Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные даты жизни и творчества Д. Д. Шостаковича 1 страница




Д. Д. Шостакович. 1970-е гг.

С Евгением Шендеровичем и Евгением Нестеренко. 1974 г.

Кабинет в коттедже № 20 Дома творчества композиторов «Репино», где Д. Д. Шостакович жил и работал в 1961–1975 годах.

На отдыхе с женой. 1971 г.

С сыном Максимом в перерыве концерта, где Максим выступил как дирижер. 1966 г.

К. Кондрашин.

Д. Д. Шостакович. Середина 1960-х гг.

Ленинградская (Санкт-Петербургская) государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича.

1906, 12 (по новому стилю 25) сентября — В Петербурге родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

1916–1918 Учился в музыкальной школе у И. Гляссера. К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки.

1919 Поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фортепиано — у Л. Николаева и композиции — у М. Соколова и М. Штейнберга.

1925 По окончании консерватории в качестве дипломной работы Шостакович представил Первую симфонию.

1927 Шостакович участвовал в I Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен Почетного диплома.

1927–1930 Шостакович — аспирант класса композиции М. Штейнберга. Пишет Вторую симфонию «Октябрю», Третью — «Первомайскую», оперу «Нос».

1930–1931 Премьера балетов «Золотой век», «Болт».

1932 — Брак с Ниной Варзар.

1933 Написан Концерт для фортепиано с орк. № 1 (c-moll), впервые исполненный самим Д. Д. Шостаковичем.

1934, 22 января — Постановка оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. Лескова. Премьера состоялась на сцене Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТа), дирижер — С. Самосуд.

1935 Написан балет «Светлый ручей». Шостакович в составе группы советских артистов выехал в турне по Турции.

1936 Рождение дочери Шостаковича — Галины.

1936–1937 — Написаны Четвертая и Пятая симфонии.

1937–1948 Шостакович — педагог (с 1939 г. — профессор) Ленинградской консерватории, а с 1943 г. одновременно являлся преподавателем композиции и в Московской консерватории.

1938 Родился Максим Шостакович — сын композитора.

1939, 5 ноября — Состоялась премьера Шестой симфонии в исполнении оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Е. Мравинского.

1941, 16 марта — Было опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР о присуждении Шостаковичу Сталинской премии за Фортепианный квинтет (в последующие годы неоднократно получал эту премию, позже переименованную в Государственную).

1941–1942 Шостакович был зачислен заведующим музыкальной частью в театре народного ополчения в Ленинграде. Написаны следующие произведения: Седьмая симфония (посвящена городу Ленинграду), опера «Игроки» по пьесе Н. Гоголя (неоконч.), 6 романсов на слова английских поэтов.

1943–1945 Написаны Восьмая и Девятая симфонии.

1946 — Шостакович переехал в Москву.

1948 Проходил I Всесоюзный съезд композиторов СССР, на котором состоялся «суд» над Шостаковичем: он был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, а из концертной жизни исчезли почти все его произведения. Закончен Концерт для скрипки с орк. № 1 (а-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1949 Шостакович в составе делегации поехал в США на конгресс деятелей науки и культуры. Были написаны оратория «Песнь о лесах» и музыка к кинофильму «Падение Берлина».

1950–1952 Поездка в ГДР на фестиваль, посвященный двухсотой годовщине смерти И. С. Баха. Сочинены 24 прелюдии и фуги, Десять поэм на сл. революционных поэтов конца XIX — начала XX столетия, Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет».

1953 Всемирный совет мира присудил ему Международную премию мира. Написана Десятая симфония.

1954 Смерть Нины Васильевны Шостакович — первой жены композитора.

1955 Шостакович стал членом-корреспондентом Германской академии искусств в Западном Берлине, почетным членом Шведской музыкальной академии.

1957 Второй брак композитора с Маргаритой Андреевной Кайновой. Написана Одиннадцатая симфония, Концерт для фортепиано с орк. № 2 (F-dur), посвященный Максиму Шостаковичу, им же и впервые исполненный.

1958 Стал почетным членом академии «Санта-Чечилия» в Риме; получил звание доктора honoris causa Оксфордского университета; стал лауреатом премии имени Сибелиуса; ему было присвоено звание командора французского Ордена искусства и литературы. Написана оперетта «Москва, Черемушки».

1959–1960 Написан Концерт для виолончели с орк. № I (Es-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу. Поездка в Польшу в качестве почетного гостя III фестиваля «Варшавская осень», далее в составе советской делегации отправился в Соединенные Штаты, затем поездка в ГДР.

1961 Премьера Двенадцатой симфонии (посвященной памяти В. И. Ленина).

1962 Брак с Ириной Антоновной Супинской. Написана Тринадцатая симфония.

1963, 8 января — Премьера новой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда» под названием «Катерина Измайлова» на сцене Государственного музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (дирижер — Г. Проваторов).

1963–1966 — Шостакович руководил аспирантурой на композиторском факультете Ленинградской консерватории.

1966–1967 Написаны Концерт для виолончели с орк. № 2 (G-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу, и Концерт для скрипки с орк. № 2 (cis-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1968–1969 Написаны симфоническая поэма «Октябрь», Четырнадцатая симфония.

1972, 8 января — Состоялась премьера Пятнадцатой симфонии, которой дирижировал М. Шостакович.

1975, 9 августа — Кончина Д. Д. Шостаковича.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ[504]

Богданов-Березовский А. Дороги искусства. Кн. 1. Л.: Музыка, 1971.

Волков С. Д. Д. Шостакович и Н. А. Малько // Slavica Hierosolymitana. Vol. 3. Jerusalem: The Magnes Press, 1978.

Гаук А. Мемуары, избранные статьи, воспоминания современников. М.: СК, 1975.

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза. Лондон: Overseas Publications Interchange, 1989.

Глазунов А. Письма, статьи, воспоминания: Избранное. М.: Музгиз, 1958.

Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. М.: СК, 1980.

Ленинградская консерватория в воспоминаниях: 1862–1962. Л.: Музгиз, 1962.

Малько Н. Воспоминания, статьи, письма. Л.: Музыка, 1972.

55 советских симфоний. М.: СК, 1961.

Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману / Сост. и коммент. И. Гликмана. М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993.

Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976.

Самосуд С. Статьи, воспоминания, письма. М.: СК, 1984.

Хентова С. Молодые годы Шостаковича. Кн. 1. Л.; М.: СК, 1975; Кн. 2. Л.: СК, 1980.

Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. В 2 т. Л.: СК, 1985, 1986.

Хентова С. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. М.: Композитор, 1996.

Хубов Г. Шостакович и время. М.: СК, 1983.

Черты стиля Д. Шостаковича: Сборник теоретических статей. М.: СК, 1962.

Шостакович Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. М.: Молодая гвардия, 1958.

Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. М.: Музыка, 1965.

Дмитрий Шостакович / Сост. Г. Орджоникидзе. М.: СК, 1967.

Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. М.: СК, 1976.

Д. Шостакович о времени и о себе: 1926–1975 / Сост. М. Яковлев. М.: СК, 1980.

Шостакович Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. М.: СК, 1981.

Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковацкая. СПб.: Композитор, 1996.

Яворский Б. В 2 т. Т. 1: Статьи, воспоминания, переписка / Ред. — сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Шостаковича. 2-е изд., испр. и доп. М.: СК, 1972.

Dmitri Shostakovich — a Complete Catalogue / Ed. By M. MacDonald. London: Boosey and Hawkes, 1977; 2-nd ed. 1985.

Dmitri Schostakowitsch: Documente, Interpretationen, Programme, wissenschaftliche Beiträge. Duisburg, 1984.

Dmitri Schostakowitsch und seine Zeit: Kunst und Kultur. Duisburg, 1984.

Dmitri Schostakowitsch und seine Zeit: Mensch und Werk. Duisburg, 1984.

Hulme D. S. Dmitri Shostakovich: Catalogue, Bibliography and Discography. Ross-Shire: Kyle and Glenn, 1982; 2-nd ed. enl. Oxford: Clarendon Press, 1991.

Meyer K. Szostakowicz. Kraków: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1973; II wyd. — 1986.

Meyer K. Schostakowitsch. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1980.

Meyer K. Chostakovitch. Paris: Fayard, 1994.

Meyer K. Schostakowitsch: Sein Leben, sein Werk, sein Zeit. Bergisch Gladbach: G. Lübbe, 1995.

Meyer K. Sjostakowitsj. Amsterdam: Alas, 1996.

Meyer K. Schostakowitsch: Su vida, su jbra, su ёроса. Madrid: Alianza Musica, 1997.

Schostakowitsch Dmitri. Erfahrungen / Red. Ch. Hellmundt u. K. Meyer. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1982.

Seroff V. Dmitri Shostakovich: The Life and Background of a Soviet Composer. New York: Knopf, 1943.

Schwarz B. Music and Musical Life in Soviet Russia. London: Barrie and Jenkins, 1972; 2-nd ed. — New York: W. W. Norton, 1983.

Schwarz B. Musik und Musikleben in der Sowjetunion 1917 bis zur Gegenwart. Wilhelmshaven; Locarno; Amsterdam: Heinrichshofen, 1982.

Szostakowicz D. Z pism i wypowiedzi / Red. K. Meyer. Kraków: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1979.

Testimony: The Memoirs of Dmitri Shostakovich / As related to and edited by Solomon Volkov. New York: Harper and Row, 1979.

Примечания

Якуб Поплавский был предком автора этой книги по линии матери, семья которой в XIX в. проживала в России, а в конце столетия переехала в Варшаву.

(обратно)

От этого брака появились на свет три дочери и четверо сыновей. Мария, по профессии врач, в 1903 г. вышла замуж за Максима Кострикина, которого за революционную деятельность выслали в Сибирь — впрочем, он неожиданно вернулся оттуда под чужим именем и с поддельными документами, после чего при молчаливом согласии своих однокурсников, которые его конечно же узнали, продолжал заниматься в петербургском Горном институте, поселившись у родственников. Владимир (р. 1870) был по профессии метеорологом и всю жизнь провел в Сибири. Борис, по рассказам Надежды Кокоулиной, был морским офицером и погиб во время Первой мировой войны; однако Софья Хентова сообщает, будто он служил в банке. О Вере и Александре известно только, что они были связаны с революционным движением, а о Констанции не сохранилось никаких сведений.

(обратно)

Виктор Серов (Seroff V. Dmitri Shostakovich: The Life and Background of a Soviet Composer. New York, 1943) дает написание «Кокаулин», однако в России пишут «Кокоулин», что подтвердил по моей просьбе Дмитрий Шостакович.

(обратно)

Остальные дети: Яков (по профессии инженер), Борис (преждевременно умер вследствие тяжелого повреждения позвоночника), Вера (преследовалась за связи с кругами сибирской интеллигенции), Любовь (обвенчалась в тюрьме с Яновицким, приговоренным за революционную деятельность к многолетней каторге, и вскоре умерла от туберкулеза) и Надежда, которая после учебы в Геттингене получила работу в Екатеринбургском университете, а после революции эмигрировала в Америку, где сообщенные ею сведения стали основой одной из первых биографий Шостаковича (Seroff V. Op. cit.).

(обратно)

После смерти жены, в 1905 г., Василий Кокоулин вернулся в Бодайбо.

(обратно)

Один из их предков, талантливый геолог Иосиф Лукашевич, тоже студент естественного отделения Петербургского университета, одновременно с братом Ленина, Александром Ульяновым, принимал участие в покушении на царя Александра III в 1887 г. Был схвачен после того, как покушение сорвалось, и приговорен к смертной казни, позже замененной пожизненным заключением.

(обратно)

Шостакович Д. Автобиография // Советская музыка. 1966. № 9. С. 24. Автобиография написана в 1927 г. Указанный номер «Советской музыки» частично посвящен Шостаковичу в связи с его 60-летием.

(обратно)

Хентова С. Шостакович-пианист. Л., 1964. С. 9.

(обратно)

Seroff V. Op. cit. P. 80.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. T. I. Л., 1985. С. 71.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути // Советская музыка. 1956. № 9. С. 10.

(обратно)

Шостакович Д. Автобиография. С. 24.

(обратно)

Там же.

(обратно)

О своей профессии…: Из беседы с Д. Д. Шостаковичем // Театральная неделя. 1941. № 9. С. 11.

(обратно)

Seroff V. Op. cit. P. 82.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 10.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Финк В. Г. Я многим ему обязан // Исаак Бабель: Воспоминания современников. М., 1972. С. 147.

(обратно)

Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958. С. 367–368.

(обратно)

Шостакович Д. Моя alma mater // Советская музыка. 1962. № 9. С. 102–104.

(обратно)

Федин К. Горький среди нас. М., 1944. С. 40.

(обратно)

Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933) — историк литературы, критик, публицист, эстетик, деятель коммунистической партии, участник Октябрьской революции; в 1917–1929 гг. — народный комиссар просвещения, всецело преданный делу реорганизации культуры.

(обратно)

Шкловский В. Жили-были. М., 1966. С. 164.

(обратно)

Sollertinsky D. and L. Pages from the life of Dmitri Shostakovich. New York; London, 1981. P. 31–32.

(обратно)

Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. С. 252.

(обратно)

Seroff V. Op. cit. P. 124.

(обратно)

Шостакович Д. Автобиография. С. 24.

(обратно)

Seroff V. Op. cit. Р. 108.

(обратно)

Ibid. Р. 137.

(обратно)

Ibid. Р. 127.

(обратно)

В 1927 г. Шварц участвовал вместе с Шостаковичем и несколькими другими российскими музыкантами в I Конкурсе имени Шопена.

(обратно)

Богданов-Березовский В. Отрочество и юность // Советская музыка. 1966. № 9. С. 27.

(обратно)

Сорок два письма опубликованы в журнале «Советская музыка» (1982. № 7).

(обратно)

Шапорин Ю. К пятидесятилетию Д. Шостаковича // Советская музыка. 1956. № 9. С. 16–17.

(обратно)

Цит. по: Rabinovich D. Dmitry Shostakovich — Composer. Moscow, 1959. P. 16.

(обратно)

Вальтер В. Концерт Дмитрия Шостаковича // Театр. 1923. № 12. С. 4.

(обратно)

Цит. по: Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. К столетию со дня рождения. Л., 1979. С. 255–256.

(обратно)

Богданов-Березовский Я. Дороги искусства. Л., 1971. С. 60.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. Л., 1986. С. 405.

(обратно)

Александров А. Далекие годы // Виссарион Яковлевич Шебалин: Статьи, воспоминания, материалы. М., 1970. С. 204.

(обратно)

Богданов-Березовский В. Дороги искусства. С. 62.

(обратно)

«Хорошо было бы не думать ни о хлебе насущном, ни о чем, а только заниматься любимым делом…»: Из писем Д. Д. Шостаковича Б. Л. Яворскому // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 30.

(обратно)

Шостакович Д. Д. Страницы воспоминаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 126.

(обратно)

Seroff V. Op. cit. P. 137–139.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 140–141.

(обратно)

Там же. С. 141.

(обратно)

Там же. С. 142.

(обратно)

Там же. С. 141–142.

(обратно)

Манков Н. П. Симфония Д. Шостаковича // Жизнь искусства. 1925. № 22. С. 14.

(обратно)

Гринберг М. Д. Шостакович // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 18.

(обратно)

Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. Русская симфоническая музыка за 10 лет // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 28.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 152.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Цит. по: Erhardt Ludwik. Strawinski. Warszawa, 1978. S. 44.

(обратно)

Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928. С. 6.

(обратно)

Горький М. Несвоевременные мысли // Новая жизнь. 1918. 19 января.

(обратно)

См.: Пролетарская культура. 1918. № 2. С. 22.

(обратно)

Цит. по: Горбунов В. В. И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974. С. 146.

(обратно)

Таиров А. В поисках стиля // Театр и драматургия. 1936. № 4. С. 202.

(обратно)

Замятин Е. Я боюсь // Замятин Е. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 349.

(обратно)

Цит. по: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней. Лондон, 1989. С. 54.

(обратно)

Блок А. Дневник. М., 1989. С. 343.

(обратно)

Блок А. О назначении поэта // Блок А. О литературе. М., 1980. С. 269.

(обратно)

Замятин Е. Завтра // Замятин Е. Избранные произведения. Т. 2. С. 344.

(обратно)

Цит. по: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. С. 158.

(обратно)

К. Malevicz Amsterdam, 1970. P. 51.

(обратно)

Цит. по: Шагинян М. Литературный дневник. М.; Пг., 1923. С. 168.

(обратно)

Тарабукин Н. От мольберта к машине. М., 1923. С. 18.

(обратно)

Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922. С. 21.

(обратно)

Луначарский А. Один из сдвигов в искусствоведении // Вестник Коммунистической академии. Т. 15. М., 1926. С. 85–107.

(обратно)

Правда. 1921. 8 ноября.

(обратно)

Расстрел одного из замечательнейших русских поэтов того времени Николая Гумилева, мужа Анны Ахматовой, был одной из первых провокаций секретной службы, основанной в декабре 1917 г., руководимой Феликсом Дзержинским и выступавшей под названием Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). 28 августа 1922 г. в «Известиях» появилась информация о существовании некой петроградской боевой организации, в которую входили как военные, так и ученые. В то же самое время арестовали, уже по обвинению в заговоре против советской власти, свыше двухсот человек, и среди них много ученых, в том числе известного химика и старого большевика, некогда дружившего с Лениным, профессора М. Тихвинского, а также Гумилева, который еще до революции отошел от левых убеждений. Это была одна из крупных демонстраций большевистского террора, которая должна была послужить предостережением всем противникам нового режима.

(обратно)

См.: Метченко А., Дементьев А., Ломидзе Г. За глубокую разработку истории советской литературы // Коммунист. 1956. № 12. С. 86.

(обратно)

Коган П. Литература этих лет: 1917–1923. Иваново-Вознесенск, 1924. С. 79.

(обратно)

Там же. С. 73.

(обратно)

Что говорят писатели о постановлении ЦК РКП: Б. Пастернак // Журналист. 1925. № 10. С. 10.

(обратно)

Маяковский В. Выступление на диспуте «Театральная политика Советской власти» 2 октября 1926 г. // Литературное наследство. Т. 65. М., 1958. С. 40.

(обратно)

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1957. С. 589.

(обратно)

Д. Шостакович о своем творчестве (выступление на авторском вечере 25 марта 1935 г. в Московском доме мастеров искусств) // Советское искусство. 1935. 29 марта.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.

(обратно)

Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972. С. 367.

(обратно)

Хентова С. Шостакович-пианист. С. 50.

(обратно)

«Отчет» Шостаковича о конкурсе здесь и далее цитируется по публикации: «Хорошо было бы не думать…». С. 39.

(обратно)

В состав жюри входили: Зыгмунт Буткевич, Збигнев Джевецкий, Витольд Малишевский (председательствующий), Петр Машиньский, Хенрик Мельцер, Зофья Рабцевичова, Адам Солтыс, Фелициан Шопский, Юзеф Смидович, Юзеф Турчиньский, Адам Вылежиньский и Ежи Журавлев.

(обратно)

Эренбург И. В Польше // Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1991. С. 115.

(обратно)

Орлов Г. Итоги Шопеновского конкурса // Слово (Варшава). 1927. Февраль.

(обратно)

Цит. по: Мусилович А. Польский композитор о русском пианизме. Слово (Варшава). 1927. Февраль.

(обратно)

Письмо от 1 февраля 1927 г. Цит. в кн.: Лукьянова И. Д. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980. С. 48.

(обратно)

Iwaszkiewicz J. Rozmowy о książkach. Szostakowicz // Życie Warszawy. 1973. 5–6 sierpienia.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.

(обратно)

Цит. по: Караев К. Статьи, письма, высказывания. М., 1978. С. 53.

(обратно)

Цит. по: «Мне исполнилось восемнадцать лет…» // Встречи с прошлым. Вып. 5 / Под ред. М. Г. Козловой. М., 1984. С. 254.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 142.

(обратно)

Асафьев Б. Восьмая симфония Шостаковича. М., 1945. С. 30.

(обратно)

Цит. по: Wilson Е. Shostakovich: A Life Remembered. London; Boston, 1994. P. 303.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.

(обратно)

Воспоминания написаны в 1944 г. Впервые опубликованы в Информационном бюллетене Союза советских композиторов (1944. № 5–6. С. Ill), затем — в сборнике «Музыкальный современник» (вып. 1. М.,1973).

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 215.

(обратно)

Там же. С. 217.

(обратно)

Соллертинский И. Творческий путь Шостаковича // «Леди Макбет Мценского уезда». Л., 1934. С. 20.

(обратно)

См.: Кабалевский Д. Гордость советской музыки // Советская музыка. 1966. № 7. С. 29.

(обратно)

Цит. по: Савшинский С. Леонид Николаев. Л.; М., 1950. С. 61.

(обратно)

Друскин М. О фортепианном творчестве Д. Шостаковича // Советская музыка. 1935. № 11. С. 56.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович и Сибирь. Новосибирск, 1990. С. 34.

(обратно)

Сергей Прокофьев (1891–1991): Дневник, письма, беседы, воспоминания. М., 1991. С. 103.

(обратно)

С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания. М., 1961. С. 180.

(обратно)

Глебов И. [Б. В. Асафьев] Русская симфоническая музыка за десять лет // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 28.

(обратно)

Шостакович Д. Отчет аспиранта Ленинградской государственной консерватории Дмитрия Шостаковича//Советская музыка. 1986. № 10. С. 55.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 186.

(обратно)

Участники Октябрьской революции. Михаил Калинин (1875–1946), партийный деятель и член Президиума Верховного Совета СССР, приверженец умеренной политики, посмел выступить против Сталина; в конце жизни был удален со всех постов. Валериан Куйбышев (1888–1935), член Центрального комитета, подобно Калинину, занимал умеренную позицию, неоднократно выступал против Сталина; согласно официальной версии, умер от болезни сердца. Георгий Чичерин (1872–1936) происходил из старинной аристократической семьи; сначала меньшевик, позднее член ВКП(б), фактический создатель советской дипломатии, в 1930 г. выведен из состава правительства; превосходный пианист и знаток музыки, автор книги о Моцарте.

(обратно)

Цит. по: Шульгин Л. Статьи, воспоминания. М., 1977. С. 61.

(обратно)

Цит. по: Долгополов М. Явление музыки // Известия. 1975. 13 сентября.

(обратно)

Соллертинский И. «Нос» — орудие дальнобойное // Рабочий и театр. 1930. № 7. С. 6.

(обратно)

Богданов-Березовский В. «Нос» — опера Шостаковича // Музыка и революция. 1928. № 7–8. С. 54.

(обратно)

Февральский А. В начале двадцатых годов и позже // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 199.

(обратно)

Захар Исаакович Любинский (1887–1983) — директор государственных театров Ленинграда, известный своей терпимостью, тактом, дипломатичностью действий и доброжелательностью к талантливым артистам.

(обратно)

Житомирский Д. «Нос» — опера Шостаковича // Пролетарский музыкант. 1929. № 7–8. С. 37, 39.

(обратно)

Текст воспроизведен в фильме «Альтовая соната» («Госфильм», 1979).

(обратно)

Н. М. [Н. П. Малков) Об авторе «Носа» // Рабочий и театр. 1930 № 3. С. 11.

(обратно)

Янковский М. «Нос» в Малом оперном театре // Рабочий и театр 1930. № 5. С. 7.

(обратно)

Соллертинский И. «Нос» — орудие дальнобойное. С. 6.

(обратно)

Малков Н. Так ли это? // Рабочий и театр. 1930. № 7. С. 7.

(обратно)

Грес С. [С. А. Кукуричкин] Ручная бомба анархиста // Рабочий и театр. 1930. № 10. С. 7.

(обратно)

Житомирский Д. «Нос» — опера Шостаковича. С. 33–34.

(обратно)

Лебединский Л. Новые задачи музыкантов. М., 1930. С. 18–19.

(обратно)

Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь» // Советская музыка. 1983. № 6. С. 91.

(обратно)

Шостакович Д. Из писем 1930-х годов // Советская музыка. 1987. № 9. С. 89.

(обратно)

Самосуд С. Статьи, воспоминания, письма. М., 1984. С. 64.

(обратно)

Асафьев Б. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет Мценского уезда» // Асафьев Б. Критические статьи и рецензии. М.; Л., 1967. С. 242–243.

(обратно)

Мартынов И. Дмитрий Шостакович. М.; Л., 1946. С. 17.

(обратно)

См.: Kreczmar I. Wspominając Dymitra Szostakowicza // Przekryj. 1976. 14 listopada. S. 9.

(обратно)

Жизнь искусства. 1929. № 26. С. 9.

(обратно)

Советская музыка. 1966. № 9. С. 13.

(обратно)

Шостакович Д. Из воспоминаний о Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 315.

(обратно)

Евгений Евтушенко в 70-х гг. описывал встречу Шостаковича с Маяковским немного иначе: «Шостакович рассказывал мне, как во время работы над музыкой к спектаклю „Клоп“ он впервые встретился с Маяковским. Маяковский был тогда в плохом, изнервленном настроении, от этого держался с вызывающей надменностью и протянул юному композитору два пальца. Шостакович, несмотря на весь пиетет перед великим поэтом, все-таки не сдался и протянул ему в ответ один палец. Тогда Маяковский дружелюбно расхохотался и протянул ему всю пятерню. „Ты далеко пойдешь, Шостакович…“ Маяковский оказался прав» (Евтушенко Е. Политика — привилегия всех. М., 1990. С. 378).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.213 сек.