Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проективный подход в психодиагностике. Основные принципы проективного исследования личности




Психологическая диагностика как теоретическая дисциплина и практическая деятельность. История развития психодиагностики, основные этапы.

Психодиагностика – область современной психологии, в которой разрабатываются теории, принципы и методы выявления особенностей и перспектив развития личности. Наука и практика постановки диагноза и прогноза с целью решения психологических проблем.

1 этап. Интуитивной (донаучной) ПД (до 19 века).

стихийное подсознательное накопление,обобщение и использование опыта жизнедеятельности людей, связанного с выполнением различных видов индивидуальной и общественной деятельности.

.Изучались мотивационная,эмоциональная и волевая сферы.

2 этап. становление методологических и теоретических основ ПД.(до начала 20 века)

начальный этап развития научной ПД. ПД выдвигалась как самостоятельная наука. Задача- вопросы, связанные с определением психиатрических заболеваний и умственной отсталости. Для этого потребовалось совершенствование методов и способов изучения псиичи человека, усложнение процедур социального, психофизиологического и др. методов отбора людей. В психологию проникает идея измерения, а ведущим методом исследования становится объективный эксперементальный метод (изучение индивидуальных особенностей человека с помощью эксперементально-психологических методов).

3 этап. становление современной ПД. (начало 20 века)

задача- классификация людей по степени их интеллектуального развития. Было введено понятие статистической нормы, как критерия, с помощью которого можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели, оценивать их и давать им психологическую интерпретацию. Появляются новые формы проведения тестовых испытаний и в частности групповое психологическое тестирование. В практике ПД появлились новые психологические инструменты, такие как тесты личности, тесты социально-психологических исследований. Были разработаны все основные группы диагностических методик, определены основные принципы и процедурные требования психологического тестирования.

 

Проективные методики (лат. projectio -- выбрасывание вперед) -- совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода [4, С. 297]. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике. Л. Франк впервые сформулировал принципы проективной психологии и выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Проективные методы направлены на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» [3, С.313].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.