Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институализации социальной оценки техники




 

Итак, социальная оценка техники представляет собой не классическую научную дисциплину, а проблемно-ориентированное и комплексное исследование. Именно на этих основаниях и строится ее институализация в виде особых организационных единиц (прежде всего — в странах европейского сообщества). Как правило, в ее основе лежит модель политического консультирования; имеются ее различные организационные формы, требующие для своей реализации и воплощения длительного времени. Например, создание Бюро оценки техники при Германском Бундестаге началось в 1973 году, а получило свое завершение лишь в 1990 году.

Можно выделить следующие варианты институализации социальной оценки техники:

  • в качестве парламентского подразделения по образцу Office of Technology Assessment (OTA) Конгресса США (впрочем, в этом случае существует несколько различных моделей);
  • в виде специального стратегического отдела одного из министерств с целью консультативного обеспечения органов исполнительной власти;
  • в форме проблемно-ориентированного исследовательского структурного подразделения независимо работающего научного института;
  • по модели, соединяющей несколько вариантов, работающих проблемно-ориентированно и междисциплинарно, причем все эти варианты могут функционировать на региональном, национальном и международном уровнях.

Первый офис по оценке техники (OTA) был основан при Конгрессе США в 1972 году с целью его консультирования по вопросам принятия решений в сфере научно-технической политики. Он просуществовал до 1995 года и имел к моменту своего закрытия 200 сотрудников и из них — около 130 ученых, причем равным образом из сферы естественных, технических, социально-гуманитарных и экономических наук. Годовой бюджет к этому времени составлял почти 22 миллиона американских долларов. Появление такого бюро в США было связано с необходимостью установления баланса информированности между исполнительной и законодательной ветвями власти, нарушенного из-за давления промышленного лобби. Еще одной важной причиной стали требования оценки влияния новой техники и технологии на окружающую среду со стороны экологического движения.

В Западной Европе социальная оценка техники строилась на основе американской модели ориентируясь, с одной стороны, на потребности национальных правительств, а с другой — на требования Европейской комиссии, однако в разных европейских странах была организована различным образом [13]. Эти различия касаются разной степени свободы, например, при выборе тематики для своих исследований, а также по уровню научности, по значимости участия в этой работе общественности; имеются значительные отличия и в величине оснащенности, а также в возможности влиять на принимаемые решения.

В 1990 году все такого рода парламентские бюро объединились в европейскую парламентскую сеть по оценке техники — European Parliamentary Technology Assessment Network — EPTA (eptanetwork.org). В нее вошли в первую очередь бюро и институты по оценке техники Германии, Дании (tekno.dk), Франции (senat.fr/opecst) и STOA (Scientific and Technological Options Assessment — координирующая организация при Европейском Парламенте), а затем Финляндии, Фландрии (Бельгии), Греции, Италии, Норвегии и Швейцарии.

Работой EPTA руководит Совет, состоящий из директоров соответствующих институтов стран-участниц. Финансирование осуществляется на конкурсной основе как Европейской комиссией, так и через национальные исследовательские программы и организации. В 1994 году в Севилье был основан совместный институт перспективных исследований — Institute for Prospective Technological Studies (IPTS) как часть исследовательской организации (JRC) при Европейской комиссии. Он должен проводить проспективный анализ (например, мониторинг новых технологий, раннее распознавание социальных и политических проблем, с ними связанных) технологического развития для поддержки принятия решений в рамках Европейского Союза. Многие рамочные исследовательские программы ЕС включают в себя релевантные социальной оценке техники темы (например, программы EHS — environment–health–safety и ELSI — ethical, legal and social implications).

В Германии на уровне Федерального Министерства образования и научных исследований (BMBF) создано специальное подразделение стратегического планирования, а также разработана концепция анализа инноваций и техники. При Германском Бундестаге в 1990 году было создано упомянутое выше Бюро по оценке техники (TAB) с целью информационной поддержки принятия парламентских решений в области научно-технической политики. Бюро подчиняется Комитету по образованию, научному исследованию и оценке техники Германского Бундестага, который определяет круг его деятельности и проектов. Теоретическую поддержку бюро получает от созданного в Центре ядерных исследований Карлсруэ (в 2009 году он слился с Университетом Карлсруэ в Институт технологий Карлсруэ) Института оценки техники и системного анализа, выпускающего также журнал «Оценка техники — теория и практика».

Решение о создании такого института в рамках одного из крупных исследовательских центров, принадлежащих Сообществу Гельмгольца, не случайно (см.: hgf.de). Вполне логично было иметь подразделение по социальной оценке научно-технической политики именно там, где были выдвинуты приоритетные сложные научно-технические проекты в области ядерной энергетики и таких ключевых технологий, как энергетическая, экологическая и космическая, основанные на системотехническом и системно-аналитическом, междисциплинарном способе мышления, важном для социальной оценки техники [15]. В настоящее время социальная оценка техники развивается в рамках программы «Технология, инновации и общество».

Кроме того, отдельные подразделения в этой области созданы, например, в Европейской академии в 1996 году совместно Германским аэрокосмическим центром (DLR) и Землей Рейнланд-Пфальц при финансовой поддержке Федерального Министерства образования и научных исследований (europaeische-akademie-aw.de), а также в Институте инновационных исследований и системотехники Общества Фраунхофера (ISI) в Карлсруэ (isi.fhg.de). Технологический центр Союза германских инженеров (VDIBTZ) в Дюссельдорфе концентрируется в основном на вопросах социальной оценки физических технологий.

Сегодня можно назвать целый ряд такого рода центров в германских университетах: в университете Билефельда (Институт научного и технического исследования — IWT), в Бранденбургском университете Коттбуса, в Техническом университете Дармштадта, Дрезденском техническом университете (Центр техники и общества). Однако кафедры по социальной оценке техники существуют сегодня пока лишь в немногих университетах. Зато в 2004 году в Германии была создана сетевая структура по оценке техники (NTA), имеющая в своем составе также членов из Австрии и Швейцарии (netzwerk-ta.net). Консолидируя теоретиков и практиков, исследователей и консультантов из различных научных дисциплин, она объединяет около 300 индивидуальных и 40 институциональных членов и проводит разнообразные рабочие совещания и конференции.

Социальная, или, лучше сказать, междисциплинарная оценка техники, а точнее — научно-технического развития, не является классической научной дисциплиной. Это феномен нашего времени, возникший в связи с пониманием значимости общественного влияния на процессы принятия решений в сфере научно-технического развития.

Вместе с тем, хотя социальная оценка техники не может быть причислена к научным дисциплинам классического типа, а является неклассическим меж- и трансдисциплинарным исследованием, это не исключает для нее возможности сформировать особую дисциплинарную организацию и стать комплексной научно-технической дисциплиной, подобной системотехнике или системному анализу. Для этого необходимо организовать специальное профессиональное образование в этой области, которое должно быть не только междисциплинарным, но и интернациональным. Чтобы частично решить эту задачу, Институт оценки техники и системного анализа Карлсруэ образовал на базе МГУ имени М. В. Ломоносова совместный Международный центр междисциплинарных исследований научно-технического развития и инновационной политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.