Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по решению учебных задач




Важнейшей функцией учебных задач является активизация познавательной деятельности учащихся. Любая учебная задача обладает той или иной степенью информационной неопределенности, и процесс решения учебной задачи предполагает оперирование уже имеющимися знаниями, а также вызывает необходимость поиска новых знаний (новой информации), поэтому справедливо предположить, что любая учебная задача способствует в той или иной степени активизации познавательной деятельности учащихся.

Однако большее внимание при решении задач следует уделять так называемым творческим учебным задачам. Творческая учебная задача в большей или меньшей мере включает в процесс своего решения преобразование ее структурных компонентов [условие задачи (дано) и характер требования (вопрос)]. Отличие творческой задачи от нетворческой определяется характером преобразования ее основных структурных компонентов: в какой мере этот процесс является формализованным, предопределенным готовыми правилами (алгоритм решения), или, наоборот, требующим самостоятельных, опосредованных, поисковых форм деятельности (отсутствие алгоритма).

Все учебные юридические задачи, предусматривающие переформулировку условий, а также задачи с информационной неполнотой содержания, задачи, по характеру требования предлагающие изменить условие (например, «изменится ли решение, если…»), задачи сугубо практической направленности («составьте мотивированное заключение», «дайте консультацию», «подготовьте проект договора» и т.п.) являются по своей сути творческими и не предполагают определенного алгоритма.

Конструирование задачи, исходя из проблемной ситуации, является важным элементом в построении такого типа задач, как творческие. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, (способность варьировать способы решения), критичность, (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия.

Под системой задач, формирующих теоретическое мышление у учащихся, следует понимать такое множество связанных между собой задач, в процессе решения которых у обучающихся развивается рефлексия, внутренний план действия и теоретический анализ как необходимые компоненты теоретического мышления.

Приемлемыми для учебных целей будут такие классификации учебных задач, в основе которых лежат следующие признаки:

- характер требования задачи;

- содержание задачи;

- способ решения;

- целевое назначение.

По первому основанию, характер требования задачи, применяя существующие классификации можно выделить три группы (типа) задач:

- задачи на оценку или квалификацию (действий, правоотношения, правонарушения) – на распознавание, нахождение искомого;

- задачи на решение проблемной ситуации – на объяснение и доказательство (решить дело, объяснить законность и обоснованность предложенного решения и т.п.);

- задачи на моделирование ситуации – на конструирование, преобразование (составить проект юридического документа, нормативно-правового акта; заключение эксперта, исковое заявление; дать консультацию).

Соответственно такие задачи отличаются по степени сложности, что следует учитывать при освоении курса.

Требование задачи может носить смешанный характер. Например, необходимо определить характер правонарушения и решить дело по существу. В этом случае студенту требуется не просто распознать, применяя уже полученные знания, и опираясь на соответствующий правовой материал, вид и существо правонарушения, дать ему правовую оценку (квалифицировать), но и попытаться решить проблемную ситуацию, объясняя и доказывая с опорой опять-таки на нормативно-правовой материал, свое решение.

Смешанный характер требования задачи допустим в том случае, если преподавателем преследуются вполне определенные цели, как правило, обучающего характера. К тому же смешанный характер требования усложняет задачу, что само по себе с дидактической точки зрения может быть необходимо.

Отдельно стоит остановиться на характеристике задач, содержащих требования процессуального характера в курсе изучения экологического права. Чтобы решать задачи с подобными требованиями, студенты должны изучать не только курсы учебных дисциплин материального права: «Уголовное право», «Гражданское право», но и курсы учебных дисциплин процессуального права: «Уголовное процессуальное право», «Гражданское процессуальное право». Причем эти курсы в учебных планах должны идти хотя бы параллельно, а для освоения таких комплексных учебных дисциплин, как «Экологическое право», должны быть изучены уже все основные дисциплины.

По второму основанию: содержанию задачи (включению в нее определенных условий) задачи также могут отличаться степенью сложности. Содержание задачи может быть с полным и неполным условием. Если в содержании отсутствуют какие-то компоненты, то студент должен самостоятельно привнести недостающие компоненты условия. Полнота-неполнота условия влияет на способ решения задачи.

По способу решения задачи можно подразделить на два основных типа: алгоритмизированные и неалгоритмизированные. Алгоритм обозначает точное предписание о выполнении в определенном порядке действий и операций, приводящих к решению задач определенного класса. Характерными признаками алгоритма являются: разбиение процесса на отдельные шаги; элементарность, т.е. относительная простота выполнения каждого отдельного шага; заданность порядка шагов и указание на начало и окончание процесса. Наиболее распространенный алгоритм для решения учебных юридических задач предлагается во многих практикумах по юридическим дисциплинам и сводится к следующему:

Для устного решения задач:

- кратко изложить обстоятельства дела;

- пояснить, к чему сводится спор;

- дать юридическую оценку доводам сторон;

- обосновать с обязательными ссылками на конкретные правовые акты свое решение по делу.

Для следования таким предписаниям студентам предлагается: уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и обстоятельства дела, внимательно проанализировать доводы сторон, дать им оценку с точки зрения действующего законодательства.

В некоторых случаях, когда в требовании к задаче помимо практических вопросов («решите дело»), содержатся и теоретические, то следует сначала отвечать на теоретические вопросы, которые помогут сориентироваться в условии.

Однако некоторые задачи нерационально или нельзя решать алгоритмическим путем. В одних случаях для решения задачи вообще не имеется алгоритма, а в других случаях применение алгоритма лишь усложняет решение, предполагая перебор большого числа возможных вариантов. Сказанное относится также к творческим задачам, к задачам, построенным на неполноте условия, требующим преобразования содержания.

Вдумчивый и систематизированный подход с применением классификации позволит студентам правильно подойти к решению задач, а также будет способствовать развитию, как практических навыков решения проблемных ситуаций, так и творческому мышлению.

 

 


[1] Контрольная работа (задание) – КЗ; Курсовая работа – КР; Коллоквиум – К; Тесты – Т; Индивидуальные задание – ИЗ

[2] Экзамен – Э, Зачет – З




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.