Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графика. Способы словообразования




Фразеология

Тема Х. Просте речення. Порівняльна характеристика членів речення. Складне речення в українській та російській мовах

1. Головні члени речення:

а) підмет;

б) присудок (простий, складений, дієслівний, іменний).

2. Узгодження присудка та підмета.

3. Другорядні члени речення:

а) означення (просте, поширене);

б) додаток (прямий, непрямий, прийменниковий);

в) обставина (часу, місця, способу дії, мети, причини тощо).

4. Складносурядні речення

5. Складнопідрядні речення та їх типи.

 

 

1. Сгруппируйте фразеологизмы в зависимости от степени их семантической слитности: фразеологические сращения, единства, сочетания.

Не видать ни зги; последняя спица в колеснице; растяжимое понятие; щекотливое положение; тертый кaлач; пуганая ворона; в ус не дуть; валить с больной головы на здоровую; со всеми потрохами; уйти в свою скорлупу; беспробудный сон; гвоздь сезона; днем с огнем; воду решетом носить; скрепя сердце; пойти на попятный двор; чесать зубы; наобум Лазаря; не в службу, а в дружбу; и стар и млад; человек долга; стыд и срам; метать бисер перед свиньями; храм науки; белены объелся; смотать удочки; слюнки текут; лясы точить; от мала до велика; не всякое лыко в строку; борьба за существование; темна вода во облацех; по белу свету; оказывать внимание; делать снисхождение; погибоша аки обре; дать согласие; от жилетки рукава; Федот да не тот; и нашим и вашим; высуня язык; внести свою лепту; спустя рукава; взять быка за рога; принять на свой счет; вычистить авгиевы конюшни; бить ключом; легок на помине; гусь лапчатый.

2. Выделите в тексте фразеологизмы, определите их стилистическую окраску, объясните значение. Назовите фразеологизмы, которые преобразованы автором с целью иронии, юмора.

"Быть или не быть"

Просто удивительно, сколько писем собрала дискуссия - быть или не быть охоте... Вчера мне прислали полный ягдташ писем читателей. Я отбросил в сторону письма, которые ни то ни се, в смысле охоты вовсе беспринципные. Остальные разложил на две кучки - "быть" и "не быть". И что поразительнее всего, получилось так на так - тютелька в тютельку. Для выработки собственного мнения ничего лучше не придумаешь. Хочешь "за" - пожалуйста, сколько народу тебя поддерживает! Хочешь "против" - столько же! И стал я метаться от имени человечества, от кучки к кучке. Ладно, думаю, какое мнение захочу, такое и выражу. Полная свобода совести, и, как ни поверни, выходит солидарность с населением...

Я потянул письмецо из тех, которые прежде отбросил, одно из беспринципных писем. "Милый! Что ты - маленький? Ты посмотри, вокруг что творится! Да разве один учтенный браконьер справится с такой полнотой задачи? даже если он будет круглые сутки бандитствовать?... Сороки - уж на что дошлые - и те трещать перестали. А, между прочим, есть о чем... Как им, к примеру, гексахлораном пищу отравляют, как им присесть негде в результате непродуманного осушения болот... Что выгоднее - повысить урожайность имеющейся пахоты или осушить болото, сведя на нет установившийся природный кругооборот? Что выгоднее - беречь древесину от бесхозяйственного истребления и от исчезновения миллионов ее кубометров в океане или посыпать дустом гусеницу, чтобы она жевала потише?".

С одной стороны, шайка веселых недоумков на грузовиках гоняется за антилопами, бабахая из нарезного ружья; с другой стороны, в ясном небе парит ясный сокол на аэроплане, заменяя дятла гексахлораном...

3. Выделите в предложениях фразеологизмы. Дайте оценку авторскому использованию их в фельетонах. В случае окказионального употребления укажите языковую форму фразеологизмов и определите, в чем состоит их изменение в контексте.

1. Итак, мы стоим на пороге решения вопроса о сотрудничестве в этом важном деле. 2. Воспользовавшись паузой, ты скрываешься за первой попавшейся дверью, где царит атмосфера бурного творчества. 3. Дама Треф окидывает тебя ледяным взглядом, давая понять, что огорчена до глубины души. 4. Все ликуют, а товарищ Страдымов негодует: не умеет держать язык за зубами. И грозит: не отделаетесь легким испугом! 5. Они всем сердцем за налаживание сервиса для населения и уже дали санкции о совместном рассмотрении поступивших предложений. 6. Не успели там, наверху, в эпицентре торговой мысли, придумать что-нибудь прогрессивное, на низовке еще и слыхом не слыхали о новшестве, а клиент уже тут как тут с шести утра - стоит в очереди. 7. Бочка дегтя к медовому месяцу (название фельетона). 8. Разве не должна была дежурная посмотреть пассажирке в глаза и не гонять слегка рассеянную женщину за тридевять земель киселя хлебать? 9. Иди туда, дорогой снабженец, не знаю куда (и, что характерно, никто не знает!), добудь там то, не знаю что (и никто не знает зачем!). 10. Даже бывалым хозяйственникам, тертым руководителям предприятий, прошедшим огонь, воду и аттестационную комиссию, это вряд ли под силу. 11. А директору, этому представителю "среднего звена", издержек не хотелось. Что будет после него, неважно, ему свой мундир ближе к телу. 12. Не поняли нас, отказались - говорят, нет свободных площадей, где бы мы выращивали календулу, ромашку и облепиху. Так что дела наши идут далеко не как по маслу. 13. Завод получил четыре года назад автомат для выдачи газированной воды. Оказалось, что он неисправен, и автомат был послан на завод-изготовитель. На очередной запрос - глухое молчание. Так, наверное, молчит шахматный конь, набравший в рог газированной воды. 14. Бьюсь об заклад, что за эти годы трест не раз выполнял свои планы со всеми вытекающими отсюда премиальными последствиями. 15. Всей этой детали три копейки красная цена, а вот встала она комом в горле авторемонтного предприятия - ни туда без нее, ни сюда. 16. Оно, конечно, рыбак - рыбака, а председатель - председателя. Но возникает вопрос: как мог он не знать, что в домах этих газом и не пахнет? 17. Но еще хуже, когда пойманный с поличным начинает водить всех за нос, мутить воду и пускать пыль в глаза. 18. Правда, стоит отметить, что работники этих очагов культуры не заставляют юных любителей книг сообщать о своей успеваемости, стараясь не отпугнуть неуспевающих от источника знаний.

4. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов).

1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Ее душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы.

 

Объясните причину разного написания гласного в русских и украинских корнях.

Хлеб – хліб, дело – діло, ребро – ребро, дети – діти, снег – сніг, весело – весело, стена – стіна, весна – весна, дед – дід, тень – тінь.

 

Образуйте новые слова по аналогии. Сравните написание в обоих языках. Каким правилам соответствуют данные орфограммы?

Рус.яз. Укр.яз

Область – обла..ной Область – обла..ний

Контраст – … Контраст – …

Балласт – … Баласт – …

Счастье –… Щастя –…

Кость – … Кістка – …

Перстень –пер..ня Перстень – пер..ня

Шесть –ше..надцать Шість – ші..надцять

Хвастун – хвас..нуть Хвастун – хва..нути

Якість – якіс..ний

Тиск – ти..нути

Тиждень – ти..невий

 

Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Сделайте взвод о фонетических особенностях русского и украинского языков.

Ноч.. – ніч.., печ.. – піч.., палец.. – палец.., конец.. – кінец.., месяц.. – місяц.., скиталец.. – скіталец.., хлопец.. – хлопец.., комсомолец.. – комсомолец.., ключ.. – ключ…

 

Переведите на украинский язык. Обратите внимание на особенности передачи звуков. Сформулируйте закономерности написания орфограмм.

Подъем, курьёз, моё, его, трёх, подъезд, четырём, серьёзный, верёвка, ёрзать, схемка, лён, у него.

 

Вставьте орфограммы. Какими способами может передаваться твёрдость в русском и украинском языках?

Об..явления – об..ява, п..ять – п..ять, здоро..е – здоров..я, Лук..яненко – Лук..яненко, под…ехать – під..їхати, мыш..як – миш..як, ател..е – ател..є. вин..етка – він..єтка, торф..яной – торф..яний, мять – м..яти, от..езд – від..їзд, вьн – в..юн, солов..иный – солов…їний, мавп..ячий, об..ект – об..єкт.

 

Распределите затранскрибированные слова по двум столбикам (рус.яз., укр.яз.) в буквенном виде. Сформулируйте основной отличительный фонетический закон двух языков.

[д’ен’], [ден’], [т’еб’а], [тебе], [с’ерб], [серб], [з’мл’а], [земл’а], [т’емно], [темно], [н’ебо], [небо], [пал’ец], [палец’], [п’ит’], [пити], [т’ихо], [тихо], [л’ипа], [липа], [с’ила], [сила], [н’итка], [нитка].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.