Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет науки о связях с общественностью




История становления науки о связях с общественностью

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК НАУКА

 

Проблема статуса паблик рилейшнз как науки является одной из наиболее актуальных. Если паблик рилейшнз как специфический вид деятельности находит достаточное обоснование в теории PR,то вопрос о науке о PR пока остается спорным. В этой ситуации вполне понятным является только то, что если существует PR как деятельность, то должна существовать и наука, отражающая ее сущностные характеристики, закономерности, механизмы функционирования и т. п.

На основе анализа публикаций по затронутой проблеме можно сделать однозначный вывод о существовании науки о PR. Наиболее продвинутым исследованием в этой области является монография М. А. Шишкиной «Паблик рилейшнз в системе социального управления», которую мы уже упоминали ранее. Следуя за автором указанной монографии, данную науку можно назвать пиарологией.

Пиарологию, как и любую другую науку, можно характеризовать по следующим параметрам: история возникновения, предмет, задачи, методами иее место в системе других наук.

 

 

Становление пиарологии как относительно самостоятельной науки началось только в конце XX в., что объяснялось двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, во второй половине прошлого века резко возросла востребованность теоретических знаний в области паблик рилейшнз, что было обусловлено расширением PR-деятельности в сфере политики, бизнеса, культуры, образования и др., а также развитием системы подготовки PR-специалистов. Во-вторых, накопленные знания и идеи в области PR за многовековую историю человечества и особенно за период второй половины XIX – начала XX в., когда произошло становление PR как профессиональной деятельности, требовали своего обобщения и систематизации. Во второй половине XX в. теоретические проблемы PR анализировались в работах многих ученых. Среди них американцы Карл Ботан, Винсент Хазлтон, Скотт М. Катлип, Аллен X. Сентер, Глен М. Брум, Джеймс Грюнинг и др. Существенный вклад в становление пиарологии как науки внес британский ученый Сэм Блэк. Значительный вклад в развитие пи-арологии внесли отечественные исследователи в 90-х гг. прошлого столетия И. Алешина, Л. Варустин, А. Зверинцев, Г. Почепцов, Г. Тульчинский, М. Шишкина, И. Яковлев и др. Среди работ, посвященных теории паблик рилейшнз, следует особо выделить монографию М. А. Шишкиной «Паблик рилейшнз в социальном управлении» (1989), в которой автор ставит и решает проблему обоснования пиарологии как науки.

 

 

Одной из самых сложных проблем в любой науке является определение ее предмета; в первую очередь это касается молодой науки. Сложность данной проблемы проявляется прежде всего в неоднозначном толковании объекта и предмета науки. В тех немногих работах, в которых напрямую анализируется вопрос о предмете пиаро-логии, имеют место существенные различия в подходе к решению данной проблемы. В частности, Л. Варустин предмет науки о PR определяет как «связи, которые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отношений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществляются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения» [7, 4]. Не вдаваясь в детальный анализ приведенной дефиниции, отметим лишь то, что в ней отсутствует конкретность в определении границ исследования пиарологии как науки.

М. Шишкина, решая проблему объекта и предмета пиарологии, пишет: «Объектом науки о связях с общественностью как социальной науки является социальная реальность. Но поскольку пиароло-гия – это информационно-коммуникационное знание, ее объектом выступает социальная коммуникация» [33, 34]. Предмет пиарологии она определяет следующим образом: это «паблик рилейшнз, понимаемый как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами» [33, 35]. Несомненно, рассуждения М. Шишкиной по вопросу об объекте и предмете пиарологии представляют существенную методологическую ценность и дают возможность для более глубокого научного проникновения в эту сложную теоретическую проблему.

Опираясь на признанную методологию в определении объекта и предмета науки в современной научной мысли и исходя из тех принципиальных положений о сущности паблик рилейшнз, которые раскрыты выше, попытаемся дать свое понимание объекта и предмета пиарологии. Определяя методологию подхода к решению обозначенной проблемы, авторы учебника по социологии Г. В. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. пишут: «Объект науки – это данная реальность, представляющая тот или иной аспект объективного мира. Предмет науки – это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предмет любой науки – это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой другой» [28, 59].

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.