Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Готовность к школе




Примерная схема характеристики ребенка

I. Общие сведения о ребенке(ФИО, дата рожд, место учебы, родители…)

П. Особенности личностного развития (самосознания, развитие самоконтроля, осознание нравственных норм)

III. Особенности развития видов деятельности(Изобразительная Конструктивная Игровая Трудовая Учебная

IV. Особенности развития речи(диалогическая, монологическая)

V. Особенности развития познавательной сферы личности (внимание, воспориятие, память, воображение, мышление)

VI. Основные направления в развитии психики ребенка

VII. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.

 

Психологическую готовность нельзя рас-сматривать без учета морфофункциональной и специальной под-готовленности ребенка к школьной жизни и деятельности. Го-товность к школе целесообразно рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном. Они состав

ляют область потенциальных свойств, которые находят свое выражение непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, т. е. в актуальных свойствах.

Морфофункциональная готовность составляет базовый уровень, остальные являются надстройкой. Под морфофункциональной готовностью («школьной зрелостью») обычно понимают «уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка» [45].

.Основными показателями здесь являются следующие.

1. Состояние здоровья. Критерии: наличие (отсутствие) при обследовании хронических заболеваний, функциональное состояние основных органов, систем; устойчивость организма к возникновению хронических заболеваний; уровень развития, степень гармонизации всех систем организма.

2. Развитие анализаторов. Критерии: функциональные возможности; отклонение от нормы.

 

3. Нейродинамические свойства. Критерии: свойства нер-вной системы (скоростные характеристики, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.).

4. Развитие речевого аппарата. Критерии: правильность произношения звуков; наличие дефектов речи.

5. Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, ко-ординированность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; мелкая моторика пальцев.

6. Работоспособность-утомляемость. Критерий: способность выдерживать определенное время физические и интеллек

туальные нагрузки.

Изучение морфофункциональной готовности является важным фактором для принятия решения о готовности шестилетних детей к школе и целесообразности их обучения в подготовительном классе.

Интеллектуальная готовность является основным условием успешности обучения детей 6 — 7 лет. Чтобы овладеть навыками учебной деятельности, необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Ниже приведены показатели и критерии, определяющие уровень интеллектуального развития ребенка.

1. Уровень развития восприятия. Критерии: целостность, точность, дифференцированность, способность соотносить свойства предмета с заданными эталонами.

2. Уровень развития памяти. Критерии: объем, темп запо-минания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приемы логического запоминания

3. Уровень развития мышления определяется по степени сформированности нагля дно-образного и словесно-логического мышления (уровню развития основных мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классифика-ция, конкретизация).

4. Уровень развития воображения. Критерии: способность создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, вносить элементы нового в продуктивные виды деятельности.

5. Уровень саморегуляции. Критерии: самоконтроль, произ-вольность поведения, устойчивость, объем, распределение, пе-реключаемость внимания.

6. Уровень развития речи. Критерии: словарный запас, пра-вильность речи, ее связность, способность адекватно выразить мысль.

Личностная готовность выражается в способ-ности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для ов-ладения новыми видами деятельности, формирования отноше-ния со сверстниками, взрослыми, самим собой. Свое конкретное выражение «личностная готовность» находит в системе отношений к различным сторонам действительности.

Ниже приведены важнейшие показатели личностной готов-ности.

1. Степень сформированности мотивов. Критерии: отноше-ние к учебной деятельности (предпочтение другим видам дея-тельности); внутренняя позиция ученика; эмоциональность пе-реживаний по поводу новой деятельности (положительные, от-рицательные), соподчиненность мотивов.

2. Отношение к сверстникам и взрослым. Критерии: степень сформированности мотивов общения, умение строить взаимоотношения с другими, общительность, способность подчиняться и руководить; усваивать, реализовывать нравственные нормы взаимоотношений.

3. Отношение к самому себе. Критерии: устойчивость; адек-ватность и действенность самооценок; уровень притязаний как способность оценивать свои возможности и усилия, необходи-мые для получения результата, в котором выражается отноше-ние к целям деятельности.

Отмеченные виды готовности к учебной деятельности составляют иерархически организованную систему и представляют собой область потенциальных возможностей ребенка 6 — 7 лет.

 

45. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).

Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина. Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Методика "Домик" (Н. И. Гуткина). Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.