Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам




О П Р

О П Р

О П Р

О П Р

Время ужина   Вскакивает     Игнорируется из-за стола

 

Время ужина   Сидит за столом     Много внимания со стороны родственников

 

Таким образом, обе вышеуказанные стратегии являются как бы половинками одной большей стратегии. Вспомним Роберту. Когда ее братья и сестры уходят в школу, она колотит кулачка­ми, виснет на занавесках и плачет. Хотя Роберта поначалу дей­ствительно расстраивалась, мы видели, что ее мама способство­вала такому поведению своим вниманием и игрушками. В итоге оно стало привычным шаблоном.

Как вы помните, мы предложили маме перестать замечать Роберту, когда та сердится. Но теперь вы знаете, что эта стра­тегия должна сопровождаться поощрением поведения, несовместимого с гневом. Мама должна быть наготове, чтобы про­явить внимание и дать Роберте игрушку, как только та пере­станет плакать и висеть на занавесках, и только тогда начать играть или беседовать с ней. Таким образом, эффективный план решения проблем поведения всегда можно отобразить двумя схемами О — П — Р.

Братья и сестры Роберты уходят в школу   Роберта колотит кулачками, виснет на занавесках и плачет   Мама Роберты не обращает на нее никакого внимания

 

Братья и сестры Роберты уходят в школу   Роберта не плачет и не виснет на занавесках   Мама Роберты уделяет ей внимание или дает ей игрушку

 

Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отноше­нию к плохому поведению принимаются неприятные для ре­бенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, что­бы оно было несовместимо с плохим) поощряется.

Если вы хотите справиться с проблемой плохого поведения, то подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте определение этому альтернативному поведению и запишите свою формулировку:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Договоры

Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договоренностях между вами и вашим ребенком. Вы говорите ребенку, что он должен сделать («садись сюда») и как вы «заплатите» ему за это поведение («я дам тебе игрушку»). Заключать договоры можно просто устно, но иног­да более сложные соглашения можно записывать на бумаге (мы уже рассмотрели этот вопрос в главе 13).

Простые договоренности могут использоваться как для про­тиводействия плохому поведению, так и для поощрения аль­тернативного поведения. Например, мама Дженнифер могла бы противопоставить ее плачу такую простую договоренность:

«Я буду сегодня считать, сколько раз ты заплачешь. Если та будешь плакать не больше трех раз, то когда папа придет домой, он поиграет с тобой в мяч».

Мама предлагает заключить такой договор, потому что зна­ет, что игра с папой — это вознаграждение для Дженнифер. Мама могла бы сделать этот договор более наглядным, прикрепив на дверцу холодильника таблицу и делая в ней отметки всякий раз, когда Дженнифер плачет. По мере того, как Дженнифер станет успешнее выполнять условия контракта, мама сможет уменьшить число разрешенных плачей до двух, потом до одного и, может быть, даже до нуля. Но она может принять и другое решение — скажем, будет уходить из комнаты, когда дочка начинает плакать, но этот плач еще входит в число «раз­решенных». Возможно, маме следует каким-то образом разно­образить вознаграждения, чтобы Дженнифер не наскучило иг­рать в одну и ту же игру.

Мама могла бы побудить Сару быстрее одеваться, если бы догадалась поощрить альтернативу — быстрое одевание — та­ким простым договором: «Сара, я включаю таймер. Звонок про­звенит через час. Если ты оденешься до того, как прозвенит звонок, мы с тобой сегодня вечером вместе проведем «нашеособое время».

В условия этого простого договора входят: 1) желаемое по­ведение; 2) вознаграждение. В последующие дни таймер можно устанавливать на все более короткие отрезки времени, пока Са­ра не начнет одеваться достаточно быстро. И сама Сара может принять участие в определении того, что будет наградой. «Осо­бое время» — это 20 минут, в течение которых мама играет с Сарой, причем Сара выбирает, в какую игру они будут играть.

Родители Хозе договорились с ним, что будут поощрять по­ведение, альтернативное дракам, и предложили ему заключить такой договор: «Хозе, если ты будешь хорошо играть с сестрой до обеда и не будешь драться, то получишь на десерт мороже­ное».

Как видите, по условиям этих договоров ребенка вознаграж­дают: 1) за уменьшение числа случаев проявления плохого по­ведения, или 2) за то, что он ведет себя хорошо, или 3) за то и другое вместе. Постарайтесь заключать с ребенком простые до­говоры, вознаграждая его за то, что он начинает реже вести себя нежелательным образом, или за альтернативное, хорошее поведение. Однако не забывайте, что если ваш ребенок соблюдает условия договора, то и вы должны соблюдать их.

Измените обстановку

Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О — П — Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть О — П.

Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет «путаться под ногами», если его не замечают; он за­визжит, если не может справиться с заданием; захочет подрать­ся с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребен­ка к плохому поведению.

В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой орга­низации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению.

Обучайте ребенка новым навыкам. В дополнение к по­ощрению конкретного альтернативного поведения, несовмес­тимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ре­бенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его «вскакивания с места», могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользовать­ся ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола,

Для примера вознаграждайте других своих детей. Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграж­дая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стра­тегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее.

Например, если Марк отка­зывается помыть руки, скажите: «Иди сюда, папа, посмотри, как хорошо Джимми вымыл руки». Такая стратегия «вознаграждения другого» полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить аль­тернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое по­ведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка!

Хотя вы стараетесь научить своего ребенка новым навыкам и он способен воспринять то, что вы ему показываете, все же во время занятий будут возникать проблемы поведения.Частоеигнорирование плохого поведения или «тайм-ауты» не будут действовать в этих ситуациях, поскольку ребенок не ищет ва­шего внимания, а напротив, старается избежать неприятного задания. Вы сможете помочь ему вести себя правильно, если разъясните, что вы дали ему посильное задание, и если будете чувствовать, когда задание следует упростить (например, если заметите блуждающий взор, ерзанье на месте, хныканье и т.п.).

В предыдущих главах, посвященных формированию навы­ков, подчеркивалось, что вы должны создать условия, способ­ствующие эффективному обучению, то есть условия, помога­ющие ребенку легко справиться с заданием. Мы уже говорили о необходимости учета уровня развития навыков ребенка при выборе задания и о постепенном, пошаговом повышении сте­пени его трудности. Мы также указали на то, как важно выбрать материалы, удобные в обращении, ясно объяснить ребенку за­дание, убрать отвлекающие предметы и т.п. Все это и есть при­меры оборудования сцены.

Оборудуйте сцену так, чтобы в течение дня возникали меньше проблем, связанных с поведением. В течение дня возникает множество моментов, когда едва заметное измене­ние ситуации помогает предотвратить плохое поведение - нужно лишь дать ребенку интересное задание, убрать предме­ты, которые легко ломаются, дать еще одну игрушку, чуть-что помочь...

На минутку представьте себе свой обычный день. Конечно вы уже сделали необходимые приготовления, чтобы помочь ребенку провести день спокойнее. Возможно, пораньше накорми­ли его, чтобы он не захотел есть во время занятий. Или, напри­мер, укрепили полочку с зубной щеткой пониже, чтобы он смог дотянуться до нее, нарезали для него мясо кусочками еще до того, как все сели за стол. Есть множество способов заблаговре­менно подготовить обстановку, чтобы уменьшить вероятность проявления нежелательного поведения.

Бывают ситуации, в которых вы можете предвидеть, что ваш ребенок расстроится сам или расстроит вас! Вы точно можете предсказать, чего он испугается — посещения врача, дантиста или даже парикмахера. Вы можете заранее сказать, в каких си­туациях он будет стесняться. Например, когда вы идете к кому-то на день рождения. Вы знаете, когда он будет вести себя требо­вательно (например, в магазине игрушек), шумно (в церкви), чрезмерно возбужденно (в ресторане).

Для таких ситуаций применяйте систему раннего предупреждения. Прикиньте, как, скорее всего, будет себя чувствовать или вести ваш ребенок, и заблаговременно побеседуйте с ним о том, как ему следует вести себя. Если он боится, и объясните ему каждый шаг того, что будет происходить, и не обманывайте его. Это означает, что если боль неизбежна, то не следует говорить ребенку, что ему не будет больно. Подготовьте слова ободрения («Все дети ходят к доктору. Все будет хорошо. Мама рядом.») Заранее придумайте для него какое-нибудь интересное занятие, которым вы могли бы вместе заняться после мероприятия, которого он так боялся.

Если существует вероятность того, что ребенок будет смущаться при общении с другими людьми, заблаговременно побеседуйте с ним о том, кто будет, что будут делать, напомнив ему, как было весело на таких же вечеринках раньше. Придите на вечеринку пораньше и помогите ребенку познакомиться и начать играть с другими детьми.

Если вы предвидите, что ребенок не будет слушаться вас, например, когда нужно будет идти домой из гостей, обязатель­но заблаговременно побеседуйте с ним о том, что его ждет и какое поведение вы ожидаете от него. «Мы пойдем в продук­товый магазин. Мы купим только то, что есть в этом списке. Ты можешь помочь мне сложить все в корзинку. Пожалуйста, не проси купить чего-нибудь еще, мы купим только то, что в списке. Ты меня понял?»

Что вы скажете вашему ребенку, будет зависеть от того, что он способен понять и от вашей способности общаться с ним. Но в любом случае, заблаговременно высказанное предосте­режение поможет предотвратить возможную неприятность.

 
 
Предостережение Удостоверьтесь, что вы не изменили обстановку на­столько, что это пагубно отразилось на других аспек­тах жизни вашей семьи. К примеру, вы готовите только ту еду, которая нравится ребенку, и это удер­живает его за столом. Но как быть с другими члена­ми семьи? Прежде чем менять обстановку, обязатель­но посоветуйтесь и с ними. Если эти изменения повлекут неудобства для других членов семьи, их следует ввести лишь на короткое время, а затем вер­нуть все в прежнее состояние. Всегда помните, что вы меняете окружающую сре­ду, чтобы научить ребенка чему-то новому. Для этого совсем не обязательно переворачивать свой мир вверх тормашками.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.