Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История вопроса. Процесс институализации науки начался с момента возникновения науки, еще в Античности




Процесс институализации науки начался с момента возникновения науки, еще в Античности. Например, несколько столетий существовал пифагорейский союз, почти тысячу лет просуществовала Академия Платона и Ликей Аристотеля. В эпоху эллинизма в Александрии создается научный центр Мусейон, где ученые находились на содержании государства. В это время была создана крупнейшая в мире библиотека, где хранилось порядка 700 тысяч свитков.

В эпоху средневековья в распоряжении арабских ученых были библиотеки и обсерватории, алхимические лаборатории.

На рубеже 11-12 веков развиваются университеты. С 17 века процесс институализации науки переходит на качественно новый уровень. До сих пор научное знание развивалось в тесной связи с философией и религией, начиная с 17 века, происходит выделение науки в качестве самостоятельного социального организма. Возникают научные общества, научные академии, начинается издание научных журналов. На рубеже 10-20 веков создаются крупные научные институты и лаборатории, во второй половине 20 века – наукограды.

Начиная с 17 века, объем научной деятельности (количество открытий и изобретений) удваивался примерно каждые 15 лет. В 20 веке, по данным ЮНЕСКО, ежегодное увеличение числа научных сотрудников составляло 7%. В настоящее время наука включает в себя 15 тысяч научных дисциплин, более 100 тыс. журналов и несколько миллионов научных работников, которые составляют 6-8% от всей численность наемных работников. При этом 40% научных исследований ведется под грифом «секретно» по заказам военных ведомств и крупных промышленных компаний.

3.Социальный институт науки как научное производство

Особенно характерно такое представление о социальном институте науки для ростовских философов. Так, М.М. Карпов, М.К. Петров, А.В. Потемкин исходят из того, что «выяснение внутренней структуры науки как социального института, вычленение тех кирпичей, из которых сложен храм науки, изучение законов связи и существования ее структурных элементов становится сейчас злобой дня». В качество «кирпичей» рассматриваются важнейшие стороны научного производства, начиная от обсуждения проблемы происхождения науки и кончая особенностями современных требований к системе подготовки научных кадров.

И.М. Орешников склонен отождествлять понятие «социальный институт» с понятием «научное производство». По его мнению, «общественные науки - это социальный институт, назначением которого является познание законов и явлений социальной действительности (производство социально-экономических и политических знаний), распространение этих знаний среди членов общества, ведение борьбы с буржуазной идеологией и любыми ее проявлениями, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, необходимых для развития самой науки и для потребностей социальной жизни». Однако здесь речь идет, по сути дела об институциональном изучении научного производства, а не о социальном институте науки. Весьма близкую позицию занимает А.В. Ужогов, для которого социальный институт - это научное производство («производство идей»).

У всех названных исследователей термин «социальный институт» не носит специализированного характера, а напротив, подменяет одновременно несколько категорий исторического материализма и абстракций системного метода. В этом основной недостаток употребления термина «социальный институт» как синонима научного производства.

В науке действует специфическая система наград и поощрений.

Самой высокой и престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике с 1969 г. является Нобелевская премия. До 2000 г. было присуждено около 450 премий. Российские и советские ученые удостаивались этой награды 12 раз.

Важнейшим показателем развития науки являются защиты диссертаций. С момента утверждения в 1934 г. ВАК число дипломов о присуждении ученых степеней в СССР и РФ составляет свыше 1,5 млн. единиц. За весь 19 и начало 20 века в России было защищено 8 тысяч магистерских и докторских диссертаций.

Средний возраст ученых в России сегодня 36 лет для кандидатов наук и 49 лет для докторов наук.

В целом, в настоящее время наука как социальный институт представляет собой взаимодействующие друг с другом научные сообщества, организации и учреждения, начиная от небольших творческих коллективов кафедр и лабораторий и заканчивая огромными научно-исследовательскими институтами и наукоградами. Наука превратилась не только в производительную силу, став частью материально-производственной сферы общественной жизни, но и в самостоятельную сферу социально-политической жизни.

Наука как социальный институт – это сложная система социальных, технических и информационных связей. Наука – это сфера бизнеса, мощная техническая, социальная, политическая и культурная сила, активно преобразующая современное общество.

В связи с этим деятельность ученых в идеале определяют следующие ценности:

поиск истины как основная цель,

преданность и бескорыстное служение науке,

коллективизм,

честность,

критика как обязательный элемент научной деятельности,

антидогматичность,

открытость новым идеям,

забота о будущем мира, устремленность в будущее,

воспитание и подготовка молодых ученых,

универсализм: результаты научной деятельности – достояние всего человечества.

 

4. Социальный институт науки как система учреждений

Наиболее продуктивным представляется именно такое понимание социального института. В этом значении данный термин употребляет В.А. Конев. Так понятие социального института (через понятие социального управления) включается в систему категорий исторического материализма. К аналогичному выводу приходит, по-видимому, и В.Ж. Келле. Говоря о «социальном институте», «системе организации науки», он называет их учреждениями.

Социальный институт - это функционально единая система учреждений, организующая ту или иную систему отношений социального управления, контроля и надзора. Социальный институт науки - это система учреждений, организующая и обслуживающая производство и трансляцию научного знания, а также воспроизводство научных кадров и обмен деятельностью между наукой и другими отраслями общественного производства. Социальный институт науки в этом случае является социальной формой существования отношений управления в научном производстве.

В процессе производства научных знаний, их трансляции и многообразного практического использования участники научного производства вступают в отношения совместной деятельности, нуждающиеся в организующем начале.

Научное учреждение, как и всякое другое учреждение, характеризуется прежде всего наличием постоянного и оплачиваемого штата (не путать с ассоциацией, группой, коллективом) со свойственным ему разделением функций и служебной иерархией, а также определенным правовым статусом. (Большой знаток этого дела, Остап Бендер, создавая свою контору «Рога и копыта», учел, между прочим, в первую очередь именно эти обстоятельства - создав штат и повесив вывеску, он организовал тем самым учреждение.)

По мере профессионализации научной деятельности организационные формы науки приобретают экономическое и идеологическое содержание, превращаются в разветвленную систему учреждений, которую мы и называем социальным институтом науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.