Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар. Тема 1. Предмет и предназначение философии




Содержание дисциплины

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 56 часов, в том числе интерактивных занятий 6 часов. Самостоятельная работа 52 часа.

 

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
Раздел 1. Философия и ее предмет
1.   Философия, ее предмет и роль в развитии общества                                            
Раздел 2. История философии
2.   Возникновение и развитие философии Древнего Востока                          
3.   Античная философия                          
4.   Философия средневековья и эпохи Возрождения                          
5.   Западно-европейская философия XVII-XIX вв.                         +
6.   Русская философия: история и современность                          
7. Основные философские направления и парадигмы XX века                          
Раздел 3. Основы философского познания и понимания мира
8. Сущность и основные формы бытия                          
9. Философская проблема сознания                          
10. Теория развития: законы и категории диалектики                          
11. Философская теория познания                          
12. Философское учение об истине                          
13. Структура научного познания. Специфика социального познания                         +
Раздел 4. Социальная философия
14.   Общество как система. Сущность и диалектика социально-исторического процесса                          
15. Философские основания для построения теоретической модели общества                          
16. Природа и общество: философские проблемы                          
17. Духовная жизнь общества                          
18. Культура и цивилизация                          
  Будущее: методы и средства философского осмысления                          
Раздел 5. Философская антропология
20. Человек как предмет философского анализа                         +
21. Личность и общество                          
22. Смыслы и ценности человеческого бытия                          
Общая трудоемкость часы                         2 сем.    
з.е.   1,3 1,7 0,9 0,4                
                                 

 

 

п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1 История философии
Тема 1 Предмет и предназначение философии Особенность философии как познания. Философия как «любовь к мудрости». Философия как научное познание. Предмет исследования философии и его отличие от других наук. Особенность языка (терминологии) философии. Теоретический характер методов философии. Структура философии. Разделы философского знания: онтология, гносеология, этика. Философские науки: логика, история философии, философия истории, социальная философия, аксиология, философская антропология и др. Философское познание и мировоззрение. Структура мировоззрения. Виды мировоззрений. Философия и формирование картины мира. Мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и воспитательная функции философии. Философия как самосознание культуры. Определение философии. Предмет философии и его специфика. Философия и мировоззрение. Функции философии. Исторические типы философствования и их социально-историческая обусловленность. Философия и наука. Философия и религия. Философия и экономика. Значение философии в жизни человека и общества.  
Тема 2 Философия Древней Индии Философия Древней Индии. Начала философского мышления. Предфилософия Вед: “Ригведа”, “Бхагавадгита”, “Упанишады”. Ведические школы: веданта, миманса, йога, ньяя, санкхья, вайшешика и их учения о бытии, сущем и не-сущем, мировом и индивидуальном сознании. Буддизм, джайнизм, чарвака, (локаята): проблемы сознания и самосознания, познания мира и самопознания.
Тема 3 Древнекитайская философия Основные философские школы Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство, Лао-Цзы и даосизм, буддизм. Концепции “сяо”, “жень”, “ли”. Даосский “выход” за пределы социума. Диалектика “дао”, учение о “Ян” и “Инь”. Принцип “У вэй”.  
Тема 4 Античная философия Древнегреческая и древнеримская философия. Основные этапы ее развития. Проблема первоосновы мира в учениях философов Милетской школы, Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Эпикура. Характеристика материализма древних философов. Проблемы бытия и небытия у элейцев, софистов, Платона. Учение о соотношении идей и вещей; разума, знаний. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля: понятие ее предмета и разработка категорий. Учение о материи и форме, причинности и цели, роли меры. Философия Лукреция Кара. Учение стоиков о Судьбе, свободе воли человека. Значение античной философии для развития мировой философской мысли и культуры в целом.  
Тема 5 Средневековая философия Подчинение философии религии. Теоцентризм: природа и человек как творение бога. Средневековая арабская философия. Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Патристика. Философия Августина Блаженного. Полемика реализма и номинализма. Схоластика. Роль аристотелизма в средневековой философии. Проблемы онтологии и гносеологии, этики и политики в философии Фомы Аквинского.
Тема 6 Философия Возрождения Борьба гуманизма и схоластики в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя. Философия Н. Кузанского. Апофеоз искусства и культ художника-творца. Антропоцентризм и проблема личности в работах Лоренцо Валлы, М.Монтеня, Н.Маккиавелли, Э.Роттердамского. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм. Идеология централизованного государства (Н.Маккиавелли, Ж.Боден). Теория естественного права (Г.Гроций).  
Тема 7 Западно-европейская философия XVII-XIX вв. Социально-экономические и культурные предпосылки складывания философии Нового времени в Европе: протестантская реформация, культура Возрождения, складывание капиталистической экономики. Особенности философии Нового времени: рационализм, научный характер, вера в безграничные возможности разума человека в познании природы и переустройстве общества. Философия как научное познание. Разработка философией научного метода. Индуктивно-эмпирический подход Ф. Бэкона в философии и его развитие в трудах Т. Гоббса и Д. Локка. Эмпиризм – ориентация на опыт как главный источник научного познания. Взгляды Т. Гоббса и Д. Локка на государство, общественную жизнь и естественные права человека. Рационально-дедуктивный подход Р. Декарта и его развитие в философии Б. Спинозы и монадологии Лейбница. Рациональная интуиция как отправной пункт научного познания. Развитие эмпиризма в английской философии XVIII века в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Субъективный идеализм как признание истинным только то, что дают субъективные ощущения. Рационалистическая философия французского Просвещения XVIII века (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.). Основные принципы философии Просвещения. Признание исключительной роли разума в процессе познания. Критика религиозного сознания. Антиклерикализм (борьба с христианской церковью). Общественно-политический характер. Значение просветительской философии в становлении идеологии либерализма и политического преобразовании западной цивилизации на либеральных началах.  
Тема 8 Немецкая классическая философия Разработка “критической философии” И.Кантом - начало классической немецкой философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Пространство и время - априорные формы чувственности. Рассудок и разум. Кант о явлениях и “вещах в себе”. Этика Канта и ее основной закон - категорический императив. Субъективный идеализм Г.Фихте и натурфилософия Ф.Шеллинга. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Структура гегелевского учения, его основные разделы: логика, философия природы, философия духа. Система категорий в философии Гегеля. Диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Гегелевская концепция исторического развития. Теория государства и индивида, государства и гражданского общества. Разработка Л.Фейербахом антропологического материализма. Отношение к философии Гегеля. Фейербах о связи идеализма и религии. Объяснение явлений (религия, мораль, история) сквозь призму понимания человека как “единства мысли, воли и чувства”. Учение о религии и этике любви.  
Тема 9 Философия XIX века Духовная ситуация и социально-экономическая и политическая реальность середины XIX века в контексте кризиса рационалистической философии Нового времени. Неудача проекта Нового времени по рационалистическому обустройству общества. Марксизм. Социально-политическая концепция К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание исторического процесса. Теория отчуждения. Революционная направленность философии марксизма. Кризис классической рациональности и нарастание пессимизма и иррационалистический настроений в философии середине XIX века. «Философия жизни»: А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциализм философии С. Кьеркегора. Позитивистская философия как ориентация на научные эмпирические методы исследования окружающего мира (О.Конт, Г. Спенсер и др.). Прагматизм как американский вариант позитивизма.  
Тема 10 Философия XX века Философская ситуация XX века. Плюрализм философских установок. Специализация и профессионализация философии. Духовный кризис человеческой цивилизации. Распад философского знания на множество школ и направлений. Основные направления и особенности философии XX века. Феноменология Э. Гуссерля как разработка проблем сознания. З. Фрейд и влияние психоанализа на философию. Неопозитивизм как анализ методологических проблем научного познания. Постпозитивизм как исследование закономерностей развития научного познания. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера и философский анализ бытия человека. Экзистенциализм как философское осмысление человека и его существования (экзистенции) в мире. Постмодернизм как отказ от попыток установить истинные объективные основания существующего мира. Характерные особенности постмодернизма и его влияние на культуру.  
Тема 11 Русская философия Принятие христианства в 988 году и зарождение древнерусской философской мысли. Развитие русской философской мысли в Средние века. Реформы Петра I и начало нового этапа истории русской философии. М.В. Ломоносов. Российское Просвещение XVIII и XIX века. А.Н. Радищев. Декабристы. Русская философия в первой половине XIX века. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. Ф.М. Достоевский как феномен русской религиозной философии. В. Соловьев и его значение в развитии русской религиозной философии. Русская религиозная философия на рубеже XIX и XX веков. П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев и др. Материалистический позитивизм. Н.Г. Чернышевский. Феномен российского марксизма. Роль Г. В. Плеханова и В. И. Ленина в развитии марксистской философии в России. Значение марксизма в революционных событиях 1917 года. Особенность развития российской философии в советский период. Российская марксистская мысль в XX веке. Современный этап развития российской философии.  
Раздел 2 Теория философии
Тема 12 Онтология Бытие как философская проблема. Философское и научное понимание бытия. Философская категория “бытие”, ее содержание и эволюция в истории философии. Проблема соотношения бытия и сущего. Бытие и небытие, единое и многое, единое и общее, возможность и действительность. Субстанциальное понимание бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Вопрос о смысле бытия в XX веке. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера (1889–1976). Хайдеггеровские понятия Sein (Бытие), Dasein (Вот-бытие, человеческое бытие, присутствие), Ereignis (Со-бытие). Основные формы бытия и их особенности. Понятие материи, её атрибутов в философии материализма. Философское и естественнонаучное понимание материи. Понятие движения. Материя и движение. Движение и развитие. Движение и покой. Категория “материя” и ее развитие в истории философии. Свойства материи. Движение и его формы. Пространство и время как формы бытия. Их интерпретация в философии и науке. Социальное пространство и время. Мир как сложная система. Единство мира. Уровни организации материи.  
Тема 13 Сознание Категория “сознание” в философских системах. Отражение и сознание. Развитие форм отражения. Отражение и информация. Роль коллективной деятельности и орудий труда в возникновении сознания. Язык и его основные функции. Социальная обусловленность сознания. Современные концепции возникновения сознания. Биологические и социальные предпосылки развития сознания. Сознание и мозг. Общая характеристика идеального и его основные формы. Сознание, логика, язык. Сознание и самосознание, их структура. Функции сознания. Сознательное и бессознательное. Творческий характер сознания. Современные достижения в исследовании основ и сущности сознания. Проблема искусственного интеллекта и ее философские аспекты.  
Тема 14 Диалектика Понятие диалектики. Историческое развитие представлений о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Функции диалектики. Понятие метода и методологии деятельности. Принципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Виды законов. Динамические и статистические закономерности. Законы диалектики. Диалектика и синергетика. Значение осведомленности о законах диалектики в экономической практике и познании явлений хозяйственной жизни. Понятие категории. Категории диалектики: единичное, особенное и общее; сущность и явление; содержание и форма; часть и целое; элемент и система; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Методологическое значение категорий диалектики в познании социально-экономических явлений и процессов.
Тема 15 Гносеология Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Творчество и интуиция. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины. Виды познавательной деятельности. Вера и знание. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание.
Тема 16 Структура научного познания Понятие науки. Взаимоотношения философии и науки в истории. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Природа научной истины. Методы научного познания. Возможности и пределы науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Идеалы науки. Этика ученого. Наука как производительная сила общества. Наука как социальный институт. Философский синтаксис. Действительность, мышление, логика и язык.  
Тема 17 Философская антропология «Проблема человека» в философии. Антропология – учение о сущности человека. Человек как системообразующий принцип философии. Типы антропологических учений. Представления о сущности человека в античной философии. Место человека в системе средневекового христианского Богословия. Человек в эпоху Возрождения. Гуманистической антропоцентризм. Естественнонаучное понимание человека в философии Нового времени. Понятие о человеке как субъекте в классической немецкой философии. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Понятие о человеке в неклассической философии и изменение представления о человеке (Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Зигмунд Фрейд). Русская философия о духовной сущности человека (В. Соловьев, Н. Бердяев, С.Франк). Философская антропология о духовной сущности человека: М. Шелер (1874–1928), А. Гелен (1904–1976), Х. Плеснер (1892–1985) и др. Философия культуры Э. Кассирера (1874–1945), его понимание человека как «животного, созидающего символы». Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Человек как биопсихосоциальное существо. Человек как родовая сущность и индивидуальность. Роль и значение духовности в характеристике человека. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода личности и ответственность. Личность, коллектив, общество. Личность и история. Понятие ценности. Система ценностей в бытии человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, цели, ценностные ориентации, идеалы. Свобода и необходимость в бытии человека. Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Смысл жизни, смерть, бессмертие. Человек в системе культуры. Культура и ценности.
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 18 Общество как система   Понятие «общества». Основные концепции, раскрывающие его содержание. Общество как специфическое системное образование объективной реальности, относительно обособленной от природы. Сущность, компоненты, характерные черты и функции социальной системы. Общественные отношения как многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи людей. Материальные и духовные отношения. Власть. Гражданское общество и государство. Деятельность как способ существования социального. Субъект и объект социальной деятельности. Виды и особенности социальной деятельности. Диалектика целей, средств и результатов в процессе социальной деятельности. Деятельность как адаптивно-адаптирующий процесс. Деятельность и активность живых систем. Деятельность и отношение. Теоретическая и практическая деятельность. Структура деятельности: субъект, объект, цель, средство, способ и результат. Основные сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества: духовные потребности, производство и потребление, духовное общение. Общественное сознание как ядро духовной жизни общества. Структура и уровни общественного сознания. Обыденное сознание, общественная психология, идеология, их особенности и взаимосвязь. Общественное и индивидуальное сознание, их соотношение. Массовое сознание. Формы общественного сознания, их специфика и соотношение. Относительная самостоятельность общественного сознания.
Тема 19 Природа и общество Природа как объект философского осмысления. Единство и различия природы и общества. Несостоятельность противопоставления и отождествления общества и природы. Природа как предпосылка возникновения и развития общества. Биосфера - среда жизнедеятельности людей. Географическая среда. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Основные исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества. Противоречия в системе «общество-природа» в современную эпоху. Идеи В.И.Вернадского о ноосфере, их актуальность. Глобальные проблемы взаимодействия общества и природы и поиск путей их решения. Социально-экологическая футурология. Проблемы экологии и демографии
Тема 21 Философские основания для построения теоретической модели общества Развитие общества как объект философского анализа. Проблемы смысла и направленности истории и оснований ее периодизации. Понятие философии истории. Многообразие и эволюция взглядов на основные факторы развития исторического процесса. Античные концепции философии истории. Христианская философия истории. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Цивилизационный подход к объяснению истории общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби). Концепция общественно- экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Концепции индустриального, постиндустриального общества (Дж. Гелбрайт, Р. Арон, Д. Белл). Своеобразие исторического пути России и ее место в современном мире.
Тема 22 Культура и цивилизация Философское понятие культуры. Культура и деятельность. Внутренняя и внешняя детерминации культуры. Содержание и закономерности развития культуры. Материальная и духовная культура. Взаимовлияние уровней развития культуры общества. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе. Социальные функции культуры (тип социальной памяти, форма трансляции социального опыта, способ социализации человека и другие). Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. Проблема типологии культуры. Западная и восточная культуры. Проблема «массовой» и «элитной» культуры. Развитие культуры: норма, традиция, новаторство. Культура как мера развития человека. Культура и творчество. Культура, духовность, интеллигентность, образованность. Культура общения: диалог и плюрализм мнений. Культура и идеология. Культура и научно-технический прогресс. Культура и демократия. Культура и рыночные отношения. Современные представления о цивилизации. Становление цивилизации. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизационные основы существования человечества. Типы цивилизаций. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Содержание и основные признаки информационной цивилизации. Феномен глобализации. Проблема кризиса цивилизации и путей выхода из него. Общецивилизационные универсалии современного мира и особенности России.
Тема 23 Духовная жизнь общества Основные элементы духовной жизни общества. Духовная деятельность. Духовное производство и потребление. Духовные потребности. Общественное сознание и его структура. Форма общественного сознания. Аксиология как учение о ценностях. Проблема ценностей в философии античности и средневековья. Ценность как благо в философии Нового времени. Категорический императив Канта и его аксиологическое содержание. Теория ценностей в марксизме. Проблема ценностей в неклассической философии XIX-XX вв.: В.Виндельбанд, Г.Риккерт, М.Шелер, М.Вебер, П.Сорокин. Содержание понятий “ценность”, “оценка” и “оценочное отношение”. Различие познавательного и оценочного суждений. Ценности и цивилизация. Основные функции ценностей. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Классификация ценностей. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Идеалы, традиции, нормы поведения.  
Тема 24 Будущее: методы и средства философского осмысления.   Общественный прогресс, его природа и критерии. Проблема единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле. Основания кризиса современной цивилизации и особенности его проявления. Соотношение научно-технического, социально-экономического, духовного прогресса в современную эпоху. Роль философии в борьбе за социальный прогресс. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Футурология о возможном развитии человечества. Глобальные проблемы современности и социальный прогресс. Происхождение глобальных проблем, их типология и иерархия. Соотношение понятий «глобальные проблемы», «кризис цивилизации», и «выживание человечества».

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Цель: понять причину возникновения и сущность философии как формы общественного сознания, необходимость изучения ее как дисциплины вуза, помогающей сформировать целостное мировоззрение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.