Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательного результата




ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ

Методы диагностики

Дополнительного

Результативности

Воспитательный компонент

образования детей:

 

 

Санкт-Петербург

 

Воспитательный компонент результативности дополнительного образования детей: методы диагностики. Санкт-Петербург, 2010г. – 36 с.

Составители: Платонова С.М., Скачкова Е.Ю.

Научный редактор: Платонова С.М., кандидат педагогических наук, научный консультант Дома детского творчества «Левобережный»

Рецензент: Аванесян И.Д., кандидат педагогических наук, доцент СПб ГОУПУ

 

Данный сборник служит целям повышениякачества образовательного процесса в дополнительном образовании через вооружение педагогов методикой определения, отслеживания и анализа воспитательного компонента результативности образовательного процесса. «Диагностика» в переводе с латинского языка обозначает ясное знание. Для эффективной организации работы с детьми важно знать их, понимать их интересы, желания, проблемы, видеть, как они меняются с течением времени, осознавать результаты своего влияния. Большинство педагогов считает, что они знают детей и без всякой диагностики, что они всё видят в процессе работы с детьми, но практика показывает, что мы зачастую имеем ошибочные представления. Чтобы сделать их истинными, и нужна диагностика.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Подходы к пониманию воспитательного результата... 4

2. Воспитательный блок результативности

образовательного процесса в программах ДДТЛ..…… 6

3. Методы диагностики воспитательного

компонента результативности.………………..……..... 8

4. Методики диагностики воспитанности учащихся.… 13

4.1 Диагностика нравственной воспитанности

учащихся …...……………………………………….…. 13

4.2 Методика диагностики ценностных отношений

учащихся...…………………………………….……….... 18

4.3 Методика диагностики коммуникативного

развития учащихся ………….……………….………… 21

4.4 Методики диагностики коллектива..…................... 23

4.5 Методика диагностики уровня творческой

активности учащихся………………….……………….. 28

4.6 Методика для изучения социализированности

личности учащегося…………………………………… 33

4.7 Диагностическая тест- карта самооценки

подростка («портрет»)………………………………..... 34

Список литературы………………………… …………... 36

 


В энциклопедической литературе:

результат (resultatus - отраженный):

■итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: «Советская энциклопедия», 1969);

■состояние системы после окончания процесса (Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. - М.: МГПИ, 1990).

Под результатом в широком смысле понимают объективное изменение состояний, свойств субъекта или объекта (продукта) получившееся в итоге деятельности, направленной на реализацию, достижение какой-либо цели. Педагог работает с детьми, исходя из этого, результатом деятельности педагога может быть изменение личности или состояния ребенка или детского коллектива. Поскольку данное изменение объективно существует, то его можно зафиксировать, описать, увидеть, на что и направлена диагностика

Показателем грамотности педагога является постановка и решение в образовательном процессе задач разного характера:

- образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится, какие умения приобретёт и т.д.),

- развивающих (какие когнитивные способности будут развиты, в чём, какие творческие возможности будут реализованы, получат развитие и пр.),

- воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

В данном сборнике нас интересует именно воспитательная составляющая образовательного процесса.

Воспитательный результат - изменения в уровне воспитанности личности ребёнка; возникшие в образовательном процессе личностные изменения в ребёнке, обретённые им качества, стремления, мотивы, обогащение отношений и другие психические новообразования.

Мы получаем воспитательный результат, прежде всего, в ценностной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах личности, в коррекции её самооценки.

Очень важно, чтобы воспитательный результат был сформулирован не общими цветистыми фразами, а конкретно, точно, реалистично, достижимо.Переход от педагогики красивой фразы, педагогики декларирования к педагогике управления развитием связан с умением грамотно формулировать цели и задачи воспитания, вычленять измеряемыевехи развития на образовательном маршруте учащихся. Например, «духовное развитие», являясь значимым направлением педагогической деятельности, не может быть использовано как вариант формулировки воспитательной цели, так как не имеет ни границ, ни критериев.

Для отслеживания результативности в сфере воспитания, как и в других сферах, необходимо чётко определить те показатели личностного развития, в которых мы прогнозируем изменения.

Такими показателями могут быть приобретаемые ребёнком под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции, коллективе личностные качества, личностные отношения, жизненно-практические умения, сформированные интересы, мотивы и т.д.

Уровень реализации показателя - степень овладения умением или способностью, степень выраженности оцениваемого качества.

Оценка сформированности качества или умения предполагает вычленение перечня возможных уровней развития ребенка - от минимального до максимального – с кратким описанием каждого уровня в содержательном аспекте.

Например, коммуникабельность (общительность) - то, насколько ребенок умеет налаживать контакты со сверстниками, педагогами. Уровни коммуникабельности выделяются в соответствии с тем, насколько ребенок умеет сотрудничать.

Высокий уровень коммуникабельности – ребёнок активно участвует в совместной деятельности, успешно согласовывая свои действия, идеи, инициативы, желания с действиями и идеями других.

Средний уровень коммуникабельности - ребёнок не всегда активно участвует в совместной деятельности, иногда испытывает затруднения в согласовании своих идей и действий с действиями и идеями других.

Низкий уровень коммуникабельности - ребёнок конфликтен, замкнут, обидчив, стеснителен и т.д.

Таким образом, недостаточно вычленения высокого, среднего, низкого уровня, надо описать, что эти уровни означают.

Возможные варианты:

в области ценностно- мотивационной:

1 уровень - желание воспринимать

2 уровень - позитивный эмоциональный отклик

3 уровень - устойчивая заинтересованность

4 уровень - принятие как ценности

5 уровень - ориентация поведения на эту ценность

в области личностных качеств

 

Пример: Дисциплинированность

1 уровень – делает что хочет, не выполняет ничьи команды и указания;

2 уровень – выполняются распоряжения только своего педагога;

3 уровень - воспитанники выполняют распоряжения после оговорок;

4 уровень – распоряжения выполняются безоговорочно и немедленно;

5 уровень - воспитанники настолько дисциплинированны, что многое делают без особых указаний.

Уровень сформированности того или другого качества может иметь особенности в ранжировании для разных возрастных групп учащихся, для разных ступеней обучения. Например: Оценка сформированности внимания воспитанников на занятиях по образовательной программе «Игровой танец», автор педагог дополнительного образования ДДТ «Левобережный» Маяков И.Н.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.