Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Написание текста выступления




Следующим этапом является написание текста выступления. Для этого важно помнить, что речь должна быть грамотная, логически выстроенная, предложения следует строить простые, избегать недосказанности и неоднозначности высказываний или суждений. Добиться четкого и ясного выражения мысли позволяет тщательный подбор слов.

Передавая ту или иную мысль, следует продуманно относиться к использованию экспрессивной лексики. Удачное сравнение, метафора, эпитеты, аналогии создают неповторимые образы, делают речь яркой, живой и более понятной. Стремление к контакту с людьми, к тому, чтобы они максимально точно поняли и восприняли услышанное, желание завоевать их внимание обусловливает употребление в речи выразительных средств языка.

Пробуждению интереса и активизации мышления аудитории, включению слушателей в беседу способствует применение риторических, проблемных и репродуктивных вопросов. Включение в речь риторического вопроса позволяет украсить выступление, заполнить паузу, вызвать отклик слушателей, с помощью проблемного вопроса можно создать ситуацию активного поиска новых решений или действий.

Написав текст выступления, необходимо овладеть его материалами. В случае если он короткий, его легко заучить. Длинный доклад выучить трудно, поэтому необходимо составить тезисы, конспект или развернутый план выступления, содержащий цифры, цитаты, примеры и т.д. Графические изображения, схемы, чертежи, помогают понять и запомнить содержание речи.

Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. Взглянув на него, выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты. Чтобы придать тексту упорядоченность, следует выделять отдельные, наиболее значимые элементы такие, как выводы, обобщения, определения прямоугольником, овалом, окружностью, цветом или шрифтом.

Важным условием успешного выступления является сопровождение текста наглядным и демонстрационным материалом, используя который следует стремиться к воздействию на максимально возможное количество органов чувств. Показ иллюстраций, демонстрация слайдов, а также использование других изобразительных средств обеспечивает лучшее восприятие и повышает понимание сказанного. Предлагаемый наглядный материал должен быть доступным, простым и понятным аудитории.

Если выступление предстоит важное, желательно его прорепетировать. Репетиция позволит говорящему почувствовать себя уверенней, привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей свои мысли и добиться поставленной цели.

Большое значение в подготовке к публичному выступлению уделяется технике речи. Артикуляция, дикция, интонация, дыхание являются важными составляющими успешного выступления. Перед докладом важно размять речевой аппарат, чтобы четко артикулировать звуки, выполнить дыхательную гимнастику, чтобы распределять и контролировать дыхание, обеспечивая легкость и плавность речевого потока, снизить тембр голоса, чтобы не перегружать голосовые связки.

 

4. Упражнения по технике речи

Предлагаемые упражнения помогут постановке речевого дыхания и голоса, обеспечат развитие и укрепление диафрагмы, брюшных и межреберных мышц, усовершенствуют систему дыхания.

Упражнения на дыхание

1. Вдохните, задержите дыхание на три счета и выдыхайте на звуке «с», следя за тем, чтобы звук был непрерывным.

2. Сильный вдох через нос. На выдохе считайте, чуть растягивая гласные: «ра-аз, два-а, три-и, четы-ыре» и т.д. до 20.

3. Вдохните, задержите дыхание на один счет и выдыхайте, произнося гласные: «и-э-а-о-у-ы». Гласные можно сочетать с согласными: «ми-мэ, ма-мо, му-мы» и др.

4. Глубокий вдох на счет 1и,2и…7и, задержка дыхания на счет 1и, 2и…7и, выдох на счет 1и, 2и…7и (3-7раз).

5. Глубокий вдох на счет 1, 2, 3,…7, задержка дыхания, медленный выдох, второй раз делаем тоже самое, 3 раз – правой ногой делаем шаг вперед, и выбрасываем тело, расслабляясь и высвобождая энергию.

6. Глубокое дыхание (для проработки и насыщения организма кислородом). Глубокий вдох животом и на выдохе максимально втягиваем живот к спине, задержка дыхания на счет 8 и выдыхаем со звуком (от 3-7 раз). На задержке дыхания живот больше прилипает к спине, все усилия направлены на то, чтобы напрягались мышцы.

7. Упражнение «Егорки».Определение индивидуальных особенностей речевого выдоха. После произнесения известной детской считалочки «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки» — глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка...» и т. д. до полного использования воздуха. На каждом тренинговом занятии постарайтесь улучшать свой результат.

8. Упражнение «Цветочный магазин».Исходное положение — стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую на ребра. Выдохните (п-фф).При этом живот втянется. Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п - ффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. Упражнение повторить 2—3 раза.

9. Упражнение «Свеча»(ровный, интенсивный выдох). Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2—3 см, длиной 7—10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на нее. Она отклоняется от вас,— это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный— бумажка находится в одном положении — отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.

Упражнения для губ

Укрепление мышц артикуляционного аппарата

Натягивание верхней губы на верхние зубы (10 раз).

Натягивание нижней губы на нижние зубы (10 раз).

Натягивание верхней и нижней губы на зубы (10 раз).

Губы складываем в трубочку и подтягиваем к носу, испытываем напряжение подбородка (10 раз).

Губы складываем в трубочку и отводим в левую сторону (10 раз).

Губы складываем в трубочку и отводим в правую сторону (10 раз).

Губы складываем в трубочку и опускаем вниз к подбородку, рот полуоткрыт, зубы не сомкнуты (10 раз).

Губы в трубочку, движение по кругу, 5 раз в одну и 5 раз в другую стороны.

Упражнения для языка

Язык подтягиваем к зубам и отводим назад, касаясь мягкого неба (10 раз).

Язык проталкиваем перед верхними и нижними зубами (10 раз).

Язык толкаем то в правую, то в левую щеку.

Губы сомкнуты, делаем круговые движения языком в одну и в другую сторону (по 5 раз).

Артикуляционная зарядка

1. Громко и четко читайте слоги, с максимальным напряжением губ.

Анна, Алла, Аза; Инна, Ира, ива; Эмма, Элла, эра; Оля, Уля.

Арба, орда (просклоняйте эти два слова – каждое отдельно или оба вместе, соединяя их союзом «и»).

Амба, дамба, Анды, гранды, банды, гланды, дама, драма, гаммы, граммы, служба, дружба… и т.д.

«а» - лань, ларь, лай, мал, май, рай, грамм, вал, вар, рвань, бань бал, бар, бай, гам, Гавр, гарь, гай, дар, даль, дань, дай, дам, нам, мавр, вам, лавр, зал, жар, жаль, жарь;

«е» - мел, мель, нем, лень, змей, злей, недр, зебр, жезл, дрель, звень, зверь, дверь, бел, день, лей, млей, рей, брей, зрей, грей, верь;

«и» - лил, сгнил, жил, бил, взвил, двинь, сгинь, линь, Нил, мил, мир, вин, вил, ЗИМ, ЗИЛ, жим, жир;

«о» - лом, взлом, ноль, зной, мол, моль, мор, мой, роль, рой, ром, бром, гром, зол, вол, вор, двор, звон, вой, бой, сбой, бор, боль, дом, Дон, дол, гол, голь;

«у» - МУР, мул, лунь, Лувр, нуль, руль, зубр, бум, Дувр;

«ы» - мыл, ныл, рыл, завыл, выл, вынь, был, сбыл, дым, дыр, дынь;

«ё» - лён, мёл, брёл, вёл, взвёл, свёл;

«я» - мял, глянь, дрянь, взял, вянь и т.п.

2. Прочтите скороговорки. Не спеша произнесите каждую букву так, чтобы она была услышана, четко артикулируйте, старайтесь не допускать ошибок в труднопроизносимых буквосочетаниях. Постепенно увеличивайте скорость произнесения скороговорок, не забывая о качестве произношения.

Предварительно наметьте логические паузы, выделите слова, которые выражают основную мысль, и произнесите фразу в соответствии со смысловыми группами.

1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

2. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

3. На полатях лежать, так ломтя не видать.

4. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

5. Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят.

6. Сороки да чечётки – большие трещотки.

7. Если бы да кабы, так росли бы во рту бобы.

8. Без наук, как без рук.

9. Кто языком штурмует, немного навоюет.

10. Юлил, юлил, да не выюлил.

11. Ел не ел, а за обедом посидел.

12. Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

13. Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.

14. От топота копыт пыль по полю летит.

15. Пришел баран, прибежал баран. Продал барабан, и пропал барабан.

16. Каков Савва, такова ему и слава.

17. У Феофана Феофаныча три сына Митрофановича.

18. Валерий кавалерию раскрасил акварелью, карьерой кавалерия скачет у Валерия.

19. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоговоришь.

20. В шалаше лишь шмель шумит, там свернувшись, Саша спит.

21. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик купи кипу.

22. Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке.

23. Шел козел с косой козой, шел козел с босой козой. Шла коза с косым козлом, шла коза с босым козлом.

24. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

25. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

26. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

27. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

28. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

29. Два дровосека, два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Варьку, про Ларину жену.

30. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

3. Сомкните плотно губы и произносите любой текст вслух так, чтобы он был понятен слушающим.

Большое значение в овладении техникой речи уделяется работе над голосом и тоном. Одна и та же фраза, произнесенная разным голосом и тоном, по-разному будет воспринята собеседником. Будущему менеджеру необходимо научиться моделировать свой тон и голос, чтобы смысл его речи был правильно понят аудиторией.

Упражнения на голос и тон

1. Произнесите и запишите на пленку фразу «Клиент всегда прав» поочередно следующим тоном: уверенным, робким, истеричным, дружелюбным, высокомерным, злобным, вопросительным, изумленным.

2. Проанализируйте, в каком тоне вы разговариваете с родственниками, друзьями, коллегами, преподавателями и т.д. Объясните причину его возникновения в вашей речи. Решите, следует ли его сохранить или изменить. Попытайтесь изменить его в реальных обстоятельствах. Расскажите о результатах.

Только сильный и выразительный голос может передать различные оттенки и эмоции выступающего. Для развития силы голоса могут быть полезны упражнения, развивающие голосовые связки и легкие.

3. Вдыхаем воздух в живот (живот как мяч), задерживаем дыхание, и на вдохе живот пружинит и произносим «Б-П» (упражнение позволяет понизить регистр голоса, убрать высокие нотки).

4. Глубокий вдох грудью, задерживаем дыхание и на выдохе произносим длинный «а», в это же время похлопываем себя по груди, слышим вибрирующий звук, выходящий из диафрагмы груди, он более низкий и мощный чем горловой.

5. Упражнение «Колыбельная». Голосовые связки тренируются пением гласных звуков. Вспомните колыбельную мелодию и напевайте ее на всех гласных, добиваясь мягкого и свободного звука.

6. Упражнение «Маляр». Представьте, что красите раму окна и сопровождаете движения руки словами «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…». Движения рук свободные, легкие и незакрепощенные.

Сначала движения представляют мазки кистью руки, им соответствуют короткие слова. Постепенно движения становятся увереннее и шире за счет работы локтя, слова при этом звучат длиннее, а голос – выше. Широкие мазки вверх и вниз включают в работу плечо, голос поднимается еще выше и опускается ниже.

Постепенное повышение и понижение голоса свидетельствует о владении собой, своими чувствами, голосом.

7. Прочитать стихотворение или любой другой текст слушателю «в первом ряду», следя за громкостью голоса. Каждый день, увеличивая дистанцию со слушателем (до «последнего ряда»), усиливать громкость голоса, обеспечивая ему хорошую слышимость.

Необходимо помнить о чередовании силы и тона голоса, изменении темпа речи и о паузах, которые позволяют управлять вниманием слушателей, поддерживать их интерес к теме разговора и усилить значимость сказанного.

Во время устного выступления существенная роль отводится средствам невербального общения. Пластико-мимический образ может усилить или ослабить воздействие речи на слушателей. Поэтому во время репетиции выступления (желательно перед зеркалом) важно найти такую позу, в которой вы чувствуете себя гармонично, продумать мимику (доброжелательный взгляд, улыбка, легкий наклон туловища вперед и т.д.) и жесты (открытые и плавные движения), позволяющие установить и поддержать контакт с аудиторией, выразить уважение и расположение к собеседникам, сделать их своими сторонниками и единомышленниками.

5. Некоторые советы и рекомендации по подготовке и проведению выступления:

Перед началом выступления сделайте глубокий вдох, небольшую задержку дыхания и осматривая аудиторию, сконцентрируйте внимание слушателей на себе.

Начинайте говорить на выдохе, распределяя дыхание (воздух) до конца предложения или логического завершения мысли.

Используйте в речи настоящее время, чтобы привлечь аудиторию к участию и сопереживанию.

Соотнесите тему выступление с интересами слушателей. Люди заинтересованы в вопросах, касающихся их лично.

Даже в незнакомом тексте нужно находить возможность отрыва от текста и установите контакт с аудиторией.

Заготовленные 2-3 шутки или обращение в зал спасают презентацию. Обычно к ним прибегают после 1,2 или 3 части и в финале презентации.

Не теряйте интерес со стороны аудитории, соблюдайте следующие правила:

- меняйте темп речи, замедляйте его при ключевых словах и фразах;

- делайте интонационные акценты на важных мыслях;

- используйте паузы для акцентирования внимания аудитории;

- чередуйте тон голоса, выделяя смысловые отрезки речи.

Сделайте речь наглядной с помощью удачно подобранных примеров, метких сравнений, каких-либо образов, статистики, используйте схемы, диаграммы, рисунки и т.д.

Периодически используйте в речи вопросы и обращение к аудитории, вовлекая её в диалог и делая её участником вашего выступления («наверняка вам будет интересно узнать», «Вы можете со мной не согласиться», «сейчас мы с вами», «хорошо ли меня слышно» и т.д.).

Используйте в речи описания, сравнения и метафорические фразы, аналогии, создающие яркие образы и оживляющие речь.

Стройте активные, а не пассивные фразы.

Избегайте недопустимые в речи сленговые формы (отпад! круто! классно! прикол! тащусь!), слова-паразиты (так-сказать, типа, типа того, чисто конкретно, как бы), фонетические стяжения (тыща, щас, воще, чё?), сокращения слов (коммуналка, видак, телик) и т.д.

Используйте в речи простые предложения, избегая сложных, трудно воспринимаемых конструкций.

Не рекомендуется использовать в выступлении противительные союзы и обороты (не…,а…; не только…,но… и т.д..). Лучше заменить их на позитивные (как…так и…; также как …так и…).

Не обременяйте речь терминологией, старайтесь ее перефразировать (в научной терминологии это звучит как…).

Делайте комплименты аудитории. Благодарите за то, что вас слушают.

Соблюдайте речевой этикет – приветствуйте и прощайтесь с аудиторией и делайте это с искренней улыбкой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.