Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по подготовке к занятию




План

Тема 1. Понятие и назначение (задачи) уголовного судопроизводства

Планы практических занятий с методическими рекомендациями и указаниями к самостоятельной работе

Практическое занятие – 4 часа

Цель занятия – закрепление теоретических знаний студентов, формирование умений и навыков правоприменения.

Методика занятия – дискуссия по вопросам темы занятия, выполнение практических заданий, обсуждение принятых по ним решений.

Место проведения – учебная аудитория.

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме занятия.

2. Выполнение практических заданий.

Контрольные вопросы

1. Понятие и сущность уголовного процесса.

2. Связь уголовно-процессуального права с другими отраслями права, юридическими и специальными науками.

3. Цель и задачи уголовного процесса.

4. Система уголовного процесса.

Приступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, уяснить, что термин "уголовный процесс" следует рассматривать в нескольких значениях: деятельность, отрасль права, наука и учебная дисциплина. В процессе подготовки к занятию необходимо изучить содержание каждого из названных значений. В контексте вопроса следует иметь четкое представление о таких категориях уголовного процесса, как

- уголовно-процессуальное отношение;

- субъект уголовно-процессуального отношения;

- уголовно-процессуальная функция;

- уголовно-процессуальная форма;

- уголовно-процессуальный акт;

- уголовно-процессуальная гарантия.

Необходимо понять, что в теории и праве, наряду с термином "уголовный процесс", употребляется и другой "уголовное судопроизводство". Несмотря на словесное различие, этими терминами обозначается одно и то же понятие.

Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальное право связано с другими отраслями права уголовным, гражданским, гражданско - процессуальным, административным и др. Кроме того, прослеживается тесная связь уголовно-процессуального права с такими науками, как криминалистика, криминология, судебная медицина и др.

Важно представлять соотношение уголовно-процессуальной деятельности с оперативно-розыскной деятельностью, играющей существенную роль в решении задач уголовного судопроизводства.

Одним из важнейших вопросов изучаемой темы является определение цели и задач уголовного судопроизводства. При этом необходимо знать, что относительно цели в теории уголовного процесса нет единой точки зрения. По нашему мнению, целью уголовного процесса является установление объективной истины по уголовному делу.

Следует отметить, что в уголовно-процессуальном законе цель не закреплена, но зато в ст. 6 УПК РФ определены задачи уголовного судопроизводства. Необходимо внимательно ознакомиться с указанной нормой и получить представление о содержании закрепленных в ней задач.

Особо следует отметить воспитательное воздействие, которое оказывает уголовный процесс не только на участников уголовного судопроизводства, но и на всех граждан.

Заслуживает пристального внимания вопрос о системе уголовного процесса. В его контексте следует понять, что производство по любому уголовному делу проходит определенные в законе этапы (части), называемые стадиями уголовного процесса. Совокупность последних образует систему уголовного процесса.

Необходимо уяснить, что все стадии объединены общими задачами и принципами, закрепленными в уголовно-процессуальном законе. Вместе с тем каждая стадия имеет свои конкретные задачи, свой круг процессуальных действий и их участников. Следует тщательно ознакомиться с рекомендованной литературой, проанализировать УПК РФ с целью определения конкретных стадий уголовного процесса и их содержания.

Для выполнения практических заданий студенты должны иметь Конституцию РФ, УПК РФ, сборники нормативных актов.

В ходе занятия студенты анализируют и письменно выполняют указанные в учебно-методическом комплексе к этой теме задания. Ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательных и иных нормативных актов. Принятые студентами решения выносятся на обсуждение.

Практические задания

Задача 1

Проанализируйте приводимый ниже перечень этапов производства

по уголовному делу и выделите в нем стадии уголовного процесса:

- рассмотрение заявлений о преступлении;

- постановление приговора;

- назначение судебного заседания;

- дознание;

- предварительное слушание;

- судебное следствие;

- прения сторон;

- исполнение приговора;

- возбуждение уголовного дела;

- приостановление уголовного дела;

- судебное разбирательство;

- прекращение уголовного дела;

- производство в суде первой инстанции;

- производство в суде апелляционной инстанции;

- особый порядок судебного разбирательства;

- кассационное производство;

- особый порядок уголовного судопроизводства;

- надзорное производство;

- возобновление производства по уголовному делу.

Задача 2

В районный отдел полиции с устным заявлением обратилась гр-ка Сидорова, которая сообщила, что, выйдя в 6 часов утра во двор дома, обнаружила в кустах труп неизвестного мужчины. Ночью она слышала во дворе дома громкие крики мужчин.

Дайте правовую оценку этому заявлению с точки зрения возникновения уголовно-процессуальных отношений.

Назовите возможных участников этих правоотношений.

Что должен предпринять дежурный по отделу полиции в связи с обращением гражданки Сидоровой?

Задача 3

По сообщению о краже из квартиры гр-на Савохина следователь Михайлов в составе следственно-оперативной группы выехал на место происшествия. Пригласив в качестве понятого Разина, соседа Савохина, следователь осмотрел место происшествия, допросил в качестве потерпевшего Савохина и после этого возбудил уголовное дело.

Допущены ли следователем нарушения уголовно-процессуальной формы?

Каково значение уголовно-процессуальной формы в уголовном процессе?

Задача 4

По уголовному делу о причинении гр-ну Марчуку тяжкого вреда здоровью группой подростков, следователь пришел к выводу о необходимости заключения под стражу старшего по возрасту из этой группы Ларина, который запугивал потерпевшего и свидетелей.

Дайте правовую оценку решению следователя.

Кто имеет право арестовывать (заключать под стражу) во время расследования преступлений?

Какие процессуальные гарантии предусмотрены в Конституции РФ и УПК РФ против необоснованных арестов?

 

Задача 5

Найдите в Конституции РФ и УПК РФ статьи, из которых можно определить задачи уголовного процесса. Сформулируйте эти задачи и выскажите свое мнение об их реализации в практической деятельности органов судопроизводства.

Задача 6

Подсудимый Бандюков, обвиняемый в хулиганстве, связанном с сопротивлением представителю власти (ч. 2 ст. 213 УК РФ), заявил ходатайство судье о рассмотрении его уголовного дела в закрытом судебном заседании. Свою просьбу Бандюков мотивировал тем, что хулиганские действия соверщил в состоянии алкогольного опьянения и ему стыдно перед женой, детьми и знакомыми на открытом судебном процессе. В случае отказа в удовлетворении ходатайства Бандюков заявил, что не будет давать показания в суде.

Подлежит ли удовлетворению ходатайство Бандюкова?

На основании каких статей УПК РФ судья должен принять решение?

Задача 7

Прокурор города, изучая уголовное дело в порядке надзора, установил, что в уголовном деле отсутствует постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Следователь пояснил, что он не располагал временем для подготовки этого постановления и намеревался его составить задним числом. Тем не менее следователь вынес постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы и произвел выемку документов в медицинском учреждении.

Дайте правовую оценку действиям следователя.

Имеют ли юридическую силу решения, принятые следователем?

Задача 8

На территории машиностроительного завода начальник цеха Свиридов и мастер Борисенок задержали слесаря Петрухина, который пытался перебросить через забор сумку с дефицитными запасными частями на сумму свыше 30000 рублей.

По поручению директора завода юрисконсульт этого предприятия Малахов в течение 10 суток после случившегося взял объяснения у Свиридова, Борисенка, Петрухина, составил протокол о данном правонарушении, приобщил справку о стоимости похищенного и все материалы направил в районный отдел полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Дайте правовую оценку действиям директора завода, юрисконсульта Малахова, начальника цеха Свиридова, мастера Борисенка.

Кто правомочен осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в рамках УПК РФ?

Литература

Основная

1. Конституция РФ.

2. УПК РФ.

3. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Бастрыкина, А.А. Усачева. – М.: Юрайт, 2014.

4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юрист, 2010.

Дополнительная

1. Баранов А., Супрун С. Соотношение задач уголовного и уголовно-процессуального законода­тельства // Уголовное право, 2005. № 5, с. 115

2. Гончаров Д. Единство задач уголовного и уголовно-процессуального законодательства // Уголовное право, 2005, № I.e. 122.

3. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Функции в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность, значение // Журнал российского права. 2005. № 7, с. 56.

4. Малышева О.А. Уголовно-процессуальная политика - элемент единой уголовной политики // Российский следователь, 2005, № 8, с. 19.

5. Рохлин В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Законность, 2004. № 9, с. 36.

6. Челышев М.Ю. О межотраслевых связях уголовно-процессуального, гражданского и граж­данского процессуального права // Российский следователь, 2005, № 10, с. 13.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.