Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная деятельность в школе




Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:

· абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

· относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

· псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

o цель и содержание образования;

o технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

o формы организации обучения и воспитания;

o система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

o образовательная экология.

2. По способу возникновения и протекания инноваций:

o систематические, планомерные;

o стихийные.

3. По глубине и ширине осуществления инноваций:

o массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;

o частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

4. По характеру происхождения:

o внешние;

o внутренние.

5. По признакам масштабности:

o частные (локальные и единичные, не связанные между собой);

o модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);

o системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

1. Возникновение или зарождение идеи нового.

2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

3. Разработка путей реализации цели и проектирование.

4. Реализация проекта.

5. Распространение новой практики.

Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. ruptavia - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

· интуиция творческого руководителя, педагога;

· опыт, рожденный в данной школе;

· педагогический опыт, рожденный в других школах;

· директивы и нормативные документы;.

· мнение потребителя образовательных услуг;

· потребности педагогического коллектива работать по-новому;

· потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

· достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

· изменения в организации образовательного процесса;

· изменения в технологиях обучения и воспитания;

· изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №

1. Проблема_______________________________________________

2. Цель инновационной деятельности______________________________

3. Сущность инновационной деятельности:________________________

4. Прогнозируемый результат: ___________________________________

5. Область применения инновации, нововведения: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, валеология, междисциплинарная область, другое____________________.

6. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

o формулирование проблемы;

o определение цели (целей);

o разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности;

o освоение и реализация проекта или программы;

o распространение созданного инновационным путем опыта;

o переход к функционированию в новом режиме или к новой инновации, эксперименту.

7. Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на конференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом объединении или написания статьи, пособия и др.

8. Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности ________________________________________________________________

9. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения ___________________________________________________________________________

10. Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж.

«_________»___________________________ 2000 г.

Составитель:_____________________________

Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.

Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.

Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.

Такими критериями являются:

· актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

· новизна (степень оригинальности инновационных; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);

· образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

· общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

· полезность (практическая значимость инновационных процессов);

· реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности:

1. Показатели оценки инновационной деятельности образовательного учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности и др.

2. Показатели организации воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров (ответственность за результаты воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.

3. Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др.

Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях.

При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.