Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация твердых и мягких согласных




Довольно распространенными ошибками при фонематических дислексиях являются замены твердых и мягких звуков, которые обусловлены рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, трудностью ориентировки на гласную, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести - твердый или мягкий, и др. Для устранения нарушений чтения слогов и слов с твердыми и мягкими согласными необходима следующая работа:

а) дифференциация твердых и мягких согласных в словах;

б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое или мягкое, в зависимости от последующей буквы;

в) усвоение мягкости согласных звуков перед е, ё, ю, я, и.

г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах.

Примерный план проведения занятий по дифференциации твердых и мягких согласных.

Тема. Звуки в и вь.

Цель. Научить детей различать на слух и произносить изолированные звуки в и вь, выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки в-вь.

Ход занятия.

1. Рассматривание картинок: "В лесу воет волк", "На дереве грач свил гнездо".

2. Составление по картинкам двух предложений: 1) Зимой в лесу выл волк. 2) Весной на березе грач вил гнездо.

3. Выделение слов, отличающихся одним звуком: выл - вил. Сравнение этих слов по звучанию. Определение различия слов выл - вил (первый звук в слове выл - в, а первый звук в слове вил - вь).

4. Сравнение изолированно произнесенных звуков в и вь.

Дети вслед за логопедом произносят звуки в - вь.

Логопед. Одинаково ли произносятся звуки в и вь? (Неодинаково.) При каком звуке губы больше растянуты? (При звуке вь). Какой звук произносится с большим напряжением? (Звук вь.)

Логопед делает вывод: произношение звуков в и вь неодинаково. Звук вь произносится с большим напряжением губ, чем звук в.

Сравнивается слуховой образ, звучание звуков в и вь. Логопед произносит оба звука и задает вопрос: "Какая разница в звучании этих звуков?" Если дети затрудняются в ответе, следует поставить дополнительные вопросы.

Логопед. Какой звук звучит более твердо - в или вь? (Звук в.) Какой звук звучит более мягко - в или вь? (Звук вь.) Значит, как звучит звук в? (Твердо.) А как звучит вь? (Мягко.)

Логопед делает вывод: звук в звучит твердо, он твердый; звук вь звучит мягко, он мягкий.

Логопед. Какой буквой обозначаются звуки в и вь? (Буквой в.) Одной буквой в обозначается и твердый, и мягкий звук. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем красную и синюю букву в. Синяя буква будет обозначать твердый звук в, а красная буква - мягкий звук вь.

Логопед дает детям схему слов выл и вил и ставит эти схемы под картинками.

Логопед. В слове выл какой первый звук? (Звук в.) Это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обозначим этот звук - красной или синей? (Синей.)

В схеме под картинкой на слово выл ставится синяя буква - в.

Логопед. В слове вил какой первый звук? (Звук вь.) Это твердый или мягкий звук? (Мягкий.) Какой буквой обозначим этот звук? (Красной.)

В соответствующей схеме под картинкой ставится красная буква в.

Логопед. В каком слове звук в твердый? (В слове выл.) В каком слове звук в мягкий? (В слове вил.)

Подобным же образом анализируется звуковой состав слова вал - вял, вол - вел, выделяются твердые и мягкие звуки в и вь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.