КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логические правила выявления причинно-следственных связей в эпидемиологииГтескнг переменные являютсяиидикшором здоровья населении (популяционного), но первые две категории непосредственно характеризуют здоровье, а вторые фи влияют (могут влиять) на здоровье. Основу эпидемиологического мышления составляет логическая сторона. Медицина как наблюдательная дисциплина использует преимущественно индуктивный способ мышления. Эпидемиологическое мышление должно быть подчинено четырем законам формальной логики (тождества1, противоречия2, исключенного третьего3, достаточного обоснования4). Особенно возросли возможности использования логических приемов выявления при- чинно-следственных связей на стадии количественного выражения показателей состояния здоровья населения. Все основные группы сопоставлений, систематизированные сейчас в логические правила выявления причинно-следственных связей, сформировались на основе здравого смысла и использовались давно в практической врачебной деятельности (табл. 4.4). Основным приемом индуктивного метода является построение диагностических гипотез - предположительных логических суждений. Таблица 4.4
Эпидемиологическая гипотеза должна: а) соответствовать результатам опытов и фактическому материалу; б) быть хотя бы в принципе проверяемой, должна подвергаться проверке; в) обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т.е. не только объяснять те явления, которые возникли при рассмотрении, но связанные с ними явления и должны служить основой для вывода заключений о неизвестных ее явлениях; г) не быть логически противоречивой, - предположительные логические суждения, которые должны соответствовать результатам опытов и фактическому мате- ' Закон тождества - каждая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Определенное и конкретное содержание должны иметь все используемые понятия: здоровье человека, заболеваемость, смертность, население и пр. "* Закон противоречия - две противоположные мысли об одном и том же предмете не могут быть признаны истинными в одном и том же отношении. Нельзя в одно и то же время утверждать, что заболеваемость имеет тенденцию к росту и снижению. Закон исключенного третьего - две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинная, а другая ложная, и третьей также истинной мысли быть не может. К примеру, нельзя одновременно считать истинными или ложными два таких утверждения в отношении одной и той же ситуации: в данном городе вода содержит канцерогены - одно мнение; в данном городе продукты содержат канцерогены - другое мнение. Эти два мнения нельзя подвести под закон исключенного третьего, так как они не являются противоречивыми. Другой пример: В городе N вода и пища содержат канцерогены - одно мнение; в городе N вода содержит канцерогены, поступление канцерогенов с пищей не имеет место - другое мнение. Третьего мнения в отношении содержания канцерогенов в пище быть не может, ибо они есть или их нет. Закон достаточного обоснования - всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Так на основании данных обследования водопровода, где проводится хлорирование цветной воды, мы можем утверждать, что в этом случае в питьевой воде могут присутствовать хлорорга- нические соединения. Наше умозаключение основывается на знании химизма процессов хлорирования воды и многочисленных экспериментальных и натурных исследованиях и выводится нами дедуктивно. Однако умозаключение о качественном и количественном составе хлорорганических соединений воды данного водопровода будет доказательным, только когда оно индуктивное - от частных, единичных фактов.
риалу, т.e. быть хотя бы в принципе проверяемой; д) обладать достаточной общностью н предскапиелыюй силой; е) и не быть логически противоречивой. Всякая гипотеза проходит три этапа: а) формирование; б) оценку; в) доказательство. Эпидемиологическое исследование (эпидемиология) всегда может быть осуществлено только путем последовательного развертывания двух этапов - биостатистичсского и индуктивного (см. табл. 4.5). Статистический этап (часть) эпидемиологического исследования, в целом, должен подчиняться принятым в общей статистике правилам их проведения, т.е. общей статистической методологии1. Статистическая методология совокупно предстает как система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях реально существующих явлений и процессов. В этой связи задача первого (статистического, вероятностного) этапа любого эпидемиологического исследования всегда будет состоять в получении количественных обобщающих характеристик, т.е. в установлении вероятностных (стохастических, случайных) закономерностей, реально отражающих той или иной эпидемиологический процесс'. Главными задачами эпидемиологии, хотя и не единственными, являются: определение причинности болезни, идентификация вредных факторов и разработка рациональной профилактики3. Таблица 4.5 Завершение биологической статистической задачи (биостатистика) в эпидемиологии
' Р.А. Шмойлова и др. (1999) в качестве такой методологической основы статистики принимают теорию познания. [1] Можно вывести ряд признаков биостатистики как науки в эпидемиологии: 1. Изучаются (исследуется): - массовые медицинские явления на популяционном уровне, протекающие во времени, в пространстве и в структуре самой популяции; - количественная сторона качественных массовых эпидемиологических явлений и процессов; - многомерное^распределение мер вероятностей, т.е. количественные стороны эпидемиологических процессов и их отношений" всегда следует постигать; - основные взаимосвязи (отношения) эпидемиологических процессов, т.е. количественную сторону причинно-следственных отношений. 2. Здесь в полной мере действует закон больших чисел, выражающих диалектику случайного, необходимого, единичного, особенного и всеобщего! и количественные закономерности массового эпидемиологического процесса выражают каузальные отношения. Для их решения, т.е. для объяснения природы болезней (и соответственно эпидемий) недостаточно одних описаний, - "Причинная связь между факторами явлений недоступна непосредственному чувству,- писал И.М.Сеченов, - Она открывается умом познающего человека".
Все многообразие приемов, способов и методов, характерных для стадии биостатистического исследования, в эпидемиологии можно в конечном итоге сгруппировать и представить в виде нескольких основных методов: I. Метод массовых наблюдений (мониторинг здоровья). II. Приемы статистической группировки и применение статистических таблиц. III. Приемы анализа с помощью обобщающих показателей. IV. Методы корреляционно-регрессионного анализа. V. Методы многомерного статистического анализа. VI. Приемы анализа структуры явления. VII. Методы и приемы анализа многолетней динамики и сезонности. Таблица 4.6
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |