутствие интереса к учебным предметам, - хроническая недисциплинированность, - конфликтность отношений, - узкий круг интересов, - отчужденность от семьи, классного (нормативного) коллектива; невключенность в социально значимые отношения и виды деятельности (изоляция).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |