Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория падежа. Склонение имён существительных

В наличии не всё. Уточняйте по телефону или через форму на сайте.

Ткани— амелия, цветы новые, форест, полностью 4 категория.

Категория 4

Категория 3

Категория 2

Категория 1

 

     
светлый беж   рыжик   табак   темный беж
     
белый металлик   коричневый металлик   красный металлик   серый металлик
     
синий металлик   латте 709 белый   латте 501 черный   латте 760 коричневый
           
латте 786 салатовый            

 

   
         
Колледж 120   Колледж 515   Колледж 536

 

       
амелия   цветы новые   терра 101   терра 102   терра 111
       
терра 112   терра 118   терра 03   терра 04   терра 07
       
терра 17   терра 20   терра эф 101   терра эф 105   терра эф 112
         
терра эф 114   терра эф 116   терра эф 120   терра эф 221    
       
форест 4 велюр   форест 7 велюр   форест 8 велюр   форест 13 велюр   форест 728 велюр
             
форест 730 велюр   форест 732 велюр            
  Трува Лайт       Купер Бордо     Купер Крем
  Купер Шоко       Трува Браун    

 

Задание 1. Образуйте правильные падежные формы имён существительных с оценочными суффиксами.

1. Нам не встретилось даже маленького городишк.О.. 2. Все, кто был способен хоть как-то передвигаться, кто сумел раздобыть более или менее нестудную одежду — пижамные штаны или какой-нибудь халатишк..О., а то и просто в одном исподнем белье, — пова­лили на улицу (Е. Носов). 3. Николай Александрович возглавил бы другой завод, может быть еще и покрупнее, чем этот химкомбинатишк.О.. 4. Баксанов оставил свой помятый «москвичишкО...» во дворе гостиницы. 5. Лаврентьев ему предложил: давайте вольем этот колхозишкО... в какой-либо соседний (В. Кочетов). 6. Отец ушел на собранье, а Павлик, сидя на топчане, до одури щелкал курками невиданного ружьишк.О.. 7. Постиг незрелым своим умишкО... и запротестовал. «Я — что? Зер­нышкО... на созревшей ниве!» — говорил он про себя. 8. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушк.О.., глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую, холодную ручонку (М. Шолохов). 9. КормишкО... кончился — по­следнюю горсть растрясли, смешали с соломой и дали скотине (В. Солоухин).

 

Задание 2. Образуйте от данных существительных формы именительного падежа множественного числа; разделите эти формы на три группы: с окончанием –ы/-и, с окончанием –а/-я и допускающие вариативность.

Бухгалтер Ы, вензель,Я вектор,А джемперЫ, диспетчерЫ, учительЯ, ректорЫ, снайперЫ, хлебА, шофёрЫ, возрастЫ, вымпелЫ, директорА, докторА, лагерьЯ, сортА, счётА, теремА, токА, томА, адресА, боцманЫ, инженерЫ, годА, корпус, собольЯ, сторожА, центнер, цехА, штормА.

 

-а (-я) – сторожа, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но: во веки веков, в кои веки), жернова, ордера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, адреса, края, бега, корма, купола;

– - ы (-и)конюхи, шоферы, заводы, аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, переговоры, ректоры, торты, лидеры, снайперы.

Часто вариант -а (я) имеет разговорный или даже просторечный характер (бухгалтера, договора, шофера). При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов.

Так, окончание -а (-я) имеют:

– односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: л е с – лес а, в е чер – вечер а;

– слова латинского происхождения на -тор, обозначающиеодушевленныепредметы: директор а, доктор а, профессор а.

Окончание -ы (-и) имеют:

– многосложные слова с ударением в середине слова: библиот е карь – библиотекар и;
– слова с ударением на последнем слоге: догов о р – договор ы, офиц е р – офицер ы;

– словафранцузского происхождения с ударными суффиксами -ер (-ёр): акуш е р – акушер ы, режисс ё р – режиссёр ы;

– слова латинского происхождения на -тор, обозначающие неодушевленные предметы (конденсатор – конденсатор ы), а также некоторые одушевленные предметы (автор ы, лектор ы, агитатор ы, новатор ы).

 

Задание 3. Определите семантические различия в словах, формально различающихся флексиями (иногда также ударением). Составьте с ними словосочетания.

кондукторы (приспособления в технике) кондуктора (работники транспорта)
образа (иконы) образы (художественно-литературные)
пропуска(документы) пропуски (недосмотры)

, образы – образа, пропуски – пропуска, тоны – тона, цветы – цвета, лагери – лагеря, токи – тока, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, мехи – меха, соболи – соболя, счёты – счета, зубы – зубья, корни – коренья, поясы – пояса, ордены – ордена, листы – листья, мужи – мужья, поводы – повода (поводья).

корпуса (здания, войсковые соединения) корпусы(туловища)
лагеря(военные, туристские) лагери (общественно-политические группировки)
меха (выделанные шкуры) мехи (приспособление для нагревания воздуха; мешок из шкуры животного для жидких и сыпучих веществ)
ордена (знаки отличия) ордены (рыцарские и монашеские общества)
ордера (письменные предписания) ордеры (виды архитектурной композиции)
повода (поводья) поводы (побуждения)
провода (электрические) проводы(при отъезде)
пропуска(документы) пропуски (недосмотры)
соболя (меха) соболи(животные)
счета(документы) счеты (прибор; взаимные отношения)
тока(место молотьбы) токи(электрические)
тона (переливы цвета) тоны(звуковые)
тормоза (приборы) тормозы (препятствия)
учителя (преподаватели) учители(идейные руководители)
хлеба (на корню, также в выражении «поступить к кому-нибудь на хлеба») хлебы (печеные)
цвета (окраска) цветы (растения)

 

 

Задание 4. Дайте стилистическую характеристику выделенных имён суще­ствительных.

1. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья.В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (М.Лермонтов). 2. Мама при­несла из сада душистые гроздисирени. 3. Эти мощные, с узлова­тыми корнями и красивыми, широкими кронами оливы так и хотелось назвать «дерева»—древностью от них веяло. 4. Но не хочу, о други,умирать. (А. Пушкин) 5. Вода и камни— вот что окружает путешественника в Венеции. 6. Роман Д. Стейнбека «Гроздьягне­ва» был переведен на русский язык в шестидесятые годы. 7. Удача вновь простерла над нашим героем свои крыла.8. Мы говорим не ветры, а ветра. (В. Высоцкий) 9. — Ну что ж, други мои, начнем! — сказал, потирая руки, профессор. 10. Сплавщики в высоких резиновых сапо­гах подхватывали крючьямибревна и подгоняли их к плоту. 11. В под­земелье все стены были увешаны какими-то крюками,скобами, железными петлями.

 

Задание 5. Используйте существительные в скобках в форме родительного падежа мно­жественного числа.

1. Мама обнаружила, что не хватает (кастрюля)ль. 2. В городе было отреставрировано пять (колокольня) ен. 3. До острова оставалось не ме­нее пятнадцати (миля) миль. 4. За этот месяц священником было отслужено немало (обедня) ОБЕДЕН. 5. Компания планирует постро­ить несколько (пекарня) ПЕКАРЕН к новому году. 6. За время работы на этом посту он повидал немало (простофиля), но такого, как этот, ни­когда. 7. На полке в бабушкином шкафу лежало с десяток (про­стыня) — приданое для внучки. 8. Войдя в комнату, она увидела множество (свеча). 9. Емкость дисковода состав­ляет 360 (килобайты). 10. На Чёрном море много песчаных (побережье). 11. Отряд (солдат)! и группа (партизан)! встретились в назначенном месте. 12. Я пробыл в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потёмки). 13. Он купил весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 14. Над болотом кружила пара (цапли). 15. Сколько (доли) наследства ты получил? 16. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины). 17. Я не нашла в магазине ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила для заготовок 5 килограмм? (помидор 18. В углу стояло несколько (кочерги). 19. Сегодня нужно забрать братишку из (ясли). 20. После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

 

Задание 6. Допишите окончания существительных в форме родительного падежа единственного числа. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.

1. Стакан чаЮ….Выпить ча…. Сортировка ча…. Стакан крепкого чаЯ….

2. Ложка сахарА…. Производство сахарА….

3. Много снегА…. Задержание снег…А.

4. Много народУ…. История народА….

5. Присутствие духА…. И духУ… твоего чтоб здесь не было!

6. Поддать парУ…. Давление парА….

7. Банка лакУ…. Изготовления лак…А.

 

Окончание -у (-ю) имеют:

– существительные с вещественным значением при указании на вес, объем или часть целого: килограмм горох у, стакан ча ю;

– существительные с уменьшительным суффиксом: сырк у, сахарк у;
– собирательные существительные неопределенного множества: народ у;
– отвлеченные существительные с количественным значением: шум у, страх у;
– существительные в некоторых фразеологических оборотах: с глаз у на глаз;
– в некоторых сочетаниях после предлогов из, с, без, после частицы ни: с ход у, из вид у, ни слух у ни дух у.

Окончание - а(-я) употребляется при наличии определения: крепкого ча я.
Иногда при помощи окончания раскрывается смысл словосочетания. Выйти из дом у (места, где человек проживает) – выйти из дом а (данного дома, строения); нет лес у (строительного материала) – нет лес а (деревьев).

 

Задание 7. Раскройте скобки, употребив существительные в форме предложного падежа с окончаниями – или –у/-ю.

1. Находиться в … / изменения в … предложения (строй).

2. Отразиться на …Е дел / машина на …У (ход).

3. Гулять в вишнёвом САДУ … / в «Вишнёвом САДЕ…» Чехова (сад).

4. В 1918 ГОДУ… / в «Восемнадцатом ГОДЕ…» Алексея Толстого (год).

5. На переднем КРАЕ… / на самом КРАЮ… (край).

6. Быть на хорошем СЧЕТУ… / на расчётном СЧЕТЕ… (счёт).

7. В … стран / в … солдат (ряд).

8. Это была работа лёгкая, на …ДОМУ / рабочие чинили крышу на ДОМЕ … (дом).

9. Рубили лес на КОРНЮ… / сидели на КОРНЕ…какого-то дерева (корень).

 

Задание 8. Укажите слова, которые могут употребляться в одном падеже с разными окончаниями. В чём особенность этих форм?

1. Целый день, бывало, жует да коньяк из фляжки потягивает. Кое-когда и мне от него перепадало — в дороге остановится, колбасы нарежет, сыру, закусывает и выпивает: когда в добром духе, и мне кусок кинет, как собаке (М. Шолохов). 2. Три ложки кофе и две сахару на крошечную турку. Два зернышка кардамона (П. Дашкова). 3. Ворожи, ворожи, За меня сама реши — разожги любовь звездою Иль снежком запороши (Л. Рубальская). 4 Народу осталось мало, а трава, как нарочно, уродилась невпрокос (В. Солоухин). 5. — Я, говорит, чаю без сахару не пивал, не буду, как дезертир, в чужой бане мыться. Да и жару, говорит, нет. <...> Оно вер­но, никакого от каменки толку все равно. 6. — Строгие были, ни себе, ни людям спуску не давали (В. Белов). 7. — Ну а мне ни к чему. Своих делов хватает.

 

Задание 9. Поставьте существительные мужского рода в форму винительного падежа единственного числа, а женского рода – винительного падежа множественного числа. Какая грамматическая категория обусловливает в этих формах различие окончаний у слов одного рода? Составьте словосочетания с этими существительными, примите во внимание их переносные значения или омонимы.

Кукла, идол, дух, истукан, валет, истребитель, болван, вирус, тюфяк, кумир, бактерия, гений, казачок, дворник, персонаж, покойник, мертвец, труп.

 

Задание 10. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. Этот фестиваль рассчитан не только на (звёзды, звёзд!), но и на неизвестных актёров.

2. Подобрать (проводники!, проводников) для этого прибора оказалось трудно.

3. Я часто представляю (лица!, лиц) своих школьных друзей.

4. Изучать (звёзды!, звёзд) можно только при помощи специальных приборов.

5. На (проводники, проводников!) поезда поступила жалоба.

 

Задание 11. Какую форму выделенных существительных вы предпочтёте и почему?

1. Как драматург, Адуев был известен в качестве автора (либретто / либретт) не­скольких оперетт (Я. Богословский). 2. А на (столетие / столетии) МХАТа, на глазах всей страны по телевидению, вы пили водку (М. Райкина). 3. — Ну чо ты, Чарленька, ну чо ты? (Тихон Тихоныча / Тихона Тихоновича) не узнаешь? — с пугливой игривостью забормотал ягодный уполномоченный (Е. Евтушенко).

Задание 12. Употребите имена собственные в нужном падеже.

1. Состоялась встреча депутата Ирины (Хакамада) с избирате­лями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев (Гримм)!. 3. Снима­ется новый фильм с Дмитрием (Харатьян), Сергеем (Никоненко) и Сергеем (Гармаш). 4. На днях в Барселоне случайные прохо­жие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума (Синди Кроуфорд) и (Валерия Мацца). 5. На балу присутствовали лорд и леди (Гамильтон), муж и жена (Буш) и супруги (Кент). 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих (Манн) — братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Шота Руставели). 8. Мы отправились в гости к Юрию (Шевчук) и Наталье (Шевчук). 9. Совершенно случайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два (Никифоров) и оба (Николай).

Задание 13. Раскройте скобки, употребляя правильное окончание.

1. Смотрел фильм с майором (Пронин)ЫМ – увлёкся английским писателем (Арчибалд Джозеф Кронин).ОМ

2. Познакомился с немецким физиологом (Рудольф Вирхов)ОМ – встретился со своим приятелем (Рудольф Ветров).ЫМ

3. Зачитался английской писательницей!(Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин)ОМ – увлеклась певцом (Женя Осин)ЫМ.

4. Встречался со «всесоюзным старостой» (Калинин)ЫМ – пролетая над городом (Калинин) ОМ.

5. Отдыхал под (Репино) – интересовался художником (Репин).ЫМ

6. Восхищался композитором (Бородин) ЫМ– погиб под (Бородино)

7. За (Шувалово) ОМ начинаются поля – Ломоносов подружился с графом (Шувалов)ЫМ.

8. Географические названия, оканчивающиеся на -ин, -ын, -ов, -ев, -ово, -ево, -ино, -ыно, в творительном падеже единственного числа имеют окончание - ом: за Киевом, под Бородином,

9. Русские фамилии на -ов, -ев, -ин, -ын в творитель­ном падеже единственного числа имеют окончание - ым (с Федосеевым, с Бородиным), иноязычные — - ом (с Чаплином, с Дарвином).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стартовый взнос - 800 рублей с одного участника | Правовое регулирование трудовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.