Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образец выполнения итоговой контрольной работы




По выполнению итоговой контрольной работы

В целях определения усвоения материала дисциплины на определённом этапе в соответствии с рабочей программой планируется выполнение студентом одной контрольной работы или выполнение тестовых заданий (в аудитории под руководством преподавателя) по пройденным темам. Данная контрольная работа предусматривает оценку знаний студентов по наиболее сложным темам. Контрольная работа, включающая 11 заданий, нацелена на определение сформированности умений и навыков студентов по следующим темам:

- акцентология;

- орфоэпия;

- орфография (правописание гласных и согласных в слове, безударных гласных в корнях, непроизносимых согласных в корне, чередующихся гласных в корне, правописание приставок, гласных после шипящих);

- морфология (колебания в роде, числе и падеже, правописание суффиксов прилагательных и причастий, правописание числительных);

- синтаксис (трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим);

- знаки препинания в простом и сложном предложениях (при обособленных членах предложения, в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью), трудные случаи пунктуации;

- лексические нормы (типичные случаи нарушения лексических норм и способы их устранения).

После каждого задания даётся образец его выполнения с объяснением правил и обоснования выбора того или иного варианта ответов. Для выполнения контрольной работы необходимо знать все нормы русского литературного языка, законы речевой коммуникации и риторики, основы культуры речи и делового письма.

 

Задание 1. Расставьте ударения и объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

 

А тлас – атл а с, бр о ня – брон я, в и дение – вид е ние, и рис – ир и с, остр о та – острот а, ст а рина – старин а.

 

Образец:

А тлас (сборник карт географических, анатомических, сборник таблиц)– атл а с (сорт шелковой гладкой блестящей ткани). А тлас мира – мягкий атл а с.

Бр о ня (закрепление кого-либо или чего-либо за кем-н., а также документ на такое закрепление) – брон я 1) в старину: металлическая одежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках и т.д. Бр о ня на квартиру; крепкая брон я.

В и дение (способность воспринимать окружающее) – вид е ние (призрак, привидение; что-нибудь, возникшее в воображении). В и дение художника. Вид е ние показалось.

И рис (1) травянистое растение с крупными яркими цветками; 2) толстые крученые разноцветные нитки) – ир и с (сорт конфет в виде кубиков шоколадного цвета). Цветы и риса – жевать ир и с.

Остр о та (остроумное выражение) – острот а (1) отточенность, высокая режущая или колющая способность; 2) проницательность; 3) ярко выраженный вкус или запах). Тонкая остр о та – острот а специй, острот а ощущений, острот а лезвия.

Ст а рина (былина, историческая народная песня) – старин а ( 1) давнее, давно минувшее время; 2) старинный предмет, обычай). Петь ст а рину; глубокая старин а, коллекционировать старин у.

 

Задание 2. Какой звук ([о] или [э]) следует произносить под ударением в следующих словах?

Афера, безнадежный, белесый, желчный, маневры, одноименный, опека.

 

Образец:

А[ф’э]ра,безна[д’о]жный, бе[л’о]сый, [ж’о]лчный, ма[н’о]вры, однои[м’о]нный, о[п’э]ка.

 

Задание 3. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

Атеизм, антенна, бандероль, бассейн, дебют, гипотеза, музей, сессия.

 

Образец:

А[дэ]кватный, а[тэ]изм, ан[тэ]нна, бан[д’э]роль, бас[с’э]йн, [д’э]бют, гипо[т’э]за, му[з’э]й, [сэ]ссия и [с’э]ссия.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте их выбор.

Ни…кие бе…к…нечные к…мыш...; без…дейный, без…звестный, пред…стория, фин…спектор, без...нициативный, контр…гра, меж…гровой, сверх…зысканный.

 

Образец разбора:

Низкие бесконечные камыши.

Ни з кие – правописание глухих и звонких согласных. Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы проверяемая согласная стояла перед гласной. Проверка: низкий – низенький. Написание морфологическое, так как в корне -низ- всегда, независимо от произношения, пишется буква З (низ, низкий, низший), а не С и возможна проверка опорным словом (низок, низина).

 

Бе с конечные – правописание приставок на – З. Правило: в приставках ИЗ-, -НИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ВОЗ-, ЧЕРЕЗ-, ЧРЕЗ- перед глухими согласными пишется буква С, в остальных случаях – буква З. В данном случае перед глухим согласным К нужно писать букву С. Это фонетическое написание, так как выбор буквы меняется в зависимости от произношения (бе з радостный – бе с конечный).

Беск о нечные – проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы эта гласная оказалась под ударением. Проверка: бесконечные – к О нчить, к О нчик. Однако нужно учитывать, что в глаголах с этим корнем происходит чередование ОА (закончить – заканчивать) и правописание этого корня в глаголах подчиняется другому правилу.

К а мыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное (беспроверочное, иррациональное).

Камыш и – правописание гласных после шипящих. Правило: после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ не пишутся Ы, Ю, Я, а пишутся И, У, А. Написание традиционное.

Безыдейный – правописание Ы / И после приставок. Правило: После приставок на согласный (кроме приставок меж-, сверх- и всех иноязычных) корневое И заменяется на Ы: предыстория (история), предынфарктный, (инфарктный), безынтересный (интересный), но: сверхинтересный, межинститутский, постинфарктный.

Безызвестный,предыстория, финиспектор, безынициативный, контригра, межигровой, сверхизысканный.

 

Задание 5. Вставьте вместо точек - Н- или - НН- и объясните свой выбор.

Туше…ые овощи, кова…ый сундучок, груже…ая кирпичом машина, стреля…ые гильзы, коше…ые луга, исхоже…ые тропы, увиде…ый фильм, сея…ая рожь, ране…ый в плечо, назва…ый в честь кого-то, спрята…ые гостинцы.

 

Образец:

Тушеные овощи (причастие несовершенного вида; нет зависимого слова; нет приставки, кроме не -; поэтому пишется одно н); тушенные в горшочке овощи (есть зависимое слово, поэтому пишется нн); протушенные овощи (причастие совершенного вида; есть приставка, кроме приставки не -, поэтому пишется нн); нетушеные овощи (есть приставка не -, но онане влияет на правописание, поэтому пишем одну н); кованый сундучок (причастие несовершенного вида; нет зависимых слов, приставок, кроме не-); кованный мастером сундучок (есть зависимое слово, поэтому в причастии пишется нн); прикованный к стене сундучок (есть приставка, кроме не -, и зависимое слово, поэтому пишем нн); некованый сундучок (имеющаяся в слове приставка не- не влияет на правописание суффикса причастия, поэтому пишем одну н).

 

Задание 6. Распределите имена существительные по следующим группам: а) слова мужского рода; б) слова женского рода; в) слова среднего рода; г) слова общего рода; д) слова, не имеющие рода.

Бабушка, ножницы, горошина, картофель, тишь, сластена, знамя, педагог, староста, Женя, автомобиль, стол, кассир, сливки, такси, книга.

 

Образец:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.