Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два организационных подхода




Памятка

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Коврова

г.Ковров 05.10.2016 г. ул.Фурманова, д. 37, каб.10

 

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Коврова в составе:

председательствующий: Степанова С.К.,

секретарь заседания: Кустова И.И.,

присутствующие члены комиссии: Ульянова Е.А., Торопов С.В., Саблина Ю.А., Гусева С.В., Кузьминова О.А., Ошарина Т.Б., Авакян Э.А.

отсутствуют члены комиссии: Чесноков С.В., Никитанов А.Б., Шаров Н.Н., Ольхович Н.Н., Апыхтина С.Г., Арлашина С.А.

заслушав и обсудив внеочередную информацию ответственного секретаря КДНиЗП администрации г.Коврова Кустовой И.И. о проекте «Памятки для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Прогнозирование индивидуального отклоняющегося поведения как метод профилактической работы по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений»,

ПОСТАНОВИЛА:

В целях повышения эффективности деятельности городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правового воспитания населения, оказания бесплатной правовой помощи населению, повышения правовой грамотности сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1. Утвердить «Памятку для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Прогнозирование индивидуального отклоняющегося поведения как метод профилактической работы по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений» (приложение № 1).

2. Утвердить «Памятку для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Общее прогнозирование как часть мониторинга в сфере профилактики правонарушений» (приложение № 2).

3. Сотрудникам органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних использовать указанные «Памятки…» в своей деятельности.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя председателя КДНиЗП администрации г.Коврова Ульянову Е.А.

 

Председатель КДНиЗП

администрации г.Коврова С.К. Степанова

Приложение № 1

к постановлению КДНиЗП

администрации г.Коврова

№ 19 от 05.10.2016 г.

 

 

для сотрудников органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

«Прогнозирование индивидуального отклоняющегося поведения как метод профилактической работы по выявлению несовершеннолетних,

склонных к совершению правонарушений»

  1. Общие положения

Настоящая памятка КДНиЗП нацелена на использование в совокупности с методическими рекомендациями социально-психологической службы управления образования администрации г.Коврова по выявлению обучающихся и семей «групп риска».

Новый ФЗ РФ № 182 от 23.06.2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» ввел следующие положения о прогностической работе:

  • В понятие «мониторинга в сфере профилактики» (п.7 ст.2) входит составной частью «прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений» как метод общего прогнозирования в сфере профилактики. Соответственно, к средствам реализации основных направлений профилактики правонарушений (п.1 ч.2 ст.6) относится также «прогнозирование криминогенных факторов социального характера».
  • К основным направлениям профилактики правонарушений относится «развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений» (п.3 ч.1 ст.6, п.4 ч.1 ст.17, ст.21), а к средствам реализации основных направлений профилактики правонарушений относится «выявление лиц, склонных к совершению правонарушений» (п.6 ч.2 ст.6) как метод индивидуального прогнозирования в сфере профилактики.

Таким образом, впервые теоретические положения о задачах прогнозирования перешли из области юридической науки криминологии в текст закона, регламентирующего сферу практической деятельности по профилактике правонарушений.

«Выявление лиц, склонных к совершению правонарушений» является наиболее сложной формой практической работы с профилактируемыми категориями лиц. Это - прогностическая функция, манипулирующая вероятностным знанием, которая может порождать конфликтные отношения с самими несовершеннолетними либо с их родителями по поводу обоснованности вывода о «склонности». Соответственно, надо четко знать ст.8 ФЗ № 120 и ст.28 нового ФЗ № 182 о правах этих лиц. Криминологическое прогнозирование – это выработка вероятностного оценочного суждения, разновидность социального (в том числе психолого-педагогического) предвидения, методологические основы которого разработаны социологией и политологией. Под прогнозированием индивидуального правонарушающего поведения понимается определение вероятности совершения правонарушения в будущем тем или иным конкретным лицом. Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связано с детерминистической концепцией поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, социума и конкретной жизненной ситуации. Прогнозирование – опережающий анализ развития ситуации конкретного подростка либо семьи.

Одной из объективных причин отклоняющегося (девиантного) правонарушающего поведения является «нахождение несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации», что повышает степень вероятности склонности подростка к совершению правонарушений (подробный перечень категорий таких детей содержится в ст.1 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). Именно поэтому к средствам реализации основных направлений профилактики правонарушений закон (п.7 ч.2 ст.6 ФЗ РФ № 182) относит «выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации».

К несовершеннолетним «группы риска», согласно ФЗ № 182, могут относиться следующие:

  • лица категории «группы риска» правонарушающего поведения;
  • лица категории «группы риска» алкоголизации и наркотизации (злоупотребления ПАВ);
  • лица с антиобщественным поведением;
  • безнадзорные несовершеннолетние (согласно ст.6 ФЗ № 182, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних относится к основным направлениям профилактики правонарушений. Напомним, что «безнадзорным несовершеннолетним», согласно ст.1 ФЗ № 120, может выступать ребенок, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения его родителями (законными представителями) своих родительских обязанностей, то есть родители которого привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ);
  • несовершеннолетние, подверженные риску стать пострадавшими от правонарушений (сюда, например, могут входить нарушители «комендантского часа», несовершеннолетние, по вовлечению которых в употребление алкоголя взрослое лицо привлекалось к ответственности по ст.6.10 КоАП РФ, и т.п.).
  1. Понятие прогноза и его роль в профилактике правонарушений

Понятие «прогноза»:

Прогноз – получение опережающей информации об объекте, т.е. процесс построения информационной модели. Эта информация относится к сфере вероятностного познания. Жизнь человека не запрограммирована. Можно давать обоснованный прогноз на полгода, на год; можно пытаться представить и более дальний эшелон прогноза, но как фактически реализуется предвидение, с полной точностью никто сказать не может. Часто свершившееся кажется нам неизбежным, а потому и закономерным. В действительности же это лишь одна из многих реализованных возможностей. Причем невозможно предусмотреть все возможные варианты предстоящих изменений. Основная задача прогнозирования: свести до минимума степень неопределенности и дать прогноз, максимально приближенный к будущей объективной реальности.

 

Место (роль) прогноза в профилактике правонарушений:

Девиантное поведение (с появлением и развитием признака общественной опасности) зарождается и трансформируется по следующей цепочке: дезадаптивное поведение - антиобщественное поведение - противоправное поведение - преступное поведение. Таким образом, к задачам профилактической реабилитации относятся диагностика, коррекция и предупреждение дезадаптивного поведения в целях предотвращения его общественной опасности. При этом надо четко понимать: «общественная опасность поведения» и «общественная опасность личности» - не тождественные понятия. Криминология также четко различает «механизм формирования личности правонарушителя» (преступника) и «механизм правонарушающего (преступного) поведения» (совершения правонарушения либо преступления).

Под профилактической реабилитацией в педагогике понимается комплекс мер по ранней активной работе с наметившимися поведенческими девиациями в группе детей высокого «риска», и прежде всего – по первичной диагностике в этой группе «риска». Молодая наука – психология девиантного поведения – считает, что некоторые показатели психического статуса и особенностей нервно-психического развития беспризорных детей дают возможность с определенной степенью достоверности прогнозировать дальнейшее направление развития личности ребенка.

Девиантное поведение формируется при сочетанном воздействии различных патогенных факторов: биологических, средовых, социально-педагогических, присутствующих уже на самых ранних этапах социализации ребенка. Поэтому исходной почвой прогноза должен стать анализ следующих аспектов формирования личности и поведения ребенка:

- уровень дезадаптации,

- стойкость дезадаптации,

- этап социализации,

- исходная (не)полноценность биологического фона,

- (не)благополучие семейной микросреды.

 

  1. Виды и методы прогнозирования

 

В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласовываются два профессиональных (ведомственных) вида прогноза:

 

1. Криминологический прогноз – вероятностное суждение о будущем состоянии (поведении и статусе) несовершеннолетнего, склонного к совершению антиобщественных действий или правонарушений, включая оценку предполагаемых изменений (в ходе воспитательного и предупредительного воздействия). Видом криминологического прогнозирования является прогнозирование возможного индивидуального правонарушающего (преступного) поведения, под которым понимается определение вероятности совершения правонарушения (преступления) в будущем конкретным лицом. При индивидуальном прогнозировании речь идет не об однозначном прогностическом выводе, а о наиболее вероятных вариантах возможного в будущем поведения.

Базой для решения этой задачи становится типологизация личности, степень криминогенности личности.

 

2. Педагогическое предвидение – также процесс моделирования педагогических (социальных) ситуаций. Его составные части:

- выдвижение гипотез (развития учебной и социальной ситуации ребенка),

- конкретизация целей для каждого этапа индивидуальной воспитательной и профилактической работы,

- текущие микропрогнозы, опережающее предвидение (в преддверии кризисных событий) и макропредвидение (построение дальних проектов личности несовершеннолетнего).

Центральным вопросом педагогического предвидения является перевод социального заказа в педагогические цели. А.С.Макаренко так формулировал эту задачу: «Составление проекции отдельного воспитанника». Принципы педагогического предвидения также носят вероятностный характер. Одним из этих принципов является оптимистическое прогнозирование:

- способность оперативно предвосхищать (точно предвидеть) педагогическую действительность,

- надежда на успех,

- вера в несовершеннолетнего, в его возможности и способности (личностные ресурсы).

 

С точки зрения (теории) науки криминологии наибольшее распространение получили три основных метода прогнозирования:

  1. Моделирование. Прогнозирование как построение информационной модели в виде логической схемы (алгоритма) или же в виде плана мероприятий (например, плана мероприятий индивидуально-профилактической работы или индивидуальной программы соц. реабилитации) как системы воздействия в выбранных ориентирах развития объекта. На базе такого прогнозирования создается операционная модель – процесс реализации информационной модели с учетом, например, жизнедеятельности «трудного» подростка и работающих с ним сотрудников системы профилактики. Является основным методом прогнозирования при организации индивидуально-профилактической работы. Практически метод моделирования сводится к созданию упрощенного образа прогнозируемого объекта, отражающего его существенные свойства и стороны (например, основные показатели социальной адаптации). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого объекта (особенности личности, семейной ситуации) и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта.
  2. Метод экстраполяции. Наиболее распространен в современной криминологической прогностической практике. Его сущность состоит в изучении истории прогнозируемого объекта, выявлении и перенесении каких-либо закономерностей (тенденций) развития объекта, наблюдавшихся в определенном временном интервале, на следующий (прогнозный) временной интервал. Этот метод в сфере криминологии подходит более для общего прогнозирования – для математических (цифровых) показателей, таких, например, как состояние, динамика, структура преступности на муниципальной территории либо в конкретной образовательной организации и т.п. Такое прогнозирование может осуществляться в виде построения графиков, сравнительных таблиц. Недостаток метода экстраполяции заключается в том, что он дает удовлетворительные результаты только в отношении ближайшего будущего (1-3 года).
  3. Метод экспертных оценок. Обобщаются мнения специалистов различных органов системы профилактики, а также практических работников этой системы, контактирующих с конкретным подростком, семьей. Указанные специалисты и работники используют при этом не только «официальные данные», но и свой опыт, интуицию. Этот метод применим и для общего прогнозирования, и для индивидуального.

к разработке информационной и операционной моделей:

  1. Поисковый: определение будущего состояния объекта исходя из логики его развития и влияний внешней среды. Так, специально разработанные карты динамического психолого-педагогического обследования (сопровождения) позволяют прогнозировать развитие личности ребенка.
  2. Нормативный – будущее состояние объекта задано (нормативная модель построена), основная задача - нахождение путей достижения заданного состояния объекта.

 

  1. Этапы прогнозирования

 

Задача на начальном этапе прогнозирования:

 

- установление и оценка общих показателей развития личности (описание трех моделей - прошлой, настоящей и будущей ситуации субъекта), показателей адаптированности (дезадаптированности) личности, критериев эффективности воспитательного (реабилитационного) процесса.

- установление нежелательных тенденций в развитии несовершеннолетнего, показателей дезадаптации (динамический контроль за текущим состоянием субъекта).

 

Показатели дезадаптации:

- категорическое нежелание учиться, отсутствие интереса к учебным предметам,

- хроническая недисциплинированность,

- конфликтность отношений,

- узкий круг интересов,

- отчужденность от семьи, классного (нормативного) коллектива; невключенность в социально значимые отношения и виды деятельности (изоляция).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.