Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы научной рациональности




Новации в науке

На вопрос, как совершаются открытия принципиально нового в науке, дает ответ отечественный философ М. А. Розов, предлагая несколько концепций.

Концепция «пришельцев». Смысл этой концепции прост: в какую-то науку приходит ученый из другой научной области. Не связанный традициями новой для себя науки, «пришелец» начинает решать ее задачи и проблемы с помощью методов своей «родной» науки. В итоге, он работает в традиции, но примененной к новой области. Как правило, успех сопутствовал тем ученым, которые совершали «монтаж» методов той науки, в которую «пришелец» внедрился, и той, из которой он пришел. На примере Пастера М. Розов показал, что успех ученого был обусловлен комбинированием традиций химии и биологии.

Концепция побочных результатов исследования. Работая в традиции, ученый иногда случайно получает какие-то побочные результаты и эффекты, которые им не планировались. Так произошло, например, в опытах Л. Гальвани на лягушках. Заметить не планируемые, а потому непреднамеренные побочные эффекты ученый может только в силу их необычности для той традиции, в. которой он работает. «Необычность» требует объяснения, что предполагает выход за узкие рамки одной традиции в пространство совокупности сложившихся в данную эпоху научных традиций.

Концепция «движения с пересадками». Побочные результаты, непреднамеренно полученные в рамках одной из традиций, будучи для нее «бесполезными», могут оказаться очень важными для другой традиции. М. Розов так характеризует эту концепцию: «Развитие исследования начинает напоминать движение с пересадкой: с одних традиции, которые двигали нас вперед, мы как бы пересаживаемся на другие». Именно так открыл закон взаимодействия электрических зарядов Кулон. Работая в традиции таких наук, как сопротивление материалов и теория упругости, он придумал чувствительные крутильные весы для измерения малых сил. Но закон Кулона мог появиться только тогда, когда этот прибор был использован в традиции учения об электричестве. Открытие Кулона — результат перехода ученого из одной исследовательской традиции в другую.

Рассмотренные примеры получения нового научного знания свидетельствуют о важнейшей роли научных традиций. Можно сказать, чтобы сделать открытие, надо хорошо работать в традиции. Новаций не бывает вне традиций.

 

Общая характеристика классической рациональности

Образцом классической науки является механика Ньютона. Философской основой классической картины мира является механистическая картина мира с опорой на деизм (17в.) и на материализм (18 в.). Мир рассматривается как сложная, но строго упорядоченная система движений, в которой последующее состояние может однозначно быть вычислено. Утверждается монотеоретизм: один объект – одна теория. Случайность отражает лишь неполноту наших знаний о мире. Предполагается, что научная истина отражает объективную реальность в чистом виде, без каких-либо искажений. Считается, что субъект познания никак не влияет на научную истину.

 

Характеристика неклассической рациональности

  • Релятивизм пространства, времени и массы.
  • Вероятностный детерминизм.
  • Наука изучает массовые объекты, исследуемые с применением статистических методов.
  • Системность, структурность объекта исследования.
  • Эволюционизм.

Общая характеристика постнеклассической науки

Несколько лидеров в науке: генетика, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Предметом науки являются сверхсложные системы. Эти системы включают человека как существенный элемент. Тип системы – человеко-объектные системы.

 

  • Системность.
  • Структурность.
  • Органицизм.
  • Многовариантный, нелинейный, синергетический эволюционизм.

 

 

Социальные основания постнеклассической науки.

· Процесс глобализации.

· Кибернетическая революция.

· Проблема выживания как актуальная проблема современности.

 

Сущность постнеклассической науки в том, что целью познания провозглашается не знания бытия, а знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. Новая рациональность строится на сгустке ценностно-целевых воплощений, воспринимаемых через призму поиска наиболее оптимальных путей выживания.

 

 

Лекция 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.