Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический анализ современных методологических подходов к изучению карьерных ориентаций как ценностного компонента




 

Одна из тенденций, характеризующих в настоящее время развитие психологической науки, – возрастающий интерес к исследованию содержательных особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и многомерного отражения реального мира. Все шире обсуждается вопрос о необходимости исследования индивидуальной специфики внутренней жизни, реконструкции субъективной картины мира личности. В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых социокультурных веяний вопросы формирования структур индивидуального сознания приобретают особую важность.

Понятие «ценность» стало предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Анализ существующей на сегодняшний день справочно- энциклопедической литературы предлагает следующее универсальное определение данной категории: «ценность» – это наиболее значимое явление или объект окружающего мира в жизнедеятельности отдельного человека, социальных групп, общества в целом. Критерий же и способы оценки подобной значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях [42].

В современной педагогической науке (в связи с ее переориентацией на человека и его развитие, в том числе и духовно-нравственное, на возрождение гуманистической традиции) «ценность» определяется как «то, что чувства людей диктуют признать стоящими над всем, к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением», т.е. «ценности» – это «предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин и др.). Иными словами, ценности фиксируют то, что «сложилось в жизни, в менталитете народа и (или) провозглашено как норма» [43].

Б. Г. Ананьев отмечал, что психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей. А. А. Бодалев подчеркивал, что человек как личность в своем целеполагании и в своем повседневном поведении всегда выступает как выразитель общечеловеческих ценностей. Л. И. Божович утверждала, что устойчивость личностное качество приобретает в том случае, когда стремление к его обладанию включается в систему ценностей субъекта, т. е. опосредуется самыми высокими формами его мотивации. С. Л. Рубинштейн [30] рассматривал ценность как значимость для человека чего-то в мире и считал, что только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения. Говоря о проблеме ценностей в социальной психологии, Г. М. Андреева [1] отмечает различную значимость разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества, и выделяет ценности общества (ценности, общие для всех общественных групп, такие, как добро, зло, счастье и т. п.) и ценности различных социальных групп (возникают при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура). Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Среди многообразия дефиниций понятия «ценность» условно можно выделить несколько групп. К первой группе относятся понятия, авторы которых рассматривают ценности как мнение, представление или убеждение. Представителем данного направления можно назвать М. Рокича, который рассматривает ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения. Ко второй группе определений относятся те из дефиниций, авторы которых определяют ценности (или ценностные ориентации) как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (М. Вебер, А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе). Д. Н. Узнадзе трактовал установку как фиксированную в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. По мнению А. Г. Здравомыслова, ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. М. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Следующую группу дефиниций в отношении понятия «ценности» объединяет применение родственных понятий, таких как потребности и мотив (Г. Г. Дилигенский, Б. И. Додонов, Ф. Е. Василюк).

Г. Г. Дилигенский поднимает одну из сложных проблем мотивации лидеров, в том числе политических, и роли в ней их убеждений, ценностей, политических целей. Б. И. Додонов рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе — с точки зрения теории ценностей. Он выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях. Ф. Е. Василюк проблему ценностей видит сквозь призму теории психологического переживания, в которой ценностное сознание является психологическим «органом» измерения значимости мотивов, поскольку «ценность — единствен- ная мера сопоставления мотивов».

Отдельно можно выделить группу дефиниций, рассматривающих понятие «ценности» как смыслы (Э. В. Галажинский, Д. А. Леонтьев, А. В. Серый, М. С. Яницкий, В. Франкл, Р. Х. Шакуров).

Одни философы заявляют об автономности ценностей по отношению к человеку, а также его потребностей (В. Виндельбанд, Н. Гартман, Н.О. Лосский, М. Шелер и др.), другие – рассматривают ценность как обусловленные интересами и потребностями данного человека и настаивают на субъективистской позиции к проблеме природы ценностей (А. Мейнонг, Р. Перри, О.Г. Дробинский, В.Н. Сагатовский и др.). К примеру, существуют концепции ценностей, подтверждающие относительность всех ценностей, другие – утверждают бытие абсолютных ценностей; некоторые исследователи созерцают ценность как отношение, кое-кто рассматривают ценность как качество и т.п.

Изучение ценностных ориентаций в России производилось с середины XX века, когда появились теоретические работы таких ученых, как психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова и др., а также эксперименты, крупнейшим из которых стало социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих, выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов.

Молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе внимания исследований психологов, социологов, поскольку именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

Многие ученые отмечают, что поколение современных студентов, известное как поколение Next, отличается специфическими ценностями, характерными для эпохи постмодерна.

В советское время исследование ценностных ориентаций молодежи в большой степени было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу. В период перестройки (1985–1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований молодежных субкультур. Наконец в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи продолжили исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина. В последние 15 лет в России проведены десятки эмпирических исследований, защищены несколько сотен диссертаций по проблемам ценностных ориентаций молодежи.

В ряде научных работ отмечается, что юношеский возраст, в силу своей ригидности, очень благоприятен для формирования ценностных ориентаций как константного свойства личности, способствующего становлению устойчивого мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление стремления к самопознанию, к оценке своих возможностей и способностей, выбору своего пути.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. Чаще употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос «кто я?». При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не поступится, выбирая карьеру.. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В американской социальной психологии этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры».

Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время.

Особую значимость изучение карьерных ориентаций приобретает в контексте структуры профессиональной Я-концепции на этапе профессионализации. Осваивая профессиональные знания и умения, студенты уточняют представления о своих возможностях, нормах и эталонах поведения, познают систему ценностей и образ жизни, свойственные для выбранной ими области профессиональной деятельности (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Н.О. Пряжников). В этих условиях субъект ориентируется в мире профессиональных возможностей, интериоризирует объективные критерии профессионального продвижения, апробирует их в идеальном плане для достижения своих целей. В результате этого субъект формирует карьерную ориентацию — смысловую диспозицию, которую можно рассматривать в контексте его профессионального самоопределения и профессионализации как исполняющую функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения (академическая, управленческая, предпринимательская карьера и др.).
Анализируя исследование Н.Е. Скриповой, можно увидеть, что людям, имеющим профессию «рабочий, присущи такие ценности, как; результативные – результаты труда (материальный продукт, общественная значимость результата труда); характер труда (непосредственное участие в процессе материально производства) или организация труда; когнитивно-акмеологические – профессиональный успех, профессионально-квалификационный рост, получение профессионального образования (в техникуме, вузе), призвание; социально-мотивационные – социальная значимость труда, социальные гарантии, оплата труда, популярность, престижность; личностно-значимые – самостоятельное жизнеобеспечение, привлекательность, полезность обществу, уважение окружающих (друзей, родственников, знакомых),интерес, склонности, семейные традиции или династии.

В исследовании К.В. Одокиенко для выяснения ценности труда для современной студенческой молодежи использовался ряд вопросов, оформленный в анкету. В ходе исследования было опрошено 117 респондентов групп технического направления Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Анализ мотивов занятости работающих студентов позволил обнаружить их неоднозначный характер. На первом месте оказалось стремление к экономической независимости от родителей – 42,3 %. На втором месте стоит желание иметь личные деньги – 33,8 %.Показательно, что необходимость обеспечить себе средства для существования стоит на последнем месте – 23,9 %. По полученным данным видно, что заработок занимает в мотивациях дополнительное место, он подразумевается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, некие символические атрибуты жизни, такие, как одежда, повседневные мелочи, оплата развлечений (поход в кино, парк, на концерт).

В исследовании А.М. Кондратьевой анализ типологии профессиональных предпочтений (ПП) выявил, что код ПП у студентов, избравших разнонаправленное профессиональное образование, включающее получение одновременно профессий в области физической подготовки, спорта и медицины, и профессионально мононаправленных студентов медицинского колледжа идентичны: «СИА» и «САИ», причем доли выраженности каждого компонента кода в этих группах респондентов статистически не различаются («С-тип»: φ*=1,26; р>0,05; «А-тип»: φ*=0,77; р≥0,05; «И-тип»: φ*=0,91; р≥0,05). Иначе выглядит среднегрупповой код ПП студентов мононаправленного профессионального образования спортивного профиля: он идентичен предыдущим по показателям первых компонентов кода при достоверно преобладающем специфическим третьим компонентом («П-тип»). Это код «САП». Полученные данные позволяют выделить инварианты качеств, свойственные студентам спортивного и медицинского образовательного профиля. Это наличие психологических свойств, определяющих социально ориентированные ПП, а также выраженная направленность на виды деятельности, связанные с художественным, творческим самовыражением личности. Вместе с тем специфическими составляющими профессиональных предпочтений студентов, избравших в качестве будущей профессии медицинскую деятельность, и студентов разнонаправленного профессиональногообразования (спортивная и медицинская деятельность) являются выраженные направленности на исследовательские, поисковые виды деятельности. Эти предпочтения слабо дифференцированы и имеют средневысокую однородность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.