Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патопсихологические симптомокомплексы. 3 страница




5. Реабилитационная деятельность, включающая мероприятия по восстановлению социального статуса больного. От правильно построенных реабилитационных мероприятий зависит профилактика инвалидизации. Психодиагностика в реабилитационном процессе имеет свои подзадачи: выявление индивидуально-психологических, личностных особенностей больного, систему его отношений с микроокружением, установку на учебу, труд либо инвалидность, знание которых позволяет разрабатывать психологические рекомендации для конкретного больного в целях его трудовой и социальной реабилитации.

6. Исследование специфики нарушений психики у детей в связи с возрастными особенностями. Несмотря на болезнь, приводящую к различным нарушениям, на психику ребенка продолжают действовать общие закономерности развития, поэтому исследовать нарушения развивающейся психики надо с учетом этих закономерностей. Важнейшей закономерностью психического развития ребенка является ведущая роль обучения. Исследование ребенка обязательно включает обучающий этап, который сам по себе несет диагностически большое значение. Самостоятельные задачи детского патопсихолога включают: изучение жизненного пути ребенка, условий его воспитания, обучения в семье и образовательном учреждении; экспериментально-психологическое исследование степени выраженности дефекта познавательной и личностной сфер ребенка; лонгитюдинальное экспериментально-психологическое исследование на различных этапах лечения ребенка; исследование уровня психического развития ребенка для решения вопросов психолого-медико-педагогической комиссии; определение комплекса воспитательно-педагогических, психокоррекционных мероприятий; оказание консультативной помощи семьям по воспитанию и обучению детей, имеющим психические нарушения.

 

Теоретические основы патопсихологии. Патопсихология, являющаяся психологической наукой, основывается на методологической базе общей психологии. Как уже отмечалось, патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с нормой. Поэтому знания о сущности психики, ее происхождении и развитии в норме, рассматриваемые общей психологией и психологией развития, являются базовыми для патопсихологии. У истоков отечественной патопсихологии стоял В.М.Бехтерев. Представителями его школы были разработаны многие экпериментально-психологические методики исследования душевнобольных, используемые и по сей день. В организованном В.М. Бехтеревым Психоневрологическом институте читались курсы общей психопатологии и патологической психологии. Таким образом, уже на заре становления патопсихологии она не отождествлялась с психопатологией. Были сформулированы основные принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов больных с данными здоровых лиц соответствующего пола, возраста, культурного уровня. Большой вклад в развитие методологии и практики патопсихологии внес А.Ф.Лазурский, внедривший метод естественного эксперимента, практиковавшегося до того в педагогической психологии.

В дальнейшем развитии отечественной патопсихологии, как самостоятельной отрасли психологической науки и практики, в качестве ее фундаментальных теоретических основ выступают идеи Л.С.Выготского и его последователей А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии о прижизненном формировании высших психических функций человека путем присвоения опыта в процессе общения, обучения и воспитания. Высшие психические функции являются продуктом культурно-исторического развития и имеют сложное психофизиологическое строение. В отечественной психологии сложился взгляд на высшие психические функции как на развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, становятся умственными действиями. В формировании высших психических функций ведущая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольными.

А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьев подчеркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные зоны или центры коры головного мозга, а функциональные системы совместно работающих корковых зон. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребенка, постепенно приобретая характер прочных функциональных связей. Психические процессы и свойства личности не являются лишь результатом созревания отдельных зон и участков мозга, они складываются в процессе формирования функциональных систем и зависят от образа жизни ребенка. Эти теоретические положения определяют подход к пониманию распада и развития психики.

По Л.С.Выготскому нарушения психики определяются:

- характером локализации повреждения мозга, приводящим к частным или общим нарушениям;

- временем поражения (поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение и последствия на разных этапах психического онтогенеза);

- системным характером нарушений, в которых выделяются нарушения первичные (биологически обусловленные) и вторичные, производные от первичных, нарушения социальных функций.

 

Б.Ф.Зейгарник уделила большое внимание этой проблеме («Патопсихология», 1986; «Очерки по психологии аномального развития», 1980). До появления работ Б.В. Зейгарник было распространено мнение о том, что при некоторых психических и неврологических заболеваниях поведение человека начинает соответствовать более низкому уровню, отражающему определенный этап в детском развитии. Было мнение о послойном распаде психики от ее высших форм к низшим. Данными Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурии, С.Я.Рубинштейн было установлено, что закономерности распада психической деятельности при патологии не повторяют закономерность развития психики ребенка. Даже, когда болезнь поражает наиболее молодые, специфически человеческие отделы мозга, психика больного человека не приобретает характер психики ребенка на ранней ступени его развития. Больной утрачивает способность думать и рассуждать на высоком уровне, но это не означает возврат к этапу детства. Разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада. Как известно, многие психические расстройства, имеющие различную этиологию, патогенез и динамику, могут иметь сходство на симптоматическом уровне. Это связано с тем, что при описательном подходе анализу подвергаются только внешние поведенческие корреляты психики, за которыми могут стоять совершенно разные механизмы и содержательные характеристики, распознаваемые в результате экспериментально-психологического исследования.

 

Внутренняя картина болезни в патопсихологии. В 1938 г. А.Р.Лурия ввел понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) и вложил в него следующее содержание: «это вся масса ощущений больного, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, ее причинах…». В структуре ВКБ выделяют три уровня – сенситивный (болезненные ощущения), интеллектуальный (знания о болезни и оценка своего состояния) и эмоциональный (непосредственные эмоциональные реакции на болезненные ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека). При этом на разных этапах развития болезни удельный вес того или иного уровня может быть различным. Б.В.Зейгарник и В.В.Николаева подчеркивали, что осознание болезни теснейшим образом связано со строением мотивационной сферы человека. Чем шире и разнообразнее мотивационная сфера, тем менее выражена ипохондрическая фиксация и более успешно построение замещающей деятельности при болезни – мотивационный уровень ВКБ (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры).

Р.Конечный и М.Боухал приводят следующую классификацию реакции на болезнь:

- нормальная, т.е. соответствующая состоянию больного;

- пренебрежительная, когда больной недооценивает тяжести заболевания;

- отрицающая, т.е. активное игнорирование наличия расстройства;

- нозофобная, когда больной понимая, что его опасения преувеличены, не может бороться с ними;

- ипохондрическая, когда больной «уходит» в болезнь;

- нозофильная, когда больной получает определенное удовлетворение от болезни, освобождаясь от других обязанностей;

- утилитарная, т.е. получение выгоды от болезни (сочувствия и внимания, материальной выгоды, освобождения от военной службы, работы).

Р.Баркер с соавторами предлагали другую классификацию ВКБ:

- уход в себя, избегание ситуаций дискомфорта (у людей с узким кругом интересов, низким интеллектом, длительным сроком повреждений, в пожилом возрасте);

- замещение, т.е. недостижимые в результате болезни формы поведения заменяются иным поведением для достижения тех же целей;

- игнорирующее поведение, когда человек старается подавить любое сознательное признание заболевания и продолжает прежнее поведение;

- компенсаторное поведение, подразделяемое авторами на периодическое приспособление и периодические депрессии, фаталистическое отношение к своему состоянию и к будущему, параноидные реакции с неадекватным отношением к окружающим, агрессивные реакции, невротические реакции.

 

Знание структуры внутренней картины болезни позволяет выбрать адекватную программу психокоррекционных мероприятий, направленную на:

1) снятие дискомфортных ощущений;

2) изменение модальности переживаний;

3) активизацию усилий по конструктивному приспособлению к болезненному состоянию;

4) коррекцию когнитивных установок и способов рационализации своего состояния.

 

Принципы патопсихологического экспериментального исследования:

1) качественный системный анализ психической деятельности больного;

2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях;

3) аппеляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;

4) активная позиция патопсихолога во время эксперимента, совместная с испытуемым деятельность;

5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.

 

Принцип качественного системного анализа психической деятельности выводится из основного методологического подхода общепсихологической теории психической деятельности, согласно которому психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми. Патопсихологический эксперимент должен быть направлен не на измерение отдельных психических показателей, а на человека, совершающего реальную деятельность (Зейгарник Б.В., 1986). Качественный анализ, в противовес количественному измерению степени отклонений от «нормальных» показателей, позволяет раскрыть закономерности и механизмы распада психической деятельности больного, а не просто констатировать наличие отклонений от нормы. Качественный подход позволяет патопсихологу не столько определить, каков уровень развития той или иной психической функции, насколько он соответствует или не соответствует нормальному стандарту, сколько ответить на вопрос, как осуществляется сам психический процесс, чем были обусловлены выявляемые ошибки и трудности. Различные психические расстройства могут проявляться сходным образом в нарушениях познавательной деятельности, поведения больного. За одним и тем же патопсихологическим признаком могут стоять различные механизмы. Например, нарушения опосредованной памяти в одном случае может быть связано с нарушением умственной работоспособности – при астениях, в другом – с нарушением целенаправленности мотивов – у «лобных» больных, при шизофрении, в третьем - со снижением уровня обобщения – при олигофрении, деменции. Характер нарушений психики не является специфичным для того или иного заболевания или формы его течения, он является лишь типичным для них и может быть оценен лишь в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования. Таким образом, анализ патопсихологических данных должен носить не только качественный, но и системный характер. Приоритет качественного анализа в патопсихологическом исследовании не означает отказа от количественных характеристик экспериментальных данных. Количественные показатели так же являются частью системного подхода в оценке целостной психической деятельности.

Реализация принципа моделирования психической деятельности означает приближенность экспериментальной деятельности человека к его естественной, повседневной (учебной, профессиональной, общению). Понимание патопсихологического исследования как модели реальной психической деятельности больного требует пристального анализа всех составляющих поведения: реакций на инструкцию, на содержание экспериментальных заданий, на трудности и ошибки, на оценки результатов действий самим испытуемым и экспериментатором, на помощь, оказываемую в процессе выполнения, на изменение условий протекания деятельности и т.п.

Принцип учета личностного компонента в психической деятельности означает понимание любого психического процесса (перцептивного, мнестического, мыслительного) человека, как представленного в системе его отношений (к этой деятельности, к ситуации обследования, к экспериментатору). Отношения человека связаны со структурой его личности, с его потребностями, мотивами, с его эмоциональными и волевыми особенностями. Эксперимент должен актуализировать не только умственные способности больного, но и его личностное отношение. Под влиянием болезни у человека возникают патологические изменения личности, которые оказывают существенное влияние на протекание всей психической деятельности, меняется отношение к себе, окружающим, отсутствует адекватная оценка своих возможностей, действия лишаются целенаправленности.

Принцип совместной деятельности больного и патопсихолога базируется на вышеприведенных принципах анализа качественных изменений психической деятельности и аппеляции к личности больного. Он позволяет не только вмешиваться психологу в ход деятельности, выявляя рассуждения и отношение больного, но и формировать, обучать новому виду деятельности. Позволяет судить о возможной коррекции психической деятельности в результате внешней помощи, определять какой характер помощи (мотивирующий, активизирующий, организующий, пояснительный или наглядно демонстрирующий) требуется больному в его деятельности.

Принцип выявления сохранных сторон психической деятельности больного вытекает из предыдущего, поскольку в ходе совместной деятельности патопсихолога и больного становится очевидным как больной осуществляет поиск решения, насколько он восприимчив к оказываемой ему помощи, может ли он ею воспользоваться. Все патопсихологическое исследование, в сущности, направлено на выявление соотношения нарушенных и сохранных сторон психической деятельности, выявление своеобразия патопсихологических синдромов.

 

Правила проведения патопсихологического эксперимента. При организации патопсихологического исследования соблюдаются несколько правил:

1) экспериментальные методики должны быть направлены на раскрытие качественных характеристик психических нарушений, т.е. те показатели, которые свидетельствуют о способе выполнения заданий, о типе и характере ошибок. Количественные показатели являются условием качественного анализа данных: при анализе утомляемости, психического и моторного темпа;

2) эксперимент должен моделировать естественную психическую деятельность (в труде, учебе, общении). Моделирование заключается в соответствующей для пациента мотивировке. Например, учащемуся привычно иметь дело с текстами, предлагается определенное число раз прочесть его, спустя фиксированное время просят воспроизвести этот текст. Взрослого больного спрашивают о том, может ли он быстро говорить и предлагают «на скорость» назвать 60 любых слов, при этом выявляют содержание и связность свободных ассоциаций;

3) экспериментальные задания по своей сложности, содержанию, форме подачи материала должны соответствовать способностям и возможностям обследуемого (возрасту, языку, культурным факторам, образованию). Эксперимент должен строиться так, чтобы актуализировать не только умственную деятельность больного, но и его личностное отношение;

4) необходимы точность и объективность результатов исследования, которые достигаются тщательной регистрацией данных (высказываний, реакций больного) в протоколе, а так же проверкой результатов в повторных опытах, другими методиками и при исследовании другими патопсихологами. Больные могут нарушать порядок работы, не следовать инструкции, обсуждают и комментируют задания вместо выполнения, что не является "срывом" эксперимента, а представляет собой важный факт для анализа психики больного.

5) необходимо варьирование, изменение экспериментальных приемов, например, условий обследования (в отсутствии отвлекающих раздражителей или при их наличии), характера предлагаемой больному деятельности (чередование заданий, направленных на различные познавательные функции) и различной трудности заданий, а так же искусственное варьирование состояния больного путем изменения его мотивации (поощрения, похвалы, критики, порицания).

 

Условия патопсихологического эксперимента. Условия проведения экспериментально-психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

1) наличие специального помещения (и лишь в необходимых случаях у постели больного), рабочая обстановка помещения без отвлекающих раздражителей, шума и в то же время не в полной звукоизоляции, с хорошей освещенностью;

2) отсутствие излишней стандартизации исследования, возможность варьирования условий предъявления заданий, не ограничение времени выполнения;

3) точная и объективная регистрация данных в протоколе, одновременное ведение протокола, содержащего по каждому заданию три раздела: содержание задания, ответ или выполнение (запись слов и фраз в дословной форме или действий, например, несоответствующих инструкции), поведенческие проявления (эмоциональные реакции, комментарии или встречные вопросы, бездействие, реакции на корригирующую помощь и подсказку и т.п.), что предъявляет определенные требования к экспериментатору по выработке навыка и опыта ведения протокола;

4) предъявление формы заданий и проб внутри каждого задания по возрастающей сложности, что позволяет сопоставить предел трудности заданий разных методик, доступных испытуемому.

 

Методы патопсихологического исследования. Сущность патопсихологического эксперимента заключается в создании условий выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека. Основное различие патопсихологического эксперимента и психологического эксперимента здоровых лиц заключается в том, что патопсихолог обследует пациента, страдающего психическим расстройством. Само психическое заболевание является особым естественным экспериментом, который природа ставит над психикой. Поэтому помимо воздействия экспериментатора на психическую деятельность больного оказывают влияние воздействия, обусловленные болезнью и не контролируемые самим больным. Именно таким образом становится возможным в патопсихологическом эксперименте выявить параметры психической деятельности, зависящие от болезненных факторов. Патопсихологический эксперимент сложен по технологии проведения, поскольку включает учет зависящих от экспериментатора и независящих от экспериментатора переменных. Б.В. Зейгарник сформулировала ряд положений, на которых должно базироваться экспериментальное исследование, отвечающее целям и задачам патопсихологии.

 

Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования.

1) биографический метод - изучение анамнеза (истории) жизни пациента по документам, отражающим его жизненный путь: истории болезни, медицинской карте, характеристикам и т.п.;

2) метод наблюдения - включает в себя наблюдение за поведенческими, эмоциональными проявлениями испытуемого во время проведения патопсихологического эксперимента и беседы;

3) диалоговый метод – беседа по анамнестическим сведениям, психическому состоянию, моделированию различных жизненных ситуаций, структуре смыслового восприятия и кругу значимых представлений;

4) тестирование – проведение патопсихологического эксперимента набором методик.

 

Классификация методов по объекту (предмету) исследования:

1) уровень интеллекта (психометрические тесты);

2) познавательные функции (внимание, память, мышление);

3) индивидуально-психологические особенности, типология личности (эмоциональное реагирование, самооценка, уровень притязаний, локус контроля, акцентуация характера, функциональное состояние и т.д.).

 

Классификация экспериментально-психологических методик по иным параметрам:

1) вербальные и невербальные методики – различаются формой подачи материала заданий, в виде наглядной или словесной формы, что дифференцирует уровень операционной деятельности испытуемого в случаях недоразвития или снижения понятийного уровня, языкового барьера, мутизма и других факторов;

2) стандартизированные и нестандартизированные методики – различаются наличием или отсутствием статистической нормы результатов.

К стандартизированным относятся тесты – опросники личности (MMPI, 16-ти факторный опросник Кеттела, ПДО Личко, Айзенка и др.) и тесты интеллекта (Векслера, Равена, Амтхауэра и др.).

К нестандартизированным относятся классические патопсихологические методики внимания (проба Бурдона, таблицы Шульте и др.), памяти (10 слов, геометрические фигуры, опосредованное запоминание по Леонтьеву, пиктограммы и др.), мышления (классификация предметов, исключение понятий, исключение 4-го лишнего предмета, сравнение понятий, аналогии и др.), имеющие «относительную норму»;

3) проективные и полупроективные методики – различаются заданностью или отсутствием контекста смысловых проекций. К проективным методикам относятся методики словесной апперцепции (ТАТ, пятна Роршаха, Hand-тест Вагнера), методики предпочтений (цветовое предпочтение Люшера, тест Сонди), свободных ассоциаций (60 слов), рисуночные тесты (человека, семьи, несуществующего животного, дом-дерево-человек).

К полупроективным методикам относятся проекции, заданные контекстом и не исключающие их сознательного контроля (словесные ассоциации, пиктограммы, незавершенные предложения, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, самооценка по Дембо-Рубенштейн и др.)

 

Этапы экспериментально-психологического исследования.

1. Предварительный этап с целью подготовки программы (схемы) исследования и получения сведений о будущем испытуемом. Ознакомление с документами, несущими информацию об испытуемом (история болезни, медицинская карта, личное дело призывника, материалы уголовного или гражданского дела).

2. Планирование исследования и подготовка методического инструментария в соответствии с целью патопсихологического исследования. Цель направления пациента к патопсихологу определяет врач (дифференциальный диагноз, выявление степени нарушения психических функций, динамика и характер изменений в ходе лечения, экспертные задачи), а рабочую гипотезу выдвигает сам патопсихолог, руководствуясь знаниями о способах выявления специфики и закономерностей нарушения психики.

3. Беседа, имеющая своей целью психологически подготовить пациента к предстоящему эксперименту, также установить психологический контакт, получить недостающие сведения о психологических составляющих его жизни, отношений с другими, психического состояния. Беседа не должна затрагивать моменты и темы, которые могут вызвать эмоциональное состояние, негативно отражающееся на мотивации к обследованию. Беседа не должна быть продолжительной (не более 10-15 минут).

4. Экспериментальная часть - собственно экспериментально-психологическое исследование набором методик в соответствии с вышеприведенными правилами

5. Завершающая беседа с «обратной связью» о результатах эксперимента, в общих констатирующих словах, без отрицательной оценки, с доброжелательным напутствием

6. Обработка результатов экспериментально-психологического исследования, подсчет количественных показателей, анализ данных в соответствии с принципом качественного системного подхода.

7. Написание заключения по полученным результатам.

 

Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования. Анализу подвергаются все эмпирические данные: данные беседы, наблюдения и результаты выполнения всех экспериментальных заданий. Анализ результатов требует не только квалификации отдельных симптомов нарушения психических функций, т.е. качественных характеристик нарушения протекания познавательной деятельности и различных сторон личности. Перед психологом стоит задача обобщить все данные и выделить основные нарушения в целом. Для достоверной квалификации патопсихологических симптомов и синдромов необходимо объективно оценивать всю экспериментальную ситуацию в целом, обращать внимание на:

1) отношение испытуемого к ситуации эксперимента (в зависимости от его состояния, намеренной установки – симуляции, аггравации, диссимуляции);

2) особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора;

3) отношение испытуемого к инструкциям (следование инструкции, игнорирование, не понимание);

4) отношение к совершаемым ошибкам (самостоятельный поиск исправления, по внешнему указанию, не исправление);

5) восприимчивость испытуемого к оказываемой помощи.

 

Процесс анализа и интерпретации результатов имеет свои этапы:

1) обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента (результаты в начале и конце выполнения одного задания, в начале, при продолжении и в конце всего обследования), так как именно от состояния зависит оценка выявляемого симптома;

2) оценка мотивированности испытуемого к обследованию, наличие или отсутствие заинтересованности;

3) анализ всей совокупности данных, получаемых по каждой из конкретных методик (понимание инструкции, отношение к заданию, способ выполнения, рассуждения по ходу принимаемых решений, ошибки и возможность их коррекции, проявления эмоционально-волевой сферы и т.п.);

4) сопоставление результатов выполнения различных методик, в результате чего выявляются характерные особенности нарушения отдельных психических процессов и сторон личности -патопсихологический симптом;

5) сопоставление патопсихологических симптомов и формирование патопсихологического симптомокомплекса (синдрома).

Патопсихологический анализ и язык (патопсихологические понятия). Для квалификации выявляемых признаков и определения механизмов, их обусловливающих, используются критерии «функциональных» проб. Для разграничения шизофренического симптомокомплекса от психогенного нужно сопоставлять ответы на нейтральные и эмоционально нагруженные (личностно значимые) задания, для разграничения шизофренического и психопатического симптомокомплекса необходимо сопоставлять ответы на нейтральные и затрагивающие мотивацию испытуемого. Для разграничения нарушений мышления и интеллектуальных затруднений необходимо сопоставлять ответы на задания вербального и наглядного типа, задания объективно различной сложности.

Любой ответ испытуемого, в зависимости от актуализируемого им признака предметов или явлений, можно разделить по трем параметрам. Во-первых, по уровню обобщения, во-вторых, по качеству (стандартности) признака, в третьих, по субъективности или эмоциональной окрашенности.

Параметр, характеризующий уровень обобщения, отражает прошлый опыт, умение оперировать понятиями и абстрагироваться от конкретных признаков объектов. Операция обобщения выступает в качестве наиболее существенной и основополагающей операции познавательной деятельности, уровень ее развития соотносится с уровнем образования, встроенности обобщенных знаний в систему представлений испытуемого. Наиболее стандартными и частыми здесь являются практически значимые, функциональные, категориальные признаки объектов, в которых закреплен социальный опыт категоризации объектов. Шкала возрастания признаков от конкретных к абстрактным выглядит следующим образом:

конкретно-синкретные (по Л.Выготскому)

конкретно-ситуационные (по Б.В.Зейгарник)

практически значимые (стандартные), функциональные

абстрактно-категориальные

символические, усложненные

Параметр качества признаков отражает те свойства объектов, которые имеют непосредственный или опосредованный источник в реальной жизни. Качество актуализируемых признаков может быть дано в чувственном опыте (посредством органов чувств), т.е. все то, что видится, осязается, слышится и в опосредованном, умозрительном виде. Шкала качества признаков представлена в следующем виде:

поверхностные, наглядные признаки

второстепенные (присущие объектам)

малозначимые (присущие объектам)

стандартные, существенные, значимые

отдаленные

своеобразные, усложненные

латентные (надуманные, маловероятные)

Параметр эмоциональной окрашенности признаков позволяет оценить степень проекции значимых переживаний, эмоциональных предпочтений или отвержений. По степени выраженности эмоционального компонента возможна следующая градация:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.