Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вычленение первого согласного звука из слова




ВЫЧЛЕНЕНИЕ ПЕРВОГО УДАРНОГО ГЛАСНОГО ИЗ СЛОВА.

Предварительно проводится работа по уточнению артикуляции и звучания гласных звуков. Сначала первая гласная слова произносится с интонированием, т. с. выделяется голосом, потом произносится с естественной интонацией.

Даются следующие упражнения:

1. Определить первый звук в словах:

Алла, Оля, Уля, Инна, Элла, ослик, утка, азбука, Игорь, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, узкий, утро, аист, иней.

2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударной гласной.

3. Подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные о, у, а.

4. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку. Предлагаются следующие картинки: окна, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, уголь.

5. Отобрать картинки, названия которых начинаются со звука а, о или у.

6. Речевое лото. Раздаются карточки с картинками на слова, начинающиеся с гласного звука (ослик, астра, улей; утка, уши, азбука; осы, уголь, аист; облако, угол, окна). На каждой карточке по три картинки. Логопед называет слово. Ученик должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой о.

Определение начальной гласной проводится также в трех вариантах: по слуху, после самостоятельного произнесения, на основе слухопроизносительных представлений, т. е. в умственном плане. В последнем случае слово не произносится, ребенок молча подбирает картинку на соответствующий звук. Выделение гласного звука сводится к выделению первого слога в слове.

Наиболее легким для детей является вычленение первого ударного гласного из слова тогда, когда этот гласный составляет первый слог слова (Оля, Уля, осы, улей, угол, иней). В этом случае перед ребенком не стоит задача только расчленения слога на составляющие его звуки.

В дальнейшем предлагаются слова, в которых гласный звук включен в закрытый слог (утка, ослик, окна, утро, астра).

Эта работа осуществляется с большими трудностями, чем узнавание согласного звука на фоне слова. Основная сложность заключается в необходимости расчленения слога, особенно открытого, на составляющие его звуки. При вычленении первого звука из слова, дети часто называют вместо первого звука первый слог. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, то часто вместо звука с он первым называет слог су, вместо звука ш в слове шапка называет слог ша. Причиной этого является несформированность представления о слоге и звуке, нерасчлененность восприятия слога. Известно, что произносительной единицей речи является слог, конечным же звеном фонематического анализа является звук. Поэтому сам процесс произношения слова первоначально тормозит формирование функции фонематического анализа и синтеза. Чем более слитны в произношении согласный и гласный звуки, тем сложнее протекает звуковой анализ, тем труднее выявление изолированного согласного и гласного, определение последовательности их в слове. Поэтому вычленение первого согласного звука из открытого слога - сложно.

Развитие функции фонематического анализа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение выделять звук на фоне слова и узнавать согласный звук, находящийся в начале слова.

Так, дети сначала определяют, что в слове ручка имеется звук р, который находится в начале слова. Уточняется, что это первый звук слова. Логопед предлагает еще раз послушать и произнести это слово и назвать первый звук слова. В заключение дается задание подобрать слова, начинающиеся со звука р, т. е. слова, в которых первый звук р.

Затем дети определяют первый звук в других словах, которые начинаются с различных согласных. Обращается внимание на звучание первого звука в слове. Слово произносится сначала с его интонированием, затем в естественной интонации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.