Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для определения личности пациента




Пожилой возраст.

1. Какие ограничения в вашей жизни вы ощутили (если вообще что-то ощутили) при достижении старости? Есть ли у вас физические жалобы? Страдают ли органы чувств? Память? Ориентация?

2. К кому вы можете обратиться, если заболеете или если вам будет нужна помощь?

3. Как вы подготовились к возможному усилению зависимости?

4. Есть ли у вас чувство того, что вам нужно завершить много
дел?

5. Раздражает ли вас внешний мир?

6. Насколько вы готовы к смерти? Готовы ли вы уйти? Есть ли ощущение того, что вы сумели себя полностью реали­зовать в жизни? Приемлете ли вы мысль о том, что жизнь прошла зря, нет ли у вас навязчивого ощущения, что вы могли что-то сделать, но не сделали?

7. Рассматриваете ли вы смерть как уход? Или как путе­шествие?

8. Каковы ваши воззрения на жизнь после смерти? Или на
Судный День?

9. Что вы думаете о бессмертии души? Или о присутствии
мертвых в воспоминаниях?

 

Старость может начаться в любой момент жизни. Некоторые дети выглядят и ведут себя, словно старики, а некоторые девяностолетние сохраняют детскую живость, которая исклю­чает всякую мысль о дряхлости. Тем не менее с годами при­ходит старость. После восьмидесяти лет большинство из нас может почувствовать приближение старости и столкнуться с двумя основными проблемами: зависимостью и смертью.

При анализе случая оценка признаков старости должна включать в себя мнение пациента о процессе старения (осозна­ет ли он его? принимает ли во внимание? борется ли с ним?), а также объективные факты: снижение физических и психиче­ских способностей, замедление движений, ухудшение зрения и слуха, нарушения мышления и памяти.

Важной проблемой пожилого возраста является подготовка к смерти. Некоторые люди могут достичь ощуще­ния, что жизнь не прошла даром, и чувствуют себя готовыми к смерти. Другие же могут остро ощущать, что их жизнь не реализована, чувствовать себя обманутыми из-за того, что смерть «пришла слишком рано». То, как человек встречает смерть, зависит от конструктивности его размышлений об этом событии. Та роль, которую смерть играет в нашей жизненной философии, зависит от нашего взгляда на проис­ходящее за пределами нашего земного существования, от це­ли нашего прихода и ухода. Разные люди по-разному относят­ся к идее цикличности жизни или бессмертия души человека, к продолжению жизни в памяти других людей. Эриксон (Erikson, 1968) сводит главный вопрос пожилого возраста к альтернативе «интегрированность или отчаяние».

 

1. Как бы вы описали стиль жизни своего пациента?

2. Как этот индивидуальный стиль жизни отражается в поведении вашего пациента?

3. Какие черты вашего пациента кажутся вам уникальными?

4. В чем ваш, пациент сам считает себя уникальным?

Гордон Олпорт много лет назад провел разграничение между номотетическим и уникальным (Alport, 1951). Под номотетическими он понимал измерения, когда характеристики человека располагают на определенной шкале и сравнивают их с харак­теристиками других членов данной популяции. Примером номотетического измерения может служить измерение интел­лекта, при котором он оценивается по сравнительной шкале — ниже среднего, средний, выше среднего.

Если личность оценивается как уникальная, то мы не мо­жем применять подобные сравнительные шкалы. Нас прежде всего интересует то, как индивид уникальным образом исполь­зует, например, свой интеллект наряду с другими своими спо­собностями, чтобы адаптироваться к внешнему миру. Каждая конкретная форма использования этих способностей и их со­четание относятся только к данному человеку.

Номотетические измерения. Список номотетических параметров выглядит как резюме психологического исследования. Он включает в себя:

 

Физические параметры. Такие параметры, как рост и вес, могут оказывать существенное влияние на отношение людей к окружающему их миру. Давно отмечено, что физические качества оказывают важ­нейшее влияние на наше поведение. В результате появились различные системы классификации так называемых соматотипов: астеники, пикники, атлети­ческий тип по Кречмеру; экто-, мезо- и эндоморфные типы по Шелдону.

Настроение и темперамент. Существует множество формальных шкал для измерения различных аспектов настроения и темперамента. Чаще всего бывает достаточно записей о внешности пациента, его движениях и речи, о том, как пациент рассказывает о своих чувствах.

Интеллект. Терапевт может получить в свое распоряжение результаты измерения интеллекта пациента по таким формальным тестам, как, например, шкала Векслера. Необходимо всегда учитывать разные формы прояв­ления интеллекта. Интеллект, на который опирается человек, сочиняя музыку, отличается от интеллекта человека, пытающегося разоблачить сложный случай мошенничества. Интеллект, измеряемый с помощью форма­лизованных тестов, не обязательно коррелирует с творческими способностями.

 

Социальные установки. Здесь существует бесконечное множество разных психологических шкал. Можно выделить несколько направлений исследования.

 

1. Изучение ценностей. Как тот или иной человек ранжирует различные системы ценностей, с которыми он сталкивается каждый день: власть, социальные, эстетические, религиозные, интеллектуальные, экономические ценности? Как эти рейтинги ценно­стей отражаются на выборе профессии, проведении досуга (хобби, вторая профессия и т. д.)? Как они отражаются на моральных суждениях пациента?

2. Установки по отношению к другим людям.

3. Установки по отношению к себе.

 

Психологический тип и стиль. Оценочные шкалы являются психологическими эквивалентами типологии строения тела. В качестве примеров можно привести предло­женное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов, с одной стороны, и на чувствующий, ощущающий, интуитивный и воспринимающий типы — с другой (Jung, 1946); используемое в трансактном анализе разграничение Ребенка, Взрослого и Родителя.

При другом подходе к определению типов личности вводится понятие стиля, который можно выявить на основе присущих нам форм самовыражения. Шапи­ро дает описание «невротических» стилей — фобического, истерического, обсессивного и паранойяльного (Shapiro, 1965).

 

 

Уникальная адаптация. Уникальный человек — это больше чем совокупность бесконеч­ного множества оценок, полученных по бесконечному мно­жеству номотетических шкал. Кроме того, уникальность может проявляться в элементах, пока еще не сведенных ни в одну шкалу. Когда мы думаем о человеке, которого знаем (возможно, только поверхностно), мы часто выделяем некую характерную черту, отличающую его от других людей.

 

Как носишь шляпку, как отпиваешь чай...

Как лучезарно смеешься... как поешь невпопад...

(Gershwin, 1937)

 

Некоторые люди наделены талантом, благодаря которому выделяются из миллиона. Этим талантом может быть что угодно — атлетические способности, манера пения, проница­тельность, интеллект. Это могут быть математические способ­ности, иногда проявляющиеся, например, у так называемых «талантливых идиотов», или иные незаурядные качества. Жизненный путь таких людей обычно определяется этим дарова­нием; получат ли они признание или окажутся в изоляции, зависит от того, какого рода соглашение им удается заключить с обществом. Если обратиться к анализу случая, то в качестве одного из способов выявления уникальности, присущей каждо­му человеку, в него должно быть включено рассмотрение его талантов и дарований.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.