Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные даты жизни и творчества Д. Д. Шостаковича 3 страница




(обратно)

Вишневская Г. Цит. соч. С. 262.

(обратно)

Советская музыка. 1948. № 1. С. 66–67.

(обратно)

Поэма о Родине, ор. 74, — второстепенное произведение Шостаковича. Сочиненное по случаю тридцатилетия Октябрьской революции, оно является не столько оригинальной композицией, сколько попурри из массовых песен Александрова, Атурова, Дунаевского, Мурадели и собственных песен Шостаковича.

(обратно)

Цит. по: Житомирский Д. На пути к исторической правде // Музыкальная жизнь. 1988. № 13. С. 5.

(обратно)

Все цитаты заимствованы из публикации этого выступления в журнале «Советская музыка» (1948. № 1. С. 54–62).

(обратно)

Первый Всесоюзный съезд советских композиторов: Стенографический отчет. М., 1948. С. 343.

(обратно)

Первый Всесоюзный съезд советских композиторов. С. 355.

(обратно)

«…Уцелел, потому что смеялся». С. 28.

(обратно)

Так Асафьев выразился в своем докладе на съезде композиторов.

(обратно)

Коваль М. Творческий путь Шостаковича // Советская музыка. 1948. № 2–4.

(обратно)

К новому подъему советского искусства: Собрание московских писателей // Литературная газета. 1948. 3 марта.

(обратно)

К работе над «Райком» композитор возвращался неоднократно. Первый, самый большой фрагмент он сочинил непосредственно после событий 1948 г.

(обратно)

Очередной фрагмент произведения появился в 1950-е гг., вскоре после II съезда Союза советских композиторов, на котором выступавший с официальной речью партийный и государственный деятель, член-корреспондент Академии наук СССР (!) Дмитрий Шепилов показал поразительное невежество, постоянно делая неправильное ударение в фамилии Римского-Корсакова.

(обратно)

Цит. по: Gojowy D. Schostakowitsch mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten dargestellt. Reinbek bei Hamburg, 1983. S. 97–98.

(обратно)

Атовмьян Л. Из воспоминаний. С. 77.

(обратно)

После довоенных поездок в Германию и Турцию Шостакович в 1947 г. посетил Чехословакию и участвовал в фестивале «Пражская весна», где выступил в качестве пианиста на камерном авторском вечере и был свидетелем триумфа своей Восьмой симфонии. Он принял также участие в Международном конгрессе композиторов и критиков в Праге, прочитав доклад «О жизни и работе советского композитора».

(обратно)

Nabokov N. Zwei rechte Schuhe im Gepäck: Erinnerungen eines russischen Weltbürger. München; Zürich, 1975. S. 313–314.

(обратно)

По-другому он выразился в 1968 г. в разговоре с автором этой книги: «Квартеты Бартока — великолепная школа для композитора. Каждый следующий лучше предыдущего».

(обратно)

Цит. по: Schwarz В. Musik und Musikleben in der Sowietunion 1917 bis zur Gegenwart. T. 1–3. Wilhelmshaven; Locarno; Amsterdam, 1982. S. 406.

(обратно)

Через несколько лет его постигла подобная же неприятность, когда Британская народная корпорация пригласила его в Шеффилд, а власти отказали ему в визе.

(обратно)

Le monde de la Musique. 1989. № 1.

(обратно)

Беседа Нелли Кравец с Эльмирой Назировой // Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения. С. 42.

(обратно)

Хренников Т. За новый подъем советской музыки // Советская музыка. 1949. № 12. С. 47.

(обратно)

Szostakowicz D. Nieoceniona pomoc // Literature radziecka. 1950. № 4.

(обратно)

Musik und Gesellschaft. 1951. № 1. S. 21.

(обратно)

Кондрашин К. Мои встречи с Д. Д. Шостаковичем // Д. Шостакович: Статьи и материалы. С. 88–89.

(обратно)

Jackowski A. Na skróty. Sejny, 1995. S. 352–353.

(обратно)

Ź ytomirski D. Blindheit als Schutz vor der Wahrheit. S. 284–285.

(обратно)

Ражников В. Цит. соч. С. 201.

(обратно)

Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. С. 98–99.

(обратно)

Seehaus L. Dmitrij Schostakowitsch. Wilhelmshaven, 1986. S. 114–115.

(обратно)

Ответственность поколения. New York, 1981. С. 54.

(обратно)

Цит. по: Караев К. Статьи, письма, высказывания. М., 1978. С. 52.

(обратно)

Письмо от 28 августа 1953 г. Цит. по: Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. С. 104.

(обратно)

Цит. по: Кравец Н. Новый взгляд на Десятую симфонию Шостаковича // Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения. С. 234.

(обратно)

См. указанную статью Н. Кравец, а также напечатанную в том же сборнике беседу Нелли Кравец с Эльмирой Назировой.

(обратно)

Хентова С. В мире Шостаковича. С. 184.

(обратно)

Значительное явление советской музыки: Дискуссия о Десятой симфонии Д. Шостаковича // Советская музыка. 1954. № 6. Все описание дискуссии опирается на этот отчет.

(обратно)

Кабалевский Д. Дискуссионные заметки о симфонизме // Советская музыка. 1955. № 5. С. 5.

(обратно)

Речь Председателя Совета Министров Союза ССР товарища Г. М. Маленкова // Известия. 1953. 16 марта.

(обратно)

Шостакович Д. Радость творческих исканий // Советская музыка. 1954. № 1. С. 41.

(обратно)

Фрагменты писем заимствованы из книги: Караев К. Статьи, письма, высказывания. С. 53–54.

(обратно)

Здесь и далее письма Шостаковича к Э. Денисову цитируются по копиям, любезно предоставленным мне Эдисоном Денисовым.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 308.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Sollertinsky D. and L. Op. cit. P. 138.

(обратно)

Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Париж, 1980. С. 480.

(обратно)

Смотр композиторов Москвы // Советская музыка. 1957. № 1. С. 151.

(обратно)

Хренников Т. Состояние и задачи советского музыкального творчества // Советская музыка. 1957. № 5. С. 26.

(обратно)

Там же.

(обратно)

За сплочение творческих сил под знаменем социалистического реализма: Выступление на Втором всесоюзном съезде композиторов // Советская музыка. 1957. № 7. С. 66.

(обратно)

Советская музыка. 1958. № 7.

(обратно)

Вишневская Г. Цит. соч. С. 286–287.

(обратно)

Там же. С. 268.

(обратно)

Там же. С. 269.

(обратно)

Процедура оказалась неожиданно простой: брак был признан недействительным, поскольку выяснилось, что Маргарита Андреевна не удосужилась оформить развод со своим первым мужем.

(обратно)

Brockhaus Н. A. Op. cit. S. 96.

(обратно)

Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 14.

(обратно)

Этот факт тоже оказался осмеянным в «Райке».

(обратно)

Moskiewskie spotkania «Parnasika» // Radio i Telewizja. 1958. № 46.

(обратно)

Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. С. 145.

(обратно)

Черемушки — жилой район в Москве.

(обратно)

См.: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 358.

(обратно)

Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. С. 159.

(обратно)

Цит. по: International Musician. 1959. № 1. P. 10.

(обратно)

Musical America. 1959. December 1.

(обратно)

Schwarz B. Op. cit. S. 522.

(обратно)

New York Times. 1959. November 19.

(обратно)

Цит. по: Гаук А. Мемуары, избранные статьи, воспоминания современников. М., 1975. С. 149.

(обратно)

Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. С. 160–161.

(обратно)

Сто пятнадцать минут и одна секунда: Говорит Дмитрий Шостакович //Литературная газета. 1979. 1 августа.

(обратно)

Новый музыкальный радиожурнал: Д. Шостакович рассказывает о своей работе над Двенадцатой симфонией // Музыкальная жизнь. 1960. № 21. С. 10.

(обратно)

Сто пятнадцать минут и одна секунда.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 368.

(обратно)

New York Times. 1962. September 5.

(обратно)

Ответственность поколения. С. 54–55.

(обратно)

Le Monde de la Musique. 1989. № 1.

(обратно)

Трофим Денисович Лысенко (1898–1976) — академик. Начал свою карьеру как провинциальный агроном. Шарлатан, создавший псевдонаучные теории, с помощью которых ему удалось уничтожить советскую генетику и нанести неисчислимый вред сельскому хозяйству. Жертвами доносов Лысенко пали многие выдающиеся ученые. Любимец Сталина, необыкновенно ловкий, он продолжал свое дело и при Хрущеве. Положение монополиста и диктатора в области биологии было отнято у него только после 1964 г.

(обратно)

Цит. по: Медведев Р. Н. С. Хрущев: Политическая биография. М., 1990. С. 253. Следует заметить, что, как подчеркивает Ф. Бурлацкий в статье «Хрущев. Штрихи к политическому портрету» («Литературная газета». 1988. 24 февраля), приглашение Хрущева на московскую выставку было провокацией, тщательно подготовленной его консервативным окружением. В частности, сценарий предусматривал показ живописи такого рода, которой Хрущев не понимал и не выносил. Существует несколько разных версий стычки между Эрнстом Неизвестным и первым секретарем ЦК КПСС. Элий Белютин в статье «Хрущев и Манеж» (Дружба народов. 1990. № 1) пишет, что, когда Хрущев бросил взгляд на первые экспонаты абстрактного искусства, он сразу зарычал от ярости: «Вы что — мужики или педерасты проклятые…»

(обратно)

Медведев Р. Н. С. Хрущев. С. 256.

(обратно)

Речь Хрущева опубликована в «Правде» (1963. 10 марта).

(обратно)

Альшванг А. Идейный путь Стравинского // Советская музыка. 1933. № 5. С. 90.

(обратно)

Нестьев Я. Долларовая какофония // Известия. 1951. 7 января.

(обратно)

Craft R. Stravinsky: Chronicle of a Friendship 1948/71. New York, 1972. P. 206.

(обратно)

См. примечание 200. Кстати, Стравинский весьма редко позволял себе хорошо высказываться о других композиторах.

(обратно)

Правда. 1960. 30 апреля.

(обратно)

Советская музыка. 1961. № 7.

(обратно)

Советская музыка. 1962. № 1. С. 9.

(обратно)

Музыкальная жизнь. 1962. № 2.

(обратно)

Шостакович Д. Беседа с молодыми композиторами // Советская музыка. 1955. № 10. С. 17.

(обратно)

Здесь уместно привести воспоминания Евгения Евтушенко о композиторе: «К сожалению… мне не нравились многие его статьи, доклады. Это были пустые восхваления партии, социалистического реализма. <…> Я однажды упрекнул за это Дмитрия Дмитриевича. Он был человек совестливый, беспощадный и признал, что я прав… „Но зато в музыке я ни разу не подписал ни одной ноты, о которой бы я не думал… Может быть, мне хотя бы за это простится…“» (Евтушенко Е. Цит. соч. С. 376–377).

(обратно)

Кондрашин К. Цит. соч. С. 90.

(обратно)

Szneerson G. List z Moskwy // Ruch Muzyczny. 1962. № 4, 5.

(обратно)

Гликман И. «…Я все равно буду писать музыку». С. 47.

(обратно)

Gojowy D. Op. cit. S. 9.

(обратно)

Цит. по: Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. С. 190.

(обратно)

Евтушенко Е. Цит. соч. С. 372–373.

(обратно)

Blokker R., Dearling R. The music of Dmitri Shostakovich: The Symphonies. London, 1979. P. 138–139.

(обратно)

Ладыгина А. Слушая Тринадцатую симфонию // Советская Белоруссия. 1963. 2 апреля.

(обратно)

Кабалевская М., Кабалевский Ю. «Казнь „Леди Макбет“» // Советская культура. 1989. 16 ноября. Здесь следует подчеркнуть, что Кабалевский прославился исключительной угодливостью по отношению к властям, а будучи в руководстве Союза композиторов, старался не допускать исполнения произведений своих знаменитых коллег. Геннадий Рождественский вспоминал: «После смерти Сергея Сергеевича (Прокофьева. — К. М.) она [вдова] передала мне партитуру Четвертой симфонии — вторую редакцию. Я, конечно, мечтал исполнить это сочинение. Но для этого нужно было получить разрешение! Я отправился в Союз композиторов к Дмитрию Борисовичу Кабалевскому, чтобы показать ему партитуру симфонии, но он посмотреть партитуру почему-то отказался, сказав, что нужно предварительно устроить прослушивание. Я сделал переложение для двух фортепиано в восемь рук, которое и исполнил вместе со своими товарищами по консерватории. Кабалевский, прослушав гениальное сочинение композитора, которого он в своих воспоминаниях называет „один из самых ярких, талантливых и самобытных представителей нашего музыкального искусства“, сказал, однако, что исполнить ее сейчас означает оказать медвежью услугу автору. Я исполнил симфонию позже, в 1957 году…» (Из воспоминаний Н. П. Рождественской и Г. Н. Рождественского // Прокофьев Сергей (1891–1991): Дневник, письма, беседы, воспоминания. С. 259).

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 450.

(обратно)

Беседа с Д. Д. Шостаковичем: Новые произведения посвящаю 50-летию великого Октября // Правда. 1964. 19 февраля.

(обратно)

Шостакович Д. Служение правде // Советская культура. 1965. 22 мая.

(обратно)

Петров А. Семь нот волшебной фразы // Литературная газета. 1979. 1 мая.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 454.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Максим Шостакович о своем отце. С. 174.

(обратно)

«У нас чудесный слушатель»: Дмитрий Шостакович отвечает на вопросы // Музыкальная жизнь. 1966. № 17. С. 7.

(обратно)

Максим Шостакович о своем отце. С. 174.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 416.

(обратно)

Ражников В. Цит. соч. С. 194.

(обратно)

Кондрашин К. Цит. соч. С. 94.

(обратно)

Отчет Д. Шостаковича о пребывании в Эдинбурге записан с грампластинки «Говорит Дмитрий Шостакович» («Мелодия», М 40–41 711).

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 410.

(обратно)

Вишневская Г. Цит. соч. С. 418–419.

(обратно)

Шагинян М. Цит. соч. С. 134.

(обратно)

Советская музыка. 1966. № 9. С. 6.

(обратно)

Первый романс — для сопрано и виолончели, второй — для сопрано и фортепиано, третий — для сопрано и скрипки, четвертый — для сопрано, виолончели и фортепиано, пятый — для сопрано, скрипки и фортепиано, шестой — для сопрано, скрипки и виолончели, седьмой — для всего состава.

(обратно)

Ойстрах Д. Великий художник нашего времени // Д. Шостакович: Статьи и материалы. С. 29–30.

(обратно)

Это письмо воспроизведено на конверте грампластинки с записью концерта в исполнении Давида Ойстраха («Мелодия», С—10–06 907—8).

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 509–510.

(обратно)

Там же. С. 508–509.

(обратно)

Цыганов Д. Цит. соч. С. 32.

(обратно)

Предисловие к премьере: Новая симфония Шостаковича // Правда. 1969. 25 апреля.

(обратно)

Максим Шостакович о своем отце. С. 179.

(обратно)

Цит. по: Абрамов А. Реквием для струнного квартета // Новое русское слово — Russian Daily. 1982. 23 мая.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 535–536.

(обратно)

Цит. по: Хентова С. Шостакович: Тридцатилетие (1945–1975). Л.,1982. С. 302.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 540.

(обратно)

Беседа, имевшая место 13 июня 1973 г. в Нью-Йорке, записана на грампластинке «Говорит Д. Шостакович» («Мелодия», М 40–41 712).

(обратно)

Шагинян М. 50 писем Д. Д. Шостаковича. С. 150.

(обратно)

Wallek-Walewski М. Cztemasta… Pietnasta… // Odra. 1973. № 4.

(обратно)

Сахаров А. О стране и мире. Нью-Йорк, 1976. С. 34.

(обратно)

XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. [Т.] 1. М., 1966. С. 358.

(обратно)

Брежнев Л. И. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС. М., 1972. С. 27.

(обратно)

Солженицын А. На возврате дыхания и сознания // Из-под глыб: Сборник статей. Москва; Париж, 1974. С. 8.

(обратно)

Вишневская Г. Цит. соч. С. 453.

(обратно)

Цит. по: Гершкович А. Роберт Осборн поет «Бесов» // Новое русское слово — Russian Daily. 1983. 23 ноября.

(обратно)

Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 573.

(обратно)

Там же. С. 564.

(обратно)

Об этом мне рассказала Ирина Антоновна Шостакович.

(обратно)

Долгополов М. Почетный проигрыш // Спутник. 1975. № 6. С. 105–106.

(обратно)

Мравинский Е. Тридцать лет с музыкой Шостаковича. С. 113.

(обратно)

Айтматов Ч. К портрету художника // Советская музыка. 1976. № 9. С. 11.

(обратно)

Письмо из архива Ирины Богачевой. Публикация: Хентова С. Шостакович. Т. 2. С. 559.

(обратно)

Цыганов Д. Полвека вместе. С. 31.

(обратно)

Ту же песню в 1909 г. по просьбе Шаляпина оркестровал Игорь Стравинский.

(обратно)

Нестеренко Е. Счастье творческого общения // Музыкальные кадры (газета Ленинградской консерватории). 1976. 30 сентября.

(обратно)

Chenlowa S. Poźegnanie z Dymitrem Szostakowiczem // Ruch muzyczny. 1976. № 8.

(обратно)

Другие мои воспоминания о Шостаковиче опубликованы в журнале «Das Orchester» (1976. № 9).

(обратно)

В названиях издательств используются следующие аббревиатуры: ВТО — Всесоюзное театральное общество; СК — «Советский композитор»; ССК — Союз советских композиторов СССР.

(обратно)

 

Оглавление

· К. Мейер. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время

· ПРЕДИСЛОВИЕ

· Глава 1 1906–1919

· Глава 2 1919–1924

· Глава 3 1919–1926

· Глава 4 1906–1926

· Глава 5 1926–1930

· Глава 6 1926–1927

· Глава 7 1927–1930

· Глава 8 1928–1931

· Глава 9 1931–1936

· Глава 10 1932–1936

· Глава 11 1935–1937

· Глава 12 1937

· Глава 13 1937–1948

· Глава 14 1938–1941

· Глава 15 1941–1942

· Глава 16 1942–1944

· Глава 17 1944–1946

· Глава 18 1946–1948

· Глава 19 1948–1949

· Глава 20 1950–1954

· Глава 21 1953–1955

· Глава 22 1956–1958

· Глава 23 1959–1961

· Глава 24 1961–1963

· Глава 25 1962–1966

· Глава 26 1967–1971

· Глава 27 1971–1975

· Глава 28 (Послесловие)

· МУЗЫКА ВМЕСТО СУМБУРА

· ИЛЛЮСТРАЦИИ

· ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

· КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ[504]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.