Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции (1 час) 2 страница




Деятельность, связанная с международными конвенциями, позволяет Казахстану мобилизовать значительные финансовые ресурсы Глобального экологического фонда, получить техническую поддержку других крупных мировых доноров.

Участие в природоохранных конвенциях является также важным условием для привлечения иностранных инвестиций.

На сегодня Республикой Казахстан подписаны либо ратифицированы следующие конвенции:

Конвенция о всемирной метеорологической организации, Вашингтон (11.10.1947 г.) присоединился 18.12..1992г.;

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г., ратифицирована 20.02.1995г.;

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г., ратифицирована 23.10.2003г.;

Конвенция по биологическому разнообразию Рио-де-Жанейро, 1992 г., ратифицирована 19.081994г.;

Конвенция по борьбе против опустынивания и засухи 1994 г., ратифицирована 7 07. 1997г.;

Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1968г., ратифицирована 04.03.1994г.;

Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Нью-Йорк 14.06,92 ратифицировала 04.05.1995г.. однако практический механизм так называемый Киотский протокол республика не ратифицировала.;

Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия. 16.14.1972г, ратифицирована 29.06. 1994г.;

Конвенции об охране озонового слоя 03.1985г, присоединился 30.10.1997г.;

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989г., присоединился от 10.02.2003г. В соответствии с настоящей конвенции Правительство РК 23.12.2006г. утвердило Правила осуществления международных перевозок отходов;

Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1968г., присоединился 4. 03 1994г.;

Конвенция по безопасности организмов в море присоединился 4 марта 1994г.;

Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны находящимся под угрозой исчезновения 1973г., ратифицирована 6 04. 1999г.;

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, ратифицирована 23 10. 2000г.;

Конвенция об оценке воздействия на окружающею среду в трансграничном контексте, ратифицирована. 21.10. 2000г.;

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицирована 23. 10. 2000г., Вторая конференция сторон Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды, прошла в Алматы 25 - 27 мая 2005 года;

Рамочная Конвенция о защите морской среды Каспийского моря, ратифицирована 13 декабря 2005г.

Самостоятельную группу источников международной правовой охраны окружающей природной среды составляют соглашения.

Следует различать несколько из видов:

- двусторонние и многосторонние, межгосударственные и смешанные (с участием международных организаций), межправительственные и межведомственные, глобальные, региональные и субрегиональные;

- охватывающие все элементы природной среды в комплексе и касающиеся отдельных объектов;

- направленные полностью и непосредственно на охрану природы и лишь регулирующие отношения по охране природы в связи с какими-либо другими видами деятельности, с участием стран принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

Соглашения в области охраны окружающей среды Республикой Казахстан приняты со многими государствами Россией, США, Германией, Грузией, Турцией, Израилем, Узбекистаном, Кыргыстаном, Азербайджаном и др. В феврале 1992г. страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Соглашение между Правительствами Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования подписано 17.03.1998г. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек от 12 09.2001 г. утв. постановлением Правительства РК от 10.09.02 г.

Соглашение о Гранте Правительства Японии Республике Казахстан на подготовку проекта «Сохранение лесов и увеличение лесистости территории республики» от 29. 04 2003г., соглашение ратифицировано Республикой Казахстан Законом РК от 01.04. 2004г. № 539-II.

Среди источников международного экологического права выделяются также Протокола и международные обычаи.

Например: Протокол к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (Лондон, 19 ноября 1976 г.);

Монреальский Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 09.1987г., Закон РК «О присоединении Республики Казахстан к Монреальскому Протоколу от 30.10.1997г.;

Протокол по воде и здоровью 1998г.;

Протокол о стойких органических загрязняющих веществах 1998г.;

Протокол о дальнейшем сокращении выбросов серы 1994г.

При отсутствии международных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства. С учетом этого принципа принимались решения международных судов.

2. Понятие и классификация международных экологических организаций.

Понятие и классификация международных экологических организаций.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Это объясняется тем, что для международных отношений характерна большая роль взаимосвязей и взаимозависимостей суверенных государств. Международные организации используются в качестве инструмента разрешения глобальных и региональных проблем, с которыми сталкивается международное сообщество в области охраны окружающей среды.

Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам охраны окружающей среды проявился после, Второй мировой войны, который и нашел свое выражение в повышении активности содержания международных организаций.

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит ООН, ее специализированным учреждениям.

Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН

5 июня 1972г. в Стокгольме открылась конференция ООН по окружающей среде. Эта дата считается началом международного сотрудничества, она прошла под девизом «Земля только одна».

ХХVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН 1972г., этот день (5 июня) провозгласила Всемирным днем защиты окружающей среды.

Термин «международные организации» употребляется, как привило, применительно и к международным межправительственным природоохранным организациям. Однако их юридическая природа различна. В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов.

Для международных межправительственных природоохранных организаций характерны следующие признаки:

- членство государств;

- наличие учредительного международного договора;

- постоянные органы;

- уважение суверенитета государств-членов;

- добровольность членства;

- равноправия государств как внутри организации так и вне ее.

С учетом этих признаков можно сказать, что международно-правовая организация - это объединение государства, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств членов, при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

В настоящее время различными вопросами окружающей среды занимается значительное число международных организаций, и их количество постоянно растет за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. С точки зрения правового статуса эти организации можно разделить на межправительственные и неправительственные. С точки зрения компетенции - на международные организации общей компетенции и международные организации специальной компетенции.

Многообразие походов к пониманию задач и функций международной охраны окружающей среды порождает многообразие видов международных организаций, вовлеченных в природоохранную деятельность.

По предметному признаку их можно было бы классифицировать:

на занимающиеся проблемами природной среды в целом; на сосредоточившие внимание охране отдельных ее элементов (земли, минеральных ресурсов, водных объектов, атмосферного воздуха, космоса и т.д.);

или занимающиеся отдельными экологическими системами природных объектов (видов животных, растений, отдельных водоемов и т.п.).

По своей функциональной ориентации среди международных организаций можно различать научно-технические, социально-экономические, культурно – просветительные, научно-информационные, правотворческо-консультативные и т.п. В частности среди иных ЮНЕСКО, ЮНИДО, ОЭСР.

Однако в подавляющем большинстве случаев в сферу деятельности той или иной организации входят не одна, а несколько функции и задач.

Помимо предметной классификации традиционно международные организации классифицируются по двум признаком - правовому статусу и пространственной сфере полномочий.

По признаку пространственной сферы полномочий или субъективно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные.

Наблюдаются и такие явления, когда несколько предметно однородных организаций регионального характера объединяются в рамках какой-то глобальной организации, не утрачивая своей самостоятельной правосубъектности.

Например, Международный совет по праву окружающей среды входит в Европейский Совет по праву окружающей среды, действующая как самостоятельная региональная организация.

Материальной основой их существования и деятельности являются не только членские взносы, но и всякого роду субсидии, дотации. В целом, наследуя различные методы классификации международных организаций применительно к окружающей среде, следует признать, что ни один их способов систематизации, не в состоянии отразить всего многообразия действия этого важного международного правового инструмента. Чтобы уяснить действительную роль международных организаций в той или иной сфере охраны окружающей среды, необходимо знать не только их число, но и правовой статус, социально-политический характер, степень представительности, географическую зону действия, выполняемые функции. Только комплексное использование указанных классификационных критериев может дать объективную картину действия международных организаций в области окружающей среды, вскрыть имеющиеся пробелы, тенденции развития.

Организации общей компетенции.

Международные организации общей компетенцией занимаются вопросами окружающей среды наряду с основной, профилирующей деятельностью и в ее рамках. К ним могут относиться такие организации как ООН, специализированные органы ООН и МАГАТЭ. К ним некоторые авторы относят и так же большинство региональных межправительственных организаций, некоторые неправительственные организации (например, Международный Совет научных союзов. Тихоокеанская научная ассоциация).

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств.

Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарных областях. На основе Устава возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

В деятельности по охране окружающей среды участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды.

В контексте решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972г.) Генеральная Ассамблея ООН одобрила в декабре 1972 г. резолюцию № 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН — Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme — ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН.

Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

В структуре ЮНЕП имеется три основных подразделения:

• Совет управляющих,

• секретариат во главе с исполнительным директором,

• фонд окружающей среды.

Совет управляющих ЮНЕП состоит из представителей государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний срок. Он собирается ежегодно для обсуждения основных вопросов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Исполнительный директор ЮНЕП, возглавляющий его секретариат, также избирается Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. Он руководит всеми текущими делами, в частности, обеспечивает подготовку каждой очередной сессии Совета управляющих.

Фонд окружающей среды создан в 1973г., в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природоохранительным мероприятиям, которые осуществляются в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов стран и расходуется в соответствии с рекомендациями Совета управляющих ЮНЕП.

Если после Стокгольмской конференции ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности консолидируется сЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО) образована в 1945г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет по защиты морской среды. В настоящее время ИМО является одной из представительных международных организаций, в рамках которой разрабатываются и согласовываются основные принципы международной политики по защите морской среды.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Работу системы координирует ЮНЕП. Наряду с ВМО в ГСМОС входят ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинга состояния атмосферы; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; программы здоровья человека. Мирового океана, возобновляемых ресурсов суши.

Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими специальными экологическими проблемами.

Например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП. Его задача - изучение и распространение информации о токсичных химических веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействии на человека и окружающую среду.

В базе данных МРПТХВ содержится информация о более чем 600 химических веществах, распространенных во всем мире.

Это число продолжает расти.

Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО) призвано мобилизовывать и координировать помощь по оказанию различными государствами и организациями странам, которых постигло стихийное бедствие. Бюро собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.

Важную роль в выполнении многообразных функций ООН играет Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства-члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена в соответствие с Уставом ООН рядом весьма важных функций.

Общая компетенция Генеральной Ассамблеи излагается в ст. 10 Устава, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам-членам ООН.

Генеральной Ассамблеи ООН, принята резолюция 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г. и др. Также постоянно занимается вопросами экологии Экономический и Социальный Совет. ЭКОСОС состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом ООН. ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составлению докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, соблюдения прав человека и основных свобод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.