Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины активного или пассивного поведения людей в экстремальных ситуациях




Пассивное реагирование при стрессе

Для этой группы лиц характерно снижение эмоционально-поведенческой активности, уменьшение побудительной роли волевых процессов и, как следствие этого, пассивная форма поведения в условиях опасности. Если активное реагирование направлено на попытку устранения или снижению воздействия экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование ориентировано на его пережидание.

Этот вид реагирования следует отличать от адекватного поведения человека, контролирующего ситуацию. Это связано с тем, что в критических ситуациях от человека может потребоваться в одних случаях активизировать свое поведение, в других, напротив, демонстрировать пассивное поведение, наблюдая за развитием ситуации, ожидая условий для активного преодоления ситуации.

Надо также отметить, что кратковременное пассивное реагирование возникает практически у всех людей при сильном воздействии стрессора. Оно может охватить одни физиологические и психологические процессы, не затрагивая других. Например, мышечная слабость, сочетаясь с чувством депрессии и с утратой мотивирующих влияний со стороны тех или иных факторов. Но в этих услових человек может путем сознательного усиления волевых импульсов мотивировать себя, преодолеть мышечную слабость, сохранить и даже повысить свою работоспособность, пытаться найти выход из ситуации.

 

Активность или пассивность поведения в экстремальных ситуациях предопределяются сочетанием внутренних и внешних факторов. К первым относится врожденная предрасположенность человека к активному или пассивному поведению в критических ситуациях, а также имеющийся опыт столкновения с такими ситуациями.

При чрезмерной, неадекватной активизации сознательная деятельность человека может сопровождаться выпадением отдельных необходимых действий и возникновением ошибочных действий. Это может быть связано с неправильной оценкой текущей ситуации, неверным прогнозом ее развития, планированием деятельности, снижением контроля за собственными действиями.

Поведение при стрессе может быть не дезорганизовано, но, если оно ориентировано на ложные, иллюзорные цели, то оно также неадекватно.

Следует обращать внимание на субъективное восприятие человеком экстремальной ситуации – это специфически измененное состояние психики, которое вызвано острым восприятием проблемной ситуации и сопровождается сужением поля сознания и ослаблением психологического контроля личности над ситуацией.

Общим в проявлении субъективной экстремальности является утрата психологического контроля, наличие признаков фруструирующего, конфликтного и кризисного реагирования, обусловленного измененным состоянием психики, либо по типу "фрустрация- безысходность", либо по типу «фрустрация – агрессия».

Восприятию проблемной ситуации по фруструирующему типу сопутствует психического состояние, отражающее нежелание личности преодолевать трудности, которые стоят на пути решения проблемы («фрустрация – безысходность», или же непреодолимое стремление разрушать их («фрустрация - агрессия»).

При восприятии проблемных ситуаций по типу «фрустрация – безысходность», свойственно крайне облегченное отношение к трудностям внешнего плана, блокирующее желание личности преодолевать трудности, и одновременно крайне упрощенное отношение к сложностям внутреннего плана, отторгающее допущение возможности неоднозначной оценки ситуации. Такое содержание сообщается психологическому миру доминированием у личности инфантильной составляющей ее психологической установки.

Психологическому миру личности, для которой характерно восприятие проблемной ситуации по кризисному (безысходному) типу, свойственно отсутствие навыка анализа этой ситуации и неспособность решить проблему путем построения новой жизненной стратегии, взамен утраченной.

Резкое изменение образа жизни при личностном кризисе, с одной стороны, делает невозможным возникновению побудительной мотивации для разработки новой жизненной стратегии, а с другой, - обнаруживает неспособность к активному использованию отработанных навыков (ресурсов) и овладению новыми навыками для решения задачи выхода из кризисной ситуации.

Наличие опыта активного "овладения" трудных ситуаций повышает вероятность активного реагирования, а опыт пассивного реагирования делает более вероятным пассивное поведение в сходных ситуациях. Надежность прогноза деятельности человека в критических ситуациях возрастает с приближением моделируемого (на тренажерах, в деловых играх) уровня экстремальности ситуации к ее реальному уровню в экстремальных ситуациях.

Вероятность возникновения в экстремальных ситуациях активного либо пассивного поведения не согласуется с показателями типов высшей нервной деятельности и другими личностными показателями, определяемыми в нормальных условиях или при моделировании экстремальных условий в лабораторном эксперименте.

Многочисленные факторы свидетельствуют, что поведение человека существенно зависит от осознания им своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях. Многое в поведение человека зависит от его установок, ценностных ориентаций, жизненных принципов, а также от того как он относится к себе в стрессовой ситуации.

Можно выделить три типа отношения человека к самому себе при стрессе.

- отношение к себе как к "жертве". Такое отношение усиливает душевный дискомфорт человека;

- отношение к себе как к "жертве" в сочетании с отношением к себе как к "ценности". Подобное сочетаний отношений к себе обнаруживается у людей, сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства, самоценности образа «Я». Этот тип отношения более свойственен лицам зрелого возраста.

- отношение к себе, основанное на сопоставлении проявлений стресса у себя и у других людей. Это отношение к себе как к одному из ряда людей. Такое сопоставление снижает значение представления о себе как о "жертве". Но, если же социальная ответственность такого человека низка, то представления страданий других людей или их панические действия могут усилить у него аналогичные проявления.

Известно также, что склонность к юмору в стрессовой ситуации, к шутливому ироническому отношению к трудностям, помогает человеку снизить негативное значение этих трудностей и тем самым уменьшить их интенсивность.

Какое, активное или пассивное, реагирование более целесообразно в экстремальной ситуации? Все зависит от условий развития ситуации.

Известно, что достаточно сильное неблагоприятное воздействия невозможно долго выдерживать - наступит истощение адаптационных резервов. Следовательно, рациональное поведение в этих условиях- активное устранение воздействующих факторов за короткий срок. Если нет условий - остается пережидать в надежде на активные действия в будущем. В этих условиях продуктивна установка на сохранение адаптационных резервов, накопление информации для принятия решения и выбора способа активных действий. Надо помнить, что любая экстремальная ситуация не статична, а все время находится в развитии - меняются внешние условия, изменяются состояние и установки участников взаимодействия, сама ситуация может потерять остроту или даже исчезнуть.

Основная цель любого адекватного активного и пассивного поведения в экстремальных условиях - это поиски способов изменить условия ситуации. При реальной опасности надо стремиться к тому, чтобы "стало все ясно", исчезла безысходность ситуации, появился выход из нее, исчезло бы чувство собственной беспомощности.

В этой ситуации возможно использование двух совершенно противоположных корригирующих приема:

- исправить, изменить кажущуюся непонятность ситуации, создав установки восприятия и понимания ситуации, генерирующий эффективную адапатциионно- защитную активность субъекта;

- сделать ситуацию абсолютно «непонятной», «невозможной» для субъекта, тем ввести его в пассивное состояние.

Таким образом, при сильном. Однако вторичное пассивное реагирование не следует считать единственным универсальным проявление человека при длительном стрессе.

И все же при воздействии экстремальных факторов более целесообразно активное защитное реагирование (действия, поведение, деятельность).

Чтобы человеку запустить активные формы поведения в экстремальной ситуации, он должен быть способен соотнести сложность ситуации с своей личностной системой ценностей и это поможет ему найти ее решения. А для этого следует уметь закрепить реалистического восприятия проблемной ситуации. Важно создать условия, способные вызвать личностных интерес к изменениям, необходимость которых диктуется кризисной ситуацией. И таким условием может стать собственная перспективная жизненная стратегия (ПЖС) в профессиональной, внутри личностной и межличностной сфере жизнедеятельности. Это, в свою очередь, гарантирует, во-первых, возможность выбора собственных ресурсов, даже в случаях временного их блокирования. Тем самым может быть достигнуто конструктивное решение проблемных ситуаций.

Именно сочетанием пластичной установки на расширение личностной системы ценностей, а также на применение имеющихся навыков достигается должный уровень творческого восприятия, которое способствует успешному преодолению консервативности восприятия ситуации.

 

Приложение

 

Расстройства памяти, внимания и эмоций у лиц перенесших экстремальные ситуации

 

Память – процесс образования (фиксации), хранения (ретенции), воспроизведения (репродукции) и забывания следов ощущения и восприятий

 

1.Расстройство памяти

 

Виды расстройства памяти: ретроградная, конградная, антероградная, перфорационная (палимсесты), фиксационная, прогрессирующая.

Амнезия (утрата памяти на события определённого промежутка времени)

 

Гипомнезия (снижение памяти)   Расстройства памяти   Гипермнезия (избирательно повышенная память на отдельные события)

 

 

Парамнезия (качественное искажение памяти)

Конфабуляция (ложные воспоминания) Криптомнезия (стирание грани между реально имевшими место событиями и событиями о которых больной услышал, прочитал увидел) Псевдореминисценция (перенос реально имевших событий во времени)
ü Фантастические ü Замещающие ü Ассоциируемые ü Отчуждаемые ü В настоящее время ü В прошлое время

 

2.Расстройство внимания

 

Внимание –направленность сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте.

Симптомы Краткая характеристика
Полное отсутствие (выпадение) внимания  
Гипорозексия (рассеянность) Неспособность к сосредоточению внимания
Истощаемость Неспособность к длительному сосредоточению внимания
Слабая распределяемость Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение “поля внимания”)
Гиперметаморфоз (отвлекаемость) Повышенная переключаемость внимания
Застреваемость (прикованность) Сниженная переключаемость внимания

 

3.Расстройства эмоций

 

Эмоции – переживаемое человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе.

  По характеру (“содержанию”) эмоциональных нарушений  
Симптомы снижения настроения Симптомы повышения настроения Симптомы неустойчивости эмоциональной сферы Качественное искажение эмоций
Гипотомия -Тоска -Дистимия -Дисфория -Тревога -Страх Гипертимия -Эйфория -Мория -Экстаз -Эмоциональная неустойчивость -Эмоциональная лабильность -Слабодушие -Эмоциональное оскудение -Эмоциональная тупость -Апатия -Психическая анестезия

 

 

 

Тема: Поведение персонала гражданской авиации и участников актов незаконного вмешательства на транспорте (АНВ) в экстремальных условиях.

 

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.