КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категория падежа. Склонение имён существительных
В наличии не всё. Уточняйте по телефону или через форму на сайте. Ткани— амелия, цветы новые, форест, полностью 4 категория. Категория 4 Категория 3 Категория 2 Категория 1
Задание 1. Образуйте правильные падежные формы имён существительных с оценочными суффиксами. 1. Нам не встретилось даже маленького городишк.О.. 2. Все, кто был способен хоть как-то передвигаться, кто сумел раздобыть более или менее нестудную одежду — пижамные штаны или какой-нибудь халатишк..О., а то и просто в одном исподнем белье, — повалили на улицу (Е. Носов). 3. Николай Александрович возглавил бы другой завод, может быть еще и покрупнее, чем этот химкомбинатишк.О.. 4. Баксанов оставил свой помятый «москвичишкО...» во дворе гостиницы. 5. Лаврентьев ему предложил: давайте вольем этот колхозишкО... в какой-либо соседний (В. Кочетов). 6. Отец ушел на собранье, а Павлик, сидя на топчане, до одури щелкал курками невиданного ружьишк.О.. 7. Постиг незрелым своим умишкО... и запротестовал. «Я — что? ЗернышкО... на созревшей ниве!» — говорил он про себя. 8. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушк.О.., глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую, холодную ручонку (М. Шолохов). 9. КормишкО... кончился — последнюю горсть растрясли, смешали с соломой и дали скотине (В. Солоухин).
Задание 2. Образуйте от данных существительных формы именительного падежа множественного числа; разделите эти формы на три группы: с окончанием –ы/-и, с окончанием –а/-я и допускающие вариативность. Бухгалтер Ы, вензель,Я вектор,А джемперЫ, диспетчерЫ, учительЯ, ректорЫ, снайперЫ, хлебА, шофёрЫ, возрастЫ, вымпелЫ, директорА, докторА, лагерьЯ, сортА, счётА, теремА, токА, томА, адресА, боцманЫ, инженерЫ, годА, корпус, собольЯ, сторожА, центнер, цехА, штормА.
-а (-я) – сторожа, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но: во веки веков, в кои веки), жернова, ордера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, адреса, края, бега, корма, купола; – - ы (-и) – конюхи, шоферы, заводы, аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, переговоры, ректоры, торты, лидеры, снайперы.
Часто вариант -а (я) имеет разговорный или даже просторечный характер (бухгалтера, договора, шофера). При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов. Так, окончание -а (-я) имеют: – односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: л е с – лес а, в е чер – вечер а; – слова латинского происхождения на -тор, обозначающиеодушевленныепредметы: директор а, доктор а, профессор а. Окончание -ы (-и) имеют: – многосложные слова с ударением в середине слова: библиот е карь – библиотекар и; – словафранцузского происхождения с ударными суффиксами -ер (-ёр): акуш е р – акушер ы, режисс ё р – режиссёр ы; – слова латинского происхождения на -тор, обозначающие неодушевленные предметы (конденсатор – конденсатор ы), а также некоторые одушевленные предметы (автор ы, лектор ы, агитатор ы, новатор ы).
Задание 3. Определите семантические различия в словах, формально различающихся флексиями (иногда также ударением). Составьте с ними словосочетания.
, образы – образа, пропуски – пропуска, тоны – тона, цветы – цвета, лагери – лагеря, токи – тока, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, мехи – меха, соболи – соболя, счёты – счета, зубы – зубья, корни – коренья, поясы – пояса, ордены – ордена, листы – листья, мужи – мужья, поводы – повода (поводья).
Задание 4. Дайте стилистическую характеристику выделенных имён существительных. 1. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья.В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (М.Лермонтов). 2. Мама принесла из сада душистые гроздисирени. 3. Эти мощные, с узловатыми корнями и красивыми, широкими кронами оливы так и хотелось назвать «дерева»—древностью от них веяло. 4. Но не хочу, о други,умирать. (А. Пушкин) 5. Вода и камни— вот что окружает путешественника в Венеции. 6. Роман Д. Стейнбека «Гроздьягнева» был переведен на русский язык в шестидесятые годы. 7. Удача вновь простерла над нашим героем свои крыла.8. Мы говорим не ветры, а ветра. (В. Высоцкий) 9. — Ну что ж, други мои, начнем! — сказал, потирая руки, профессор. 10. Сплавщики в высоких резиновых сапогах подхватывали крючьямибревна и подгоняли их к плоту. 11. В подземелье все стены были увешаны какими-то крюками,скобами, железными петлями.
Задание 5. Используйте существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. 1. Мама обнаружила, что не хватает (кастрюля)ль. 2. В городе было отреставрировано пять (колокольня) ен. 3. До острова оставалось не менее пятнадцати (миля) миль. 4. За этот месяц священником было отслужено немало (обедня) ОБЕДЕН. 5. Компания планирует построить несколько (пекарня) ПЕКАРЕН к новому году. 6. За время работы на этом посту он повидал немало (простофиля), но такого, как этот, никогда. 7. На полке в бабушкином шкафу лежало с десяток (простыня) — приданое для внучки. 8. Войдя в комнату, она увидела множество (свеча). 9. Емкость дисковода составляет 360 (килобайты). 10. На Чёрном море много песчаных (побережье). 11. Отряд (солдат)! и группа (партизан)! встретились в назначенном месте. 12. Я пробыл в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потёмки). 13. Он купил весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 14. Над болотом кружила пара (цапли). 15. Сколько (доли) наследства ты получил? 16. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины). 17. Я не нашла в магазине ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила для заготовок 5 килограмм? (помидор 18. В углу стояло несколько (кочерги). 19. Сегодня нужно забрать братишку из (ясли). 20. После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.
Задание 6. Допишите окончания существительных в форме родительного падежа единственного числа. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику. 1. Стакан чаЮ….Выпить ча…. Сортировка ча…. Стакан крепкого чаЯ…. 2. Ложка сахарА…. Производство сахарА…. 3. Много снегА…. Задержание снег…А. 4. Много народУ…. История народА…. 5. Присутствие духА…. И духУ… твоего чтоб здесь не было! 6. Поддать парУ…. Давление парА…. 7. Банка лакУ…. Изготовления лак…А.
Окончание -у (-ю) имеют: – существительные с вещественным значением при указании на вес, объем или часть целого: килограмм горох у, стакан ча ю; – существительные с уменьшительным суффиксом: сырк у, сахарк у; Окончание - а(-я) употребляется при наличии определения: крепкого ча я.
Задание 7. Раскройте скобки, употребив существительные в форме предложного падежа с окончаниями – или –у/-ю. 1. Находиться в … / изменения в … предложения (строй). 2. Отразиться на …Е дел / машина на …У (ход). 3. Гулять в вишнёвом САДУ … / в «Вишнёвом САДЕ…» Чехова (сад). 4. В 1918 ГОДУ… / в «Восемнадцатом ГОДЕ…» Алексея Толстого (год). 5. На переднем КРАЕ… / на самом КРАЮ… (край). 6. Быть на хорошем СЧЕТУ… / на расчётном СЧЕТЕ… (счёт). 7. В … стран / в … солдат (ряд). 8. Это была работа лёгкая, на …ДОМУ / рабочие чинили крышу на ДОМЕ … (дом). 9. Рубили лес на КОРНЮ… / сидели на КОРНЕ…какого-то дерева (корень).
Задание 8. Укажите слова, которые могут употребляться в одном падеже с разными окончаниями. В чём особенность этих форм? 1. Целый день, бывало, жует да коньяк из фляжки потягивает. Кое-когда и мне от него перепадало — в дороге остановится, колбасы нарежет, сыру, закусывает и выпивает: когда в добром духе, и мне кусок кинет, как собаке (М. Шолохов). 2. Три ложки кофе и две сахару на крошечную турку. Два зернышка кардамона (П. Дашкова). 3. Ворожи, ворожи, За меня сама реши — разожги любовь звездою Иль снежком запороши (Л. Рубальская). 4 Народу осталось мало, а трава, как нарочно, уродилась невпрокос (В. Солоухин). 5. — Я, говорит, чаю без сахару не пивал, не буду, как дезертир, в чужой бане мыться. Да и жару, говорит, нет. <...> Оно верно, никакого от каменки толку все равно. 6. — Строгие были, ни себе, ни людям спуску не давали (В. Белов). 7. — Ну а мне ни к чему. Своих делов хватает.
Задание 9. Поставьте существительные мужского рода в форму винительного падежа единственного числа, а женского рода – винительного падежа множественного числа. Какая грамматическая категория обусловливает в этих формах различие окончаний у слов одного рода? Составьте словосочетания с этими существительными, примите во внимание их переносные значения или омонимы. Кукла, идол, дух, истукан, валет, истребитель, болван, вирус, тюфяк, кумир, бактерия, гений, казачок, дворник, персонаж, покойник, мертвец, труп.
Задание 10. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор. 1. Этот фестиваль рассчитан не только на (звёзды, звёзд!), но и на неизвестных актёров. 2. Подобрать (проводники!, проводников) для этого прибора оказалось трудно. 3. Я часто представляю (лица!, лиц) своих школьных друзей. 4. Изучать (звёзды!, звёзд) можно только при помощи специальных приборов. 5. На (проводники, проводников!) поезда поступила жалоба.
Задание 11. Какую форму выделенных существительных вы предпочтёте и почему? 1. Как драматург, Адуев был известен в качестве автора (либретто / либретт) нескольких оперетт (Я. Богословский). 2. А на (столетие / столетии) МХАТа, на глазах всей страны по телевидению, вы пили водку (М. Райкина). 3. — Ну чо ты, Чарленька, ну чо ты? (Тихон Тихоныча / Тихона Тихоновича) не узнаешь? — с пугливой игривостью забормотал ягодный уполномоченный (Е. Евтушенко). Задание 12. Употребите имена собственные в нужном падеже. 1. Состоялась встреча депутата Ирины (Хакамада) с избирателями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев (Гримм)!. 3. Снимается новый фильм с Дмитрием (Харатьян), Сергеем (Никоненко) и Сергеем (Гармаш). 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума (Синди Кроуфорд) и (Валерия Мацца). 5. На балу присутствовали лорд и леди (Гамильтон), муж и жена (Буш) и супруги (Кент). 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих (Манн) — братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Шота Руставели). 8. Мы отправились в гости к Юрию (Шевчук) и Наталье (Шевчук). 9. Совершенно случайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два (Никифоров) и оба (Николай). Задание 13. Раскройте скобки, употребляя правильное окончание. 1. Смотрел фильм с майором (Пронин)ЫМ – увлёкся английским писателем (Арчибалд Джозеф Кронин).ОМ 2. Познакомился с немецким физиологом (Рудольф Вирхов)ОМ – встретился со своим приятелем (Рудольф Ветров).ЫМ 3. Зачитался английской писательницей!(Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин)ОМ – увлеклась певцом (Женя Осин)ЫМ. 4. Встречался со «всесоюзным старостой» (Калинин)ЫМ – пролетая над городом (Калинин) ОМ. 5. Отдыхал под (Репино) – интересовался художником (Репин).ЫМ 6. Восхищался композитором (Бородин) ЫМ– погиб под (Бородино) 7. За (Шувалово) ОМ начинаются поля – Ломоносов подружился с графом (Шувалов)ЫМ. 8. Географические названия, оканчивающиеся на -ин, -ын, -ов, -ев, -ово, -ево, -ино, -ыно, в творительном падеже единственного числа имеют окончание - ом: за Киевом, под Бородином, 9. Русские фамилии на -ов, -ев, -ин, -ын в творительном падеже единственного числа имеют окончание - ым (с Федосеевым, с Бородиным), иноязычные — - ом (с Чаплином, с Дарвином).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |