Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы исполнительной власти




1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

2. Понятие, правовое положение и правосубъектность органов исполнительной власти

3. Виды органов исполнительной власти

4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти

5. Правительство, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

6.Террит. органы федеральных органов и органы исполнительной власти субъектов РФ

 

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Статус Президента РФ определен КРФ. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее, его также можно отнести к особым субъектам исполнительной власти. Он обладает широкими полномочиями, как в формировании организационной системы, так и в содержании ее функционирования.

Президент РФ формирует Правительство РФ. Предусмотренное КРФ согласование Президентом с ГД назначения Председателя Правительства имеет формально процедурный характер. Ему принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства РФ; определять внешнюю и внутреннюю политику. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ; он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства; указы Президента относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства; он руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Он распределяет функции между исполнительными органами. Президент является Верховным Главнокомандующим ВС и Председателем Совета Безопасности. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъекта РФ.

ФЗ от 29.07.2000 "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" расширены возможности Президента. В случаях, указанных в данном Законе, Президент вправе вынести высшему должностному лицу субъекта предупреждение, отрешить или отстранить его от должности.

Он имеет своих представителей в Совете Федерации и ГД, полномочия которых определены Указом Президента РФ от 22.06.2004 №792. Им установлено, что полномочный представитель координирует деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента и представителей Правительства в Совете Федерации и ГД. Их функции и полномочия ус­тановлены с учетом особенностей компетенции палат. Например, представитель в Совете Федерации представляет позицию Президента РФ по рассматриваемым ФКЗ и ФЗ; представитель в ГД представляет законопроекты, внесенные Президентом. Полномочные представители участвуют в заседаниях соответствующих палат без специального разрешения Президента.

Важная роль принадлежит Администрации Президента. Она формируется Президентом. В соответствии с Положением об Администрации Президента, утвержденным Указом Президента от 6.04.2004, Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением его решений.

Существует институт Полномочного представителя Президента в федеральном округе, который действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента от 13.05.2000. Он призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. К его основным задачам относятся: организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента; представление Президенту докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округе.

 

2. Понятие, правовое положение и правосубъектность органов исполнительной власти

Государственный орган – это орган, сформированный в порядке, установленном законом и предназначенный для осуществления функции государственного аппарата, обладающий юридически властными полномочиями, наделенный определенной компетенцией, выступающий от имени государства, имеющий территориальный масштаб деятельности и состоящий из структурных подразделений.

Орган исполнительной власти – это учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера, а также является обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации и не является ее структурным подразделением. Одним из признаков, позволяющих отличить органы исполнительной власти, является то, что в их наименовании имеются слова "РФ", "России", "Российское";

б) функционально. Его главное назначение - исполнение законов и других НПА, состоящее в организующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах в соответствии с установленными для него функциями и компетенцией;

в) юридически. Данный орган имеет самостоятельный административно-правовой статус, характерный для органов исполнительной власти и ее конкретных видов. Его статус не является производным от какого-либо иного органа.

Самостоятельность органа исполнительной власти отчетливо проявляется в наличии у него юридически властных полномочий. Их особенность заключается в том, что: во-первых, они имеют целевой характер; во-вторых, в качестве своих элементов включают: право принимать управленческие решения в форме общеобязательных НПА; право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием различных НПА, форм и методов; право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение его решений.

По своему функциональному назначению и содержанию деятельности органы исполнительной власти относятся к исполнительным государственным органам, но не всякий государственный исполнительный орган признается органом исполнительной власти: перечень федеральных органов исполнительной власти устанавливается лишь указами Президента. Примером этого может служить ФЗ от 27.05.2003 "О системе государственной службы РФ", в котором различаются: федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ.

Органы исполнительной власти отличаются: 1) по своему функциональному назначению от органов других ветвей государственной власти; 2) по своей природе — от органов исполнительной власти местного самоуправления тем, что последние не являются государственными образованиями и не входят в систему государственных органов, а от государственных предприятий по содержанию основной деятель­ности, которые не являются государственными органами, в частности, субъектами государственного управления.

 

Законодательный орган обладает правами, позволяющими ему существенно влиять на формирование и функционирование исполнительных органов субъектов РФ. В частности, их система устанавливается законом субъекта, также он непосредственно участвует в формировании высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Он наделяет гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа гос. власти субъекта); в установленных случаях и порядке может досрочно прекратить его полномочия.

Определенными полномочиями в отношении исполнительной власти располагает и судебная власть. В соответствии с подведомственностью дел суды разрешают многие дела, возникающие из публичных правоотношений. Законом предусмотрены широкие ос­нования для отмены (признания недействительными) актов органов исполнительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с законодательными и судебными является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц на заседаниях и т. д.).

Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов ГД в порядке, определенном регламентами палат. В случае невозможности присутствия на заседании ФС член Правительства заблаговременно уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы. Члены Правительства, которым комитетами и комиссиями палат ФС направлены письменные обращения по вопросам их ведения, сообщают соответствующие сведения им.

Правительство РФ для представления своей позиций в Судах назначает полномочного представителя. Он действует от имени Правительства без доверенности.

 

Основой административно-правового положения органа исполнительной власти является его административная правосубъектность, состоящая из административной право и дееспособности и компетенции данного органа.

Административная правоспособность – это допускаемая нормами административного права его возможность иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти. Содержание административной правоспособности составляют права и обязанности органа исполнительной власти, которые он может иметь в соответствии с законом или иным НПА, установившим его правовое положение.

Различают общую административную правоспособность этих органов, означающую их юридическую возможность участвовать в осуществлении государственно-управленческой деятельности, и правоспособность конкретных видов или отдельных органов исполнительной власти, обусловленную их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями, связанными с такой деятельностью.

Компетенция – это система полномочий органа исполнительной власти, включающая конкретные права и обязанности, предоставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций в сфере исполнительной власти. Содержание компетенции составляет полномочия, позволяющие органу исполнитель­ной власти принимать правовые акты и совершать иные юридически властные действия, в том числе применять в установленных случаях административное принуждение.

Органы исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность лишь в пределах предоставленной им правоспособности, которая является специальной и её объем для разных органов неодинаков. Административной правоспособностью ограничиваются пределы его административного усмотрения.

Административная дееспособность – это способность органа самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права, принимать на себя и исполнять обязанности административно-правового характера в процессе его участия в государственно-управленческой деятельности. От имени органа исполнительной власти его административная правосубъектность реализуется непосредственно, самими коллегиальными органами, уполномоченными должностными лицами.

Административная правосубъектность возникает и прекращается одновременно в момент издания НПА о создании и ликвидации данного органа. Однако она может формироваться и изменяться в необходимых пределах и в последующее время.

 

Правовое положение органов исполнительной власти характеризуется единством их системы, которое ограничено пределами предметов ведения и полномочий РФ и предметами и полномочиями ее совместного ведения с субъектами РФ. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правоспособностью. Права органов исполнительной власти гарантируются КРФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими НПА, устанавливающими их статус. Их организационными гарантами являются президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов.

 

3. Виды органов исполнительной власти

Данные органы можно классифицировать по различным основаниям:

1. В соответствии с федеративным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области, города фед. значения, автономной области и автономного округа).

2. По правовым основаниям создания органы исполнительной власти делятся на органы, образование которых предусмотрено КРФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами и подзаконными актами. Правовое основание может быть выражено общей нормой о создании определенных органов или правовым актом об образовании конкретного органа.

3. По способу формирования различают органы, формируемые путем издания НПА и путем сочетания издания акта с элементами выборности определенных должностных лиц органа.

4. В зависимости от положения в иерархической системе выделяются высшие и иные органы исполнительной власти. Высшим органом системы федеральных органов исполнительной власти является Правительство, а субъекта РФ - его орган исполнительной власти общей компетенции, независимо от его организационно-правовой формы (правительство, администрация).

5. По организационно-правовым формам различаются: правительства; советы министров; кабинеты министров; министерства; государственные комитеты; комитеты; службы; главные управления; инспекции; агентства; департаменты; администрации; мэрии; отделы и комиссии.

Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел, часто это закреплено в НПА, устанавливающих их правовой статус.

По общему правилу, правительства, советы министров, министерства образуются на уровне РФ и республик, но сейчас они есть и в других субъектах РФ (Москве, Московской области, Санкт-Петербурге). Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях.

По Указу Президента от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" формами федеральных органов исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Администрация - орган исполнительной власти в ряде краев, областей, автономной области и автономных округах. Её органами являются департаменты, главные управления и отделы. Перечни и формы органов администраций определяются субъектами самостоятельно.

6. По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой (ведомственной), межотраслевой (межведомственной) и внутриведомственной компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства (совет министров, кабинет министров) и администрации субъектов РФ.

Органы отраслевой (ведомственной) компетенции, выполняют функции отраслевого профиля (Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство связи).

Органы межотраслевой (межведомственной) компетенции:

а) федеральные министерства, имеющие подведомственные им федеральные службы и агентства, деятельность которых они координируют и контролируют (Министерство транспорта);

б) органы, выполняющие специализированные функции, общие для всех или большинства отраслей и сфер управления (Федеральная служба государственной статистики);

в) органы, ведающие специализированным видом деятельности, имеющей значение для обеспечения общественной безопасности и обороны страны (Федеральная служба по оборонному заказу).

Органы внутриведомственной компетенции руководят в рамках ведомственных или межведомственных органов порученными участками работ (органы в федеральных округах).

7. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. Создание коллегиальных органов предусматривается различными правовыми актами. В соответствии с ФКЗ "О Правительстве РФ" оно создается в качестве коллегиального органа. Указом Президента 09.03.2004 специально подчеркнута возможность создания федеральных служб и федеральных агентств в статусе коллегиального органа. Признаки коллегиального органа:

а) объединение группы лиц, основанное на членстве;

б) обладает самостоятельной компетенцией, являющейся не производной от ком­петенции какого-либо другого органа;

в) состоит из членов с правом решающего голоса по всем вопросам, решаемым на его заседании;

г) принимает решения, которым принадлежит приоритет по отношению к решениям, принимаемым руководителем органа;

д) принимает решения на заседаниях, а не опросным способом, большинством голосов общего состава.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции.

 

4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти – это основанная на разграничении предметов ведения и компетенции совокупность их взаимосвязанных видов и относящихся к ним конкретных органов, выполняющих возложенные на них задачи и функции управленческого характера. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти в РФ строится на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации и законности, которые вытекают из КРФ.

1. Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ, но вместе с тем федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов представляют собой относительно самостоятельные системы.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что:

во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе НПА, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами;

во-вторых, КРФ регламентирует соотношение НПА органов государственной власти РФ и ее субъектов. НПА федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов РФ; законные акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;

в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ становятся административные договоры и соглашения. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит КРФ и ФЗ. Передача оформляется в соответствии с ФЗ от 24.06.1999 "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ". В нем определены стороны, предмет, срок действия, ответственность за нарушение, процедура подготовки, подписания, введения в действие соглашения.

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредоточиваться в руках федеральных органов и органов субъектов РФ в пределах, определенных законодательством.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует разделение предметов ведения и полномочий по вертикали.

3. Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать КРФ и законы. В частности, законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ. В случае противоречия между ФЗ и иным актом действует ФЗ, а в случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами РФ, действует НПА субъекта.

Система органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий. К ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности и формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведений РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации систему органов гос. власти. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, установленных ФЗ.

По Указу Президента от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Систему федеральных органов исполнительной власти образуют:

а) Правительство РФ;

б) федеральные министерства;

в) федеральные службы;

г) федеральные агентства.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ определена ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ":

а) высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

б) иные органы исполнительной власти субъекта РФ, формы которых определяются самими субъектами РФ.

 

5. Правительство, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Правительство является высшим исполнительным органом РФ.

В соответствии с ФКЗ от 17.12.1997 "О Правительстве РФ" Правительство организует исполнение КРФ, законов РФ, указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства принадлежит Президенту, который назначает Председателя Правительства (с согласия ГД), а также его заместителей и федеральных министров. Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с правом голоса.

Председатель Правительства возглавляет его; определяет в соответствии с законодательством основные направления деятельности Правительства и организует его работу; представляет Правительство в РФ и за ее пределами; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя Правительства РФ в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу мини­стерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство; осуществляют иные полномочия, предусмотренные ФКЗ, ФЗ, указами Президента и постановлениями Правительства.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства, например, о представлении ГД федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством законопроектов в ГД и др.

Полномочия Правительства отражены в ФКЗ о Правительстве и могут быть подразделены на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти. Правительство руководит работой данных органов, контролирует и координирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Оно может учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве и др.;

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

в) полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений. Они конкретизированы применительно к особенностям соответствующих сфер.

Ключевые полномочия Правительства: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики и единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ, на него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. На него возложено управление федеральной собственностью. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспечению обороны страны и государственной безопасности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики РФ.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Но предусматривается возможность и его досрочной отставки.

Случаи и порядок отставки: Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент; недоверие ему может быть выражено ГД. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

В обеспечении нормальных условий повседневного функционирования Правительства важная роль принадлежит его Аппарату. Согласно Положению об Аппарате Правительства, утвержденному постановлением Правительства от 01.06.2004 №260, это государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принимаемых им решений. Работает он под руководством Председателя Правительства, возглавляется руководителем в ранге федерального министра, назначаемым Президентом. Руководитель обладает правовым статусом члена Правительства.

Функции аппарата: он контролирует соблюдение требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов ФЗ, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров РФ и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве; подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение Правительства; организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства; осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума; обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания и организует участие представителей Правительства в деятельности его палат; обеспечивает представление интересов Правительства в судах.

Структура Аппарата: а) руководство в составе Руководителя Аппарата и его заместителей, б) подразделения Аппарата: департаменты, секретариаты Председателя Правительства, его заместителя и Руководителя Аппарата. В составе департаментов создаются отделы. В Аппарат входят: сотрудники, являющиеся федеральными госслужащими и работники, не являющиеся федеральными госслужащими.

 

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

По Указу Президента от 2004 г. №314 формами федеральных органов исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Правительства осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Правительства. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.

По общему правилу, федеральному министерству подведомственны определенные федеральные службы и (или) агентства.

Федеральный министр может обладать тремя группами полномочий:

а) члена Правительства РФ с правом решающего голоса;

б) единоначального руководителя возглавляемого министерства в сфере его деятельности;

в) по отношению к подведомственным федеральным службам и агентствам.

Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Госграницы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

· осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами гос. власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами установленных КРФ, ФКЗ, ФЗ и другими НПА общеобязательных правил поведения;

· выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления разрешений на осуществление определенных видов деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

· регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральную службу возглавляет директор или она может иметь статус коллегиального органа.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Под правоприменительными функциями понимаются издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями ОАО.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Федеральное агентство возглавляет директор и оно может иметь статус коллегиального органа.

Федеральные органы исполнительной власти в зависимости от их подведомственности Президенту или Правительству делятся на две основные группы. В свою очередь федеральные министерства, делятся на два вида: имеющие в своем ведении федеральные службы и агентства и не имеющие их. Президенту может быть подведомственна федеральная служба и федеральное агентство, а Правительству только федеральная служба.

Президент обладает следующими полномочиями в области подчинённых ему органов:

а) определяет их функции;

б) назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих органов и их заместителей;

в) определяет порядок их взаимодействия с другими органами;

Правительство:

а) своими постановлениями определяет их функции;

б) назначает на должность и освобождает от должности руководителей.

Правительство РФ, если иное не установлено федеральным законом, определяет порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

а) экономики. Это министерства: промышленности и энергетики, сельского хозяйства и др.; федеральные службы: по атомному надзору; по надзору в сфере транспорта и др.; федеральные агентства: по промышленности; по связи; по управлению федеральным имуществом;

б) социально-культурной деятельности. Министерства: образования и науки, здравоохранения и социального развития; федеральные службы: по труду и занятости; по надзору в сфере образования и науки и др.; федеральные агентства: по образованию; по здравоохранению и социальному развитию;

в) административно-политической деятельности. Министерства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.; федеральные службы: внешней разведки; охраны; безопасности.

 

6.Территор. органы федеральных органов и органы исполнительной власти субъектов РФ

Согласно ст. 78 КРФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать их руководителей. Они выступают субъектами государственно-властных полномочий, делегированных им федеральными органами исполнительной власти для выполнения их государственных задач и функций.

Территориальные органы подчиняются создавшим их федеральным органам и действуют под их непосредственным руководством. Они, не являясь федеральными органами исполнительной власти, представляют собой самостоятельные звенья системы этих органов; признаются самостоятельными субъектами не только административного, но и гражданского права. Масштаб деятельности территориальных органов может включать территорию одного или нескольких субъектов.

Территориальные органы могут создаваться для осуществления полномочий по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Конкретные виды территориальных органов действуют на основании положений о них, утверждаемых создавшими их органами. Положениями оформляются их задачи, функции и полномочия.

Территориальные органы не вправе издавать НПА.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.