Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты достижений, критериально-ориентированные тесты, тесты креативности. Специфические особенности и сферы применения




Опросники как метод диагностики личности. Классификация тест-опросников.

Основные виды приведенных показателей, их характеристика и особенности применения.

Технология создания и основные правила создания и адаптации психодиагностических методик.

Субъективный подход.

1. Личностные опросники.2. Опросники состояния и настроения.3. Опросники мнений.4. Опросники–анкеты.

Проективный подход. Классификация Розенцвейга:

1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).

2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)).

3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).

 

 

 

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью.

Классификация

· В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:

Одномерные (изучают только одну черту);

Многомерные (изучают несколько черт одновременно);

· В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют

Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);

Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).

· В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:

*Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)

*Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);

*Личностные опросники (изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)

Личностные опросники имеют свою классификацию:

Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности

Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.

Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.

Опросники интересов.

Опросники ценностей

Опросники установок

41. Анкетирование как метод психодиагностики. Типы анкет и их специфические особенности.

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.

Типы:

1. Анкеты, составленные из прямых вопросов. Направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»

2. Анкеты селективного типа. На каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

3. анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4- больше да, чем нет;

3 - не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

 

 

42. Нормативные требования к психодиагностической литературе, методическим материалам и диагностическим методикам.

Справочно-методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий, ключи, нормы, но при одном принципиальном условии — изданию придается статус «для научных библиотек», обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку.

Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающее ее адекватное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения Описание обязательно должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики, полученных при этом сведениях о надежности и валидности.

Требования к формализованным (стандартизированным) методикам: 1)однозначность формулирования цели, предмета, области приминения методики2)процедура применения д.б. задана в виде однозначного алгоритма для исп любым подготовленным пользователем3)процедура обработки результатов должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла по статистическим или критериальным нормам.4)тестовые шкалы д.б. проверены на репрезентативность (показательность), надежность и валидность (пригодность) 5)процедуры, основанные на самоотчете (стандартизированные опросники) д.б. снабжены средствами контроля достоверности результатов6) создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методики

Требования к нестандартизированным методикам (опрос, наблюдение…): 1) однозначная формулировка цели, предмета, области применения2) получение надежных данных обеспечивается достаточным колличеством квалифицированных экспертов3) инструкции к методикам д.б. проверены на однозначность их понимани4) обработка рез д.б. стандартизированной, позволяющей однозначно интерпретировать промежуточные данные5) создание базы данных с целью периодической коррекции всех стандартов в методике.

 

Тесты достижений

Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

Классификация тестов достижений.

Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

Критериально - ориентированные тесты

предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тесты Критериально - ориентированные — методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.

Тесты креативности

Креативность от слова "креацио" - создание, сотворение

Первые тесты по выявлению креативности разработаны Гилфордом.

Южнокалифорнийские тесты Гилфорда. Построены на концепции Гилфорда, на модели интеллекта. Умственную операцию, которая образует основу креативности нужно проверять по 4 типам содержания: Изобразительное семантическое поведенческое символическое.

Наиболее известные методики Поля Торенса. Нужно ориентироваться не на результат выполнения теста, а фиксировать сам процесс выполнения. Его тесты построены почти как у Гилфорда. Показатели, параметры были теми же, что у Гилфорда (беглость, гибкость...). Но Торенсу удалось создать тесты высокой надежности, валидности, так как он не пытался разработать факторных чистых тестов, которые диагностируют только одну способность, например - креативность. Творческий процесс - сложный, разделить его невозможно. Торенс в 1966 году разработал 12 тестов "Творческого мышления". Они сгруппированы в вербальную изобразительную, звуковую шкалы

 

 

44. Понятие о репрезентативности, стандартизации и «нормальном распределении» в психодиагностике.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.

Стандартизация - это единообразие процедур проведения тестового испытания и оценки выполнения теста

Нормальное распределение — вид распределения переменных. Н. р. наблюдается при изменении признака (переменной) под влиянием множества относительно независимых факторов. График уравнения Н. р. представляет собой симметричную унимодальную колоколообразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль (ордината), проведенная через точку 0 (рис. 1). Нормальное распределение задаётся несколькими параметрами. Среди них: среднее арифметическое, стандартное отклонение, эксцесс, ассиметрия.Среднее арифметическое – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Этот показатель адекватен только для нормального распределения, т. к. только при условии такого распределения мы ожидаем, что среднее значение является действительно характеристикой большинства.Стандартное отклонение – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего.Эксцесс – высота нормального распределенияАсиметрия – скос нормального распределения относительно среднего значения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.