Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс психологического консультирования 1 страница




Что является составной частью профессиограммы и содержит в себе перечень требований, предъявляемых к психике человека?

Что является предметом изучения психодиагностики?

Что характеризует шкала реактивной тревожности в тесте «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера?

Что характеризует шкала личностной тревожности в тесте «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера?

Что такое шкальные техники?

Предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой.

 

Устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

 

Субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

 

Психическое своеобразие конкретного человека. Количественный анализ психических свойств и состояний человека или группы.

 

Психограмма.

 

Шкала строгой упорядоченности, где действует логическая схема А>В; В>С; OD и т.д., и шкала нестрогой упорядоченности - «больше или равно - меньше или равно» Шкала порядков (ранговая шкала).

 

Шкалу умственного развития ввёл:

А. Бине.

 

Шкалы MMPI имеют следующие участки стандартизированных оценок:

Повышенные значения шкалы (56-70 Т-баллов);

Высокие значения шкалы (выше 70 Т-баллов).

 

ШТУР состоит из следующих субтестов:

«Классификации»;

«Числовые ряды»;

«Обобщения».

 

Экспрессивные проективные методики - это...?

(Пример методики) (экспрессия - выражение) - рисование на свободную или заданную тему.

(Пример: «Дом - дерево - человек»).

 

Этап первоначальной обработки выборки, состоящий в расположении вариант в последовательности, удобной для дальнейшего анализа и рассмотрения, называется... (исключите неверный ответ):

Шкалированием.

 

5.1. Стадии психологического консультирования

Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко просле­живается в основном методе психологического консуль­тирования — интервью.

Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — способ по­лучения социально-психологической информации с по­мощью устного опроса.

Различают 2 вида интервью: свободное (не регламен­тированное темой и формой беседы) и стандартизован­ное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопроса­ми). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осозна­ния респондентом (опрашиваемым) его действий:

а) респондент знает, почему он поступил или посту­пит так, а не иначе;

б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;

в) интервьюер ставит целью получить симптомати­ческую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

Та или иная ситуация определяет применение раз­ных методов интервью. В первом случае достаточно ис пользовать упорядоченный, строго направленный воп­росник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интер­вьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагно­стическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение ин­формации о свойствах личности на ранних этапах пси­хотерапии, под вторым — терапевтическая беседа при оказании психологической помощи (Психология: Сло­варь, 1990. С. 145—146),

Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, неже­ли обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

В литературе обычно приводится "пятишаговая" по­этапная модель процесса консультативного интервью:

1 этап — это установление контакта и ориентирова­ние клиента на работу;

2 — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3 — осознание желаемого результата, ответ на воп­рос: "Чего Вы хотите добиться?";

4 — выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5 этап интервью — это обобщение психологом в фор­ме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психоло­гического консультирования" (М., 1994) процесс кон­сультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установ­лен, достигнут раппорт и начинается главная часть

встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее поло­жение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования" (там же. С. 79).

Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования — трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса" (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:

1) установление контакта с клиентом (раппорт);

2) исповедь;? 3) толкование;

4) трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консуль­тирования придерживается и Г.Хэмбли:

"Первая цель любого консультирования — это уста­новление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близо­сти... После того, как установлен раппорт путем хоро­шего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояс­нить проблему, рассмотрев реальность и обсудив воз­можные подходы... на следующем этапе процесса кон­сультирования мы должны подтолкнуть его предпри­нять какие-то соответствующие действия" (Хэмбли, 1992. С. 14—22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следую­щие стадии:

1) установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии); 2) исследование (анализ чувств и прояснение пробле­мы);

3) решение о соответствующем действии (вывод). Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные

подходы в единой таблице 6:

Таблица 6

Г.ХЭМБЛИ   Р.МЭЙ   Г.С.АБРАМОВА   В.Ю.МЕНОВЩИКОВ  
Установление отношений доверия (раппорт)   Установление контакта (раппорта)   Установление контакта   Установление контакта (первичная диагностика)  
Исследование   Чтение характера   Сбор информации   Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика)  
—   Исповедь и толкование результата   Осознание желаемого   Перебор гипотез  
Решение (выводы)   Трансформа­ция личности   Выработка альтернативных решений   Решение  
        Обобщение резюме, переход от обучения к действию   Выход из контакта  

 

Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее опи­сание консультативного процесса четырьмя стадиями.

5.2, Общий обзор консультативных приемов и методов

Для человека несведущего консультативная беседа мало отличается от разговора двух людей о жизни, о любви, о страдании... Однако ткань этой "беседы" со­ткана из ряда вполне определенных приемов консуль­тирования. Эти приемы выработаны практикой управ­ления (И.Атватер), психологического тренинга (М.Фор-верг, Н.Ю.Хрящева, С.И.Макшанов), телефонного консультирования (Г.Хэмбли и др.).

В 1994 г. на II Международной конференции психо­логических служб и "Телефонов доверия" нашей со­трудницей Л.Гунати были представлены техники нереф­лексивного и рефлексивного слушания (по Атватеру) в применении к работе на "Телефоне доверия". Приве­дем далее отрывок из работы Л.Гунати:

"Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации кон­сультант может выразить понимание, одобрение и под­держку короткими фразами или междометиями. Подчас нерефлексивное слушание становится единственной возможностью поддержания беседы, поскольку або­нент (клиент) бывает настолько возбужден, что его мало интересует наше мнение, он хочет, чтобы его кто-то выслушал. "Да!", "Это как?", "Понимаю Вас", "Конеч­но", — такие ответы приглашают абонента (клиента) высказываться свободно и непринужденно. Наше одоб­рение, интерес и понимание выражают и другие фразы: "Продолжайте, это интересно", "Вы чем-то встревоже­ны?", "Что-то случилось?", "У Вас грустный голос", "Приятно слышать", "Можно подробнее об этом?" и т.д. С другой стороны, есть фразы, которые, напротив, яв­ляются помехой в общении: "Кто Вам такое сказал?", "Это почему же?", "Ну, не может быть, чтобы так уж плохо!", "Давайте быстрее", "Говорите, я слушаю" и т.п. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям. Люди, переживающие эмоциональный кризис, часто ищут в нас "резонато­ра", а не советчика. Тем не менее этого приема бы­вает недостаточно, когда абонент (клиент) стремится получить руководство к действию, когда у него нет желания говорить, когда он боится быть непонятым, отвергнутым. В этих случаях используются другие приемы.

Рефлексивное слушание является объективной обрат­ной связью для говорящего и служит критерием точно­сти восприятия услышанного. Этот прием помогает абоненту (клиенту) наиболее полно выразить свои чув­ства. Уметь слушать рефлексивно — значит расшиф­ровывать смысл сообщений, выяснять их реальное зна­чение. Множество слов в русском языке имеет несколь­ко значений, поэтому важно правильно понять говорящего, понять то, что он хочет сообщить. Мно­гие абоненты (клиенты) испытывают трудности в от­крытом самовыражении, они часто "пробуют воду" пе­ред тем как погрузиться в темы с большим эмоциональ­ным зарядом. Чем меньше уверенности в себе, тем больше ходит человек вокруг да около, пока не перей­дет к главному.

Теперь кратко коснемся приемов рефлексивного слушания, которыми должен обязательно владеть

консультант.

Выяснение. Это обращение к говорящему за уточнени­ями: "Пожалуйста, объясните это", "В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?", "Не повторите ли Вы еще раз?", "Я не понял, что Вы имеете в виду" и др.

Перефразирование. Состоит в том, что консультант выражает мысль абонента (клиента) другими словами. Цель перефразирования — самому сформулировать со­общение говорящего для проверки его точности. Фраза консультанта в этом случае может начинаться со следу­ющих слов: "Как я понял Вас...", "Если я правильно пони­маю, Вы говорите...", "По Вашему мнению...", "Вы думае­те...", "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, я понял...", "Другими словами, Вы считаете..." и др. При пе­рефразировании нас должна интересовать мысль или идея, а не установка собеседника или его чувства. Нужно уметь выразить чужую мысль своими словами, так как букваль­ное повторение может обидеть абонента (клиента) и тем самым послужить помехой в общении.

Отражение. Отражая чувства, мы показываем, что понимаем состояние говорящего, а также помогаем ему осознать его эмоциональное состояние. Вступительные фразы могут быть такими: "Мне кажется, что Вы чувст­вуете...", "Вероятно, Вы чувствуете...", "Не чувствуете ли Вы себя несколько..." и др. Иногда следует учитывать интенсивность чувств: "Вы несколько (очень, немного) расстроены".

Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах, с целью привести фрагменты разговора в смысловое единство. Резюмировать — значит подыто­жить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью следующих фраз: "Как я понимаю, Вашей основной идеей является...", "Если теперь поды­тожить сказанное Вами...", "То, что Вы в данный мо­мент сказали, может означать..." и т.д. Резюмировать уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов и решении проблем" (Гунати, 1995. С. 63—65).

В социально-психологическом тренинге, различные направления которого успешно развиваются в нашей стране, применимы следующие приемы активного слу­шания:

— Уточнение. Слушающий просит дополнительного разъяснения, чтобы более точно понять намерения и интересы партнера.

— Пересказ того, что сказал собеседник, своими сло­вами; в начале беседы более полно, далее — выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. В случае неправильного или неточного понимания со стороны говорящего возможны коррекция и дополне­ния. После особенно длинной реплики собеседника уместно подведение итогов.

— Дальнейшее развитие мыслей собеседника, но толь­ко в рамках высказанного собеседником смысла. В про­тивном случае это переходит в игнорирование.

— Сообщение о восприятии партнера. Сообщение партнеру, как консультант воспринимает его в данной ситуации, какое впечатление он производит. Например: "Видимо, эта тема Вас очень волнует"; "Мне кажется, Вы чем-то обрадованы".

— Сообщение о восприятии самого себя. Консультант сообщает партнеру о своем состоянии в данной ситуа­ции. Например: "Мне было очень приятно услышать это"; "Меня беспокоит, что мы с Вами..."

— Замечания о ходе беседы. Например: "Пора при­ступать к предмету разговора"; "Я думаю, мы с Вами нашли решение проблемы" и т.д. (Хрящвва, Макшанов, 1993).

За свою сорокалетнюю историю телефонное кон­сультирование также успело выработать ряд "техничес­ких" приемов, применимых в общении с клиентами:

— способствующее высказывание. "Взгляд", слово или "жест", которые говорят абоненту (клиенту): "Я с Вами", "Все нормально, Вы можете говорить все, что Вы хотите". Например: "Ага; Продолжайте; Конечно; Да..." (Заметь­те: улыбку можно почувствовать по телефону);

— отражение содержания. Консультант повторяет своими словами то, что сказал абонент (клиент), напри­мер: "Ваш муж уделяет очень мало внимания Вам и Ва­шим детям";

— отражение чувств. Определить, что абонент (кли­ент) чувствует и отразить это для него, например: "... и это заставляет Вас печалиться и негодовать";

— уточнение содержания. Консультант просит допол­нительной информации для дальнейшего прояснения проблемы. Например: "Вы сказали, что она скучала о Вас. Я не совсем понял, что Вы имели в виду";

— уточнение чувств. Предложить абоненту (клиен­ту) назвать свои чувства, определить и выразить их. Например: "Вы сказали, что Вы были расстроены. Могли бы Вы подробно описать, что Вы имели в виду";

— подведение итогов содержания. Подвести итог тому, что услышал от абонента (клиента), и предло­жить клиенту оценить его. Например: "Одна неприят­ность следовала за другой и это было последней соло­минкой";

— подведение итогов чувствам. Подвести итог вы­ражению чувств, чтобы абонент (клиент) их подтвер­дил или скорректировал. Например: "Сначала Вы чувствовали печаль, затем она сменилась гневом и возмущением";

— суждение. Консультант говорит морализирующим или судящим тоном, порицает или одобряет. Например: "Вам не следовало (или следовало) это делать";

— интерпретация. Консультант придает высказыва­нию абонента (клиента) значение, которое последний мог осознать или нет. Например: "Я понял так, что Вы вымещаете свой гнев на муже, на своем ребенке";

— столкновение с внутренней реальностью. Предста­вить абоненту (клиенту) его внутренний мир глазами консультанта. Например: "Вы чувствуете внутреннее недовольство";

— столкновение с внешней реальностью. Предста­вить абоненту (клиенту) реальность внешней ситуации такой, как ее видит консультант. Например: "Для Вас обоих будет важно посоветоваться с консультантом"; "Номер телефона центра охраны брака такой-то" (Хэмбли, 1992. С. 20—21).

Не остается сомнений в том, что названные прие­мы, используемые в различных направлениях пси­хологической практики, во многом совпадают по со­держанию.

Многие из них применимы на разных стадиях кон­сультативного процесса. Однако частота их примене­ния на каждом этапе консультирования различна.

Таблица 7 иллюстрирует употребление разных при­емов на отдельных стадиях консультативного процесса.

Прием — это инструмент, без которого любой кон­сультант, будь он "ремесленник" или "художник", ра­ботать просто не может. Однако не все консультирова­ние сводится к мастерскому оперированию вышеназван­ными техниками.

Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.

Таблица 7

СТАДИЯ   КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  
1. Установление контакта   Уточнение, перефразирование (пере­сказ)  
2. Сбор информации и осозна­ние желаемого результата (по­иск "задачи")   Выслушивание (нерефлексивное слу­шание), уточнение, перефразирова­ние (пересказ), отражение чувств, резюмирование  
3. Перебор гипотез, решающих "задачу" и выработка альтер­нативных решений   Дальнейшее развитие мыслей, ин­терпретация, информирование  
4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение "задачи") и выход из контакта   Резюмирование  

 

5.3. Стадия установления контакта

Как ни парадоксально это может звучать, но кон­сультирование и психотерапия начинаются, как пра­вило, еще до встречи консультанта и клиента. Все на­чинается с получения клиентом какой-либо информа­ции о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента ("мифом о помощи"). Уже от того, как называется центр — "Белая магия", "Эскулап" или как-то иначе — во многом будет зависеть состав клиентов, их ориентации и другие составляющие кон­сультативного процесса.

В целом же вопросы имиджа центра и имиджа от­дельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Здесь же мы ограничимся лишь примерным перечислением вне­шних факторов, влияющих на консультативный про­цесс (не рассматривая внутренние — личные факторы, касающиеся и клиента, и консультанта). Итак, факто­ры внешние:

— представление центра (консультанта) средствами массовой информации;

— информация, распространяемая бывшими клиен­тами центра;

— порядок записи на консультацию (люди, ведущие запись, их социально-психологические характеристики, уровень умений активного слушания и т.п.);

— местоположение центра, вид здания, внутреннее расположение консультативных кабинетов, окраска стен, наличие удобной мебели и т.п.;

— можно говорить и о иных внешних факторах бо­лее высокого порядка, таких как время года, географи­ческое местоположение.

Перейдем теперь непосредственно к началу консуль­тативного процесса, точнее к началу очной встречи клиента и консультанта.

Нет сомнения в том, что первым моментом установ­ления контакта является контакт визуальный. Глядя другому человеку прямо в глаза, вы как бы устанавли­ваете связь с ним.

После кратковременного визуального контакта, как правило, следует приветствие. Если клиент произносит его первым, вероятно, стоит присоединиться к избран­ной им форме приветствия. В противном случае скорее следует ограничиться нейтральным: «Здравствуйте, про­ходите, пожалуйста...»— вместо, скажем, «Добрый день,как я рад вас видеть.,.». Ибо в ответ вполне можно по­лучить что-нибудь вреде: «А для меня это самый несча­стный день в моей жизни и радости я никакой не испы­тываю...»

Установление контакта представляет собой и ситу­ацию пространственной организации заимодействия. Г.С.Абрамова пишет: «Для консультирования необхо­димо иметь отдельный кабинет или искусственно ограни­ченное пространство. Оптимальный вариант простран­ственного расположения — два одинаковых кресла, раз­деленные журнальным столиком (1,5 м друг от друга), при неярком освещении» (Абрамова, 1995. С. 153).

Представляется важным и то, насколько столик пе­рекрывает фигуры говорящих. Мы считаем более удоб­ным боковое расположение стола, который в данном случае не может быть барьером, отделяющим беседу­ющих друг от друга. При невозможности такого рас­положения мебели (например, при малом объеме поме­щения) предпочтительно оставить только два сидячих места для клиента и консультанта, не загромождая пространство.

Неплохо, если клиент представляется первым. В этом случае он сам задает тон взаимодействия, определяет свою позицию. «Меня зовут Иван Иванович» или «На­зывайте меня Леночка» — фразы, достаточно ясно реп­резентирующие то, к какой позиции подводит клиент консультанта. Иногда полезно спросить клиента, как бы он хотел называть консультанта.

Если клиент молчит (растерялся, смутился), психо­лог представляется сам. И вполне может помочь кли­енту вступительной фразой: «Слушаю Вас» или «Что привело Вас ко мне?».

Употребление других фраз, например: «Что Вас беспокоит?», «Что с Вами произошло?» — носит оце­ночный характер. Еще более нежелательным являет­ся применение научной терминологии: «Что Вы хотите скорректировать?», «У вас психологическая про­блема?».

Принцип адекватности словаря психолога-консуль­танта должен распространяться на все стадии консуль­тирования. Играет роль и темп ведения диалога, тон голоса.

Консультанту следует обратить внимание на соб­ственную мимику, жестикуляцию (о соответствующих невербальных проявлениях клиента мы поговорим чуть позже).

Прежде всего невербальное поведение консультан­та должно быть конгруэнтно (соответственно) ситуа­ции консультирования. Неуместная улыбка или, на­против, отстраненность, полная неэмоциональность могут разрушить консультативную ситуацию, фор­мирование «рабочего альянса» еще быстрее, чем не­удачная фраза.

Известно, что ряд жестов воспринимается другими людьми как жесты открытые, показывающие положи­тельное отношение к собеседнику (открытое тело; ла­дони, обращенные вверх), другие же — как выражаю­щие защиту или отрицательное отношение к партнеру по диалогу (например, перекрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, что показывает полное от­сутствие интереса и т.п.) (Пиз, 1992).

В работах по нейролингвистическому программиро­ванию много внимания уделяется подстройке, в том числе присоединению к жестам клиента, позе тела, ин­тонации голоса и т.д. Однако следует заметить, что искусственное копирование жестов, позы партнера по диалогу может разрушить диалог.

Способствует контакту (и в конечном итоге установ­лению «рабочего альянса») и эмпатия.

Интересно, что в работах современных американс­ких психологов рабочий альянс (также называемый ра­бочими отношениями или терапевтическим альянсом)

определяется как чувство того, что оба участника про­цесса помощи работают один для другого, и что они могут и будут продуктивно двигаться по направлению к разделяемой обоими цели. Следовательно рабочий аль­янс на ранней фазе консультирования должен включатьтри компонента:

1) общая цель;

2) единые задачи

3) развитие личной связи (bond) между клиентом и консультантом.

Для оценки этих компонентов предлагается специ­альный опросник WAI (Woking Alliace Inventory), вклю­чающий два набора по 30 вопросов для клиента и кон­сультанта (Kokotovie, Terence, 1990. P. 16—22).

Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на первой стадии консультиро­вания, — это первичная психодиагностика, то, что Р.Мэй называет «чтение характера». Он пишет: «Отли­чительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления харак­тера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела» (Мэй, 1994. С. 66—78).

Р.Мэй, безусловно, прав. Уже на первой стадии кон­сультирования, только завязывая контакт с клиентом, консультант, будучи внимательным, может получить массу ценной информации о личности клиента, его мо­тивации и т.п. Не пересказывая далее то, что уже ска­зано по этому поводу другими авторами, отсылаем чи­тателя к соответствующей литературе (Гринсон, 1994.

С. 72—84).

В заключение следует отметить, что достаточно часто то, что заявлено клиентом вербально в самом начале консультации, может ясно сказать, зачем клиент к вам пришел. В качестве примера приведем не­сколько высказываний наших клиенток: «Я знаю, Вы мне все равно не поможете...»; «Я пришла только рас­сказать кому-нибудь...»; «Я хочу разобраться в том, что происходит...». Эти фразы достаточно ясно говорят об ориентации клиента и во многом предопределяют, как будет протекать консультативный процесс на следую­щих стадиях.

5.4. Стадия сбора информации и осознания желаемого результата

Вторая стадия, условно называемая нами «Исследо­вание и осознание проблемы», делится на два относи­тельно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р.Мэй называет «исповедь и толкование», а Г.Хэмбли — «выслушивание и рефлексия».

Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента — спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию, какие люди вызвали у него чувства, приведшие к ситуации психологического тупика, не­обходимость посторонней оценки, сочувствия, под­держки или совета...

По мнению В.В.Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следую­щим образом:

I. Локус жалобы, который делится на:

— субъектный (на кого жалуется),

— объектный (на что жалуется). По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

б) на семейную ситуацию в целом (в семье «все пло­хо», «все не так»);

в) на супруга (его поведение, особенности) и супружес­кие отношения («нет взаимопонимания, любви» и т.д.);

г) на самого себя (свой характер, способности, осо­бенности и т.д.);

д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в се­мье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие

виды жалоб:

а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

б) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекро­ви и т.п.;

в) на поведение с точки зрения соответствия психи­ческим нормам (например, нормам умственного разви­тия ребенка);

г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т.п. ре­бенка; отсутствие эмоциональности, решительности и

т.п. супруга);

д) на психологическую ситуацию (потеря контакта,

близости, понимания);

е) на объективные обстоятельства (трудности с жи­льем, работой, временем, разлука и т.д.) (Стопин, Бо-далев, 1989. С. 43).

Самодиагноз — это собственное объяснение кли­ентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто са­модиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распрост­раненные самодиагнозы:

а) «Злая воля» — негативные намерения лица, выс­тупающего причиной нарушений, или (как вариант) ука­зание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;

б) «Психическая аномалия» — отнесение лица, о ко­тором идет речь, к психически больным;

в) «Органический дефект» — квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.