Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Природа снов и их разновидности




В одной из сутр Будда Шакьямуни1, используя множество метафор, описывает явленный мир, который мы обычно считаем реальным. В этих образных описаниях наша действительность сравнивается с падающей звездой, с обманом зрения, с мерцающим пламенем масляного светильника, с каплями росы на восходе солнца, с пузырями на воде, с молнией, сновидением и облаками. Согласно Будде, на самом деле все составное бытие, или все дхармы2, то есть явления, так же нереальны и переменчивы, как перечисленные примеры.

В другой сутре даны дополнительные поэтические метафоры, показывающие сущность нашего иллюзорного состояния. Среди них есть такие: отражение луны в воде, мираж, город небесных музыкантов, радуга, отражение в зеркале, а также сновидение.

Сновидения в этих сутрах упоминаются потому, что все мы знаем: рассмотрев сновидение, в нем не найдешь ничего конкретного. Даже если удастся обнаружить первичные и вторичные причины его возникновения, в самом сновидении нет ничего определенного или реального.

Хотя состояние сновидений может быть вызвано разными обстоятельствами, его продукт — сны, как вправило, делится на две основные категории: обычные сновидения, результат кармических следов3, и другие сновидения, результат ясности ума.

В категории сновидений, порожденных кармой, есть сны, связанные главным образом с тремя составляющими человеческого существа: телом, энергией (или речью) и существующими в уме напряжениями, и есть другие, связанные с кармическими следами. У последних есть три источника: кармические следы, берущие начало в прошлой жизни человека, в его юности и в недавнем прошлом.

В традиционной тибетской медицине целитель, обследующий пациента для выяснения причины заболевания, примет во внимание и то, с какой из трех составляющих связаны сновидения больного. Благодаря этим сведениям он сможет определить реальное состояние тела, энергии и ума больного, а также сопутствующие обстоятельства. Иногда серьезная, трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Бывает, что болезнь — следствие кармической причины, которая проявилась вследствие недавних действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из наиболее важных средств анализа и обнаружения главных и вторичных причин недуга.

Что имеется в виду под сновидениями, связанными с тремя составляющими существа человека? Эти сновидения возникают как следствие любых переживаний тела, речи или ума. Таким образом, переживания, непосредственно связанные с элементами человека, с его энергией и эмоциями, могут способствовать мгновенному проявлению в сновидениях каких-то переживаний — приятных, неприятных или нейтральных.

Например, человек, который спит в неправильной позе, может ощущать неудобство или боль. Неудобство может стать непосредственной причиной дурного сновидения. Или, если сон человека нарушен затрудненным дыханием, могут возникнуть сновидения, в которых он задыхается или его душат. Более того, нетрудно понять, что такие связанные с умом чувства, как радость или грусть, тоже могут мгновенно становиться вторичными причинами сновидений. Таковы примеры сновидений, связанных с тремя составляющими человека.

Что касается категории сновидений, связанных с кармическими следами, то некоторые из них берут начало в прошлой жизни. В таких сновидениях могут появляться незнакомые вещи, с которыми человек в этой жизни не встречался, например пейзажи другой страны или невиданные люди с незнакомыми обычаями и языком. Эти сновидения могут повторяться так часто, что сновидец хорошо освоится в незнакомом ему мире. Такие переживания предполагают существование в прошлой жизни очень сильной привычки, которая оставила в человеке кармический след. Или человеку снится неведомая страна, и там он встречает незнакомца, который угрожает ему или хочет его убить; в результате возникает очень сильный страх. Иногда это означает, что подобная ситуация существовала в прошлой жизни. Она сильно повлияла на состояние человека и оставила кармический след, который всплывает, когда созревают вторичные условия. Вот еще один пример этой разновидности снов: если в прошлой жизни меня убили, то в нынешней у меня могут быть сны, в которых меня убивают. Неверно, будто во сне мы видим только то, что испытали в этой жизни. Если событие очень значимо, оно может оставить след на многие жизни. Когда вы спите очень крепко, возникает реальная возможность для того, чтобы в сновидении проявилась прошлая карма.

Если вы просто очень напряжены, это тоже может находить отражение в сновидениях. Например, если ребенка кто-то обидит, это может повторяться в его снах. Или же, если вы днем с кем-то повздорили, ночью эта ситуация может вам присниться. Принцип заключается в том, что сильная напряженность и глубокий сон способствуют повторению этой напряженности в сновидении. Это одна разновидность снов — кармические сны, обусловленные наличием багчаг. Багчаг означает "следы", "отпечатки". Например, в пустом флаконе из-под духов всегда сохраняется след их аромата. Это и есть багчаг. Такие сны, относящиеся к разряду кармических сновидений, действительно бывают, только не все видят их часто.

Ко второй разновидности кармических снов относятся те, причины которых сформировались в раннюю пору жизни. Если в юности человек пережил внезапный испуг или с ним произошел несчастный случай, это переживание могло оставить след. Поэтому позже в жизни бывают сновидения, связанные с таким событием буквально или тематически. Или, скажем, в детстве человек пережил землетрясение и испытал сильный страх — тогда есть вероятность, что в более поздний период жизни этот след может активизироваться при наличии соответствующих вторичных причин, например еще одного землетрясения.

Третья разновидность кармических снов охватывает сны, которые проистекают из недавних действий, глубоко затронувших человека. Возможно, недавно человек до того разозлился, что это вылилось в драку. Столь сильный гнев оставляет след, а потому возникает сновидение, имеющее сходные обстоятельства или сюжет.

Причины всех трех видов сновидений — главным образом кармические, то есть связанные с событием, которое глубоко затронуло человека и оставило следы напряжения, страха или другой сильной эмоции. Если остались следы, то вполне логично, что сновидения, имеющие сходный сюжет, будут возникать более часто.

Существуют похожие разновидности снов, связанные с ясностью, то есть такие сны тоже соотносятся с тремя составляющими человека, а также с его кармическими следами. Что такое сны ясности? Сон ясности бывает тогда, когда есть вторичные причины, благодаря которым ясность может проявиться. Поскольку у будущих событий есть вторичные причины, можно даже получить во сне совет или предсказание. Обычно сны ясности видят рано утром. Почему? Потому что сначала сон бывает глубоким. Постепенно глубина его уменьшается, и сон становится более поверхностным. При поверхностном сне ясности легче проявиться. Если практика постоянного присутствия успешна, количество кармических сновидений уменьшается. Это происходит потому, что они связаны с напряженностью. А состояние созерцания, или присутствия, — это полное расслабление, следовательно, в нем не будет никаких проявлений напряженности. Вместо кармических снов появляется больше снов ясности.

Что касается тех снов ясности, которые связаны с тремя составляющими человека, то все люди по своей истинной природе обладают бесконечными возможностями и непроявленными качествами. Хотя солнце светит всегда, мы подчас его вовсе не видим за плотной завесой облаков, а порой видим лишь мимолетный проблеск в разрыве между облаками. Так и ясность иногда проявляется сама собой, и одно из следствий ее проявления — сны ясности.

Люди, которые практикуют Дхарму, стараются расслабиться. Благодаря расслаблению тела, энергии и ума элементы и энергии уравновешиваются, а благодаря этой непосредственной, вторичной причине появляются разные виды снов ясности. Это особенно касается тех, кто выполняет связанные с чакрами4 и каналами практики, которые упорядочивают прану и энергию.

У некоторых людей эти разновидности снов ясности возникают благодаря ясности ума, даже если они не применяют дополнительных методов расслабления тела или упорядочения энергии. Когда практик достигает достаточной зрелости и развития, уменьшаются препятствия, которые обычно омрачают естественную ясность ума. Если продолжить аналогию с солнцем, то облака почти рассеиваются и бесконечные солнечные лучи могут проявляться без помех.

Когда присутствуют все надлежащие обстоятельства, а тело, речь и ум расслаблены благодаря совершенной практике, возникают разнообразные сны ясности, среди которых могут быть и те, что предвосхищают грядущее. Кроме того, могут проявиться сны ясности прошлой кармы, аналогичные обычным сновидениям, кармические причины которых идут из прошлых жизней. Если у сновидца развита соответствующая способность, он может вспомнить прошлую жизнь во всей ее полноте. В одном сновидении можно вспомнить сто или даже сто тысяч жизней. В описаниях жизни бодхисаттв и архатов можно прочитать об этих необычайных сновидениях, возникающих благодаря ничем не омраченной ясности.

Вот пример снов ясности, которые могут возникнуть у практика вследствие накопленных в юности кармических следов. Возможно, в более раннюю пору жизни человек встречался со многими выдающимися учителями или получал учения и посвящения, или изучал методы практики. Позже у этого человека могут быть сновидения, в которых он углубляет эти знания. В сновидениях можно получить даже такие знания или методы практики, о которых прежде никогда не слышал. Есть множество интересных сновидений такого рода.

Сны ясности, связанные с недавними переживаниями, могут возникать так: скажем, человек прочитал очень важный текст Дхармы или участвовал в глубокой беседе о практике Дхармы, и это стало причиной сновидений, имеющих отношение к прошлому, настоящему или даже будущему

Таковы разновидности снов ясности. Они являются продолжением и развитием обычного сновидения и возникают главным образом у тех практиков, которые уже имеют некоторый опыт работы со сновидениями или опыт сохранения в сновидениях ясности и осознанности. Это разновидности снов, проявляющихся благодаря ясности состояния ума, или ригпа5.

Если развить осознанность в состоянии сновидений, можно использовать в нем многие методы практики Дхармы, которые мы изучаем в состоянии бодрствования. В сущности, в состоянии сновидений эти практики можно освоить легче и быстрее, если есть способность видеть осознанные сны. В некоторых текстах даже говорится: в сновидениях практика в девять раз более действенна, чем во время бодрствования.

Состояние сновидений нереально. Когда мы сами обнаружим это в снах, огромная сила такого понимания поможет устранить препятствия, связанные с двойственным в`идением, зависимым от условий. Поэтому практика сновидений очень важна для освобождения от привычных склонностей. Эта мощная поддержка особенно необходима потому, что мы так много лет укрепляли эмоциональные привязанности, зависимость и эго — составляющие нашей обычной жизни.

В истинном смысле, всё, что мы видим на протяжении жизни, похоже на образы сновидения. Если как следует к ним присмотреться, окажется, что большое сновидение — жизнь и малые сны одной ночи не слишком отличаются. По-настоящему поняв сущность того и другого, мы увидим, что на самом деле разницы между ними нет. И если, постигнув это, мы сумеем, наконец, освободиться от оков эмоций, привязанностей и эго, то сможем осуществить высшую цель — просветление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.