Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины. Материалы для декорирования керамики




Материалы для декорирования керамики

Таблица 5.2

Материалы для декорирования керамики

Чем наносят декор На что наносят декор Как закрепляют декор
Ангоб Необоженный полуфабрикат Однократный обжиг при температуре спекания керамики
Глазурь Однократно обожженный полуфабрикат Второй обжиг при температуре разлива глазури
Подглазурная краска Однократно обожженный полуфабрикат Второй обжиг при температуре разлива глазури
Соль Однократно обожженный полуфабрикат Второй обжиг при температуре разлива глазури
Надглазурная краска Глазурованный полуфабрикат Третий обжиг при температуре 700 – 850 0С
Препараты благородных металлов (золото, серебро, платина) Глазурованный полуфабрикат Третий обжиг при температуре 600 – 700 0С

 

Ангоб – глинистую пасту с пигментами наносят росписью кистями, поливом и окунанием. Глазури – росписью, окунанием, поливом, распылением (пульверизацией). Керамические краски – росписью, пульверизацией, трафаретной печатью (шелкографией), прямой печатью (штампами), декалькоманией.

Керамические пигменты, входящие в состав ангобов, цветных глазурей и керамических красок, должны быть стойкими к действию высоких температур и расплавов глазури. В их роли выступают окрашенные тугоплавкие оксиды. В состав керамических красок помимо пигмента входят флюсы (легкоплавкие стекла) и оттеночные средства. Краски наносят используя в качестве разбавителей скипидар, вязкие растворы сахара, глицерина, декстрина и водорастворимых полимеров. Надглазурные керамические краски представлены большой палитрой более ярких цветов, чем подглазурные. В последние годы все чаще используют межглазурные керамические краски, которые наносятся на сырую глазурь и обжигаются во втором обжиге.

Несмотря на прошедшие тысячелетия, основные стадии технологии керамических изделий остались те же. Активно совершенствуются методы подготовки сырья, формования и обжига. Для современного керамического производства характерно снижение затрат на высокотемпературную тепловую обработку (внедрение скоростного обжига), расширение возможностей декорирования изделий.

 

 

Ангоб – декоративное покрытие для керамики на основе глин с пигментом. Различают глинистые, флюсные и смешанные ангобы.

Глазурь – стекловидное тонкое покрытие на поверхности керамического тела, образуемое в процессе обжига для придания изделию декоративности, увеличению прочности и т.д. Часто глазурью называют исходный глазурный шликер.

Гончарные изделия – изделия, изготовленные из местных окрашенных глин, обычно неглазурованные, пористые. Иногда так называют изделия, выполненные на гончарном круге.

Каменные (тнкокаменные) керамические изделия – керамические плотноспекшиеся изделия однородного строения раковистого излома преимущественно светлой окраски, изготовленные из тугоплавких или огнеупорных глин и каолинов, шамота или кварцевого песка. Не пропускают воду.

Каолин (кит. "высокая гора") – глинистый материал белого цвета с высокой огнеупорностью, состоящий в основном из минерала каолинита.

Керамика – поликристаллический неметалический твердый материал, полученное методами керамической технологии, включающей подготовку формовочной массы (шликера), формование, сушку и обжиг, в процессе которого образуется сплошное, прочное, твердое тело.

Керамические краски – смесь пигментов с флюсами (стеклами) и оттеночными средствами и вязкой основой (скипидар, глицерин, раствор сахара и водорастворимые полимеры) для декорирования керамики.

Майолика – вид глазурованной керамики из местных легкоплавких глин с добавлением в качестве отощающих песка или шамота. Отличается широкой палитрой декорирующих изделие легкоплавких глухих или прозрачных глазурей и керамических красок

Огнеупорность – способность керамических материалов противостоять, не расплавляясь, действию температуры. По огнеупорности все керамические материалы подразделяют на легкоплавкие (<1350°С), тугоплавкие (1350 – 1580°С), огнеупорные (1580 – 2000°С), высокоогнеупорные (>2000°С).

Огнеупоры (огнеупорные материалы) – неметаллические материалы, отличающиеся повышенной огнеупорностью.

Отощающие – материалы, используемые технологии керамики в качестве сырьевых, практически не имеющие усадки и поэтому снижающие ее при сушке.

Плавни – вещества имеющие низкую температуру плавления или образующие в процессе обжига с другими компонентами сырья легкоплавкие соединения. ПЛАВНИ используются в керамической технологии для снижения температуры спекания керамического материала и увеличения количества стеклофазы.

Пластическое формование – совокупность методов формования пластичной массы с влажностью 14 – 25 %. Прессование – способ формования керамических изделий, заключающийся в прессовании керамического пресс – порошка в металлических формах с помощью пресса

Термостойкость – свойство материала выдерживать без разрушения резкие перепады температур.

Терракота – вид керамики, однотонный неглазурованный материал, изготавливаемый из качественных малоусадочных глин, имеющих равномерную окраску

Фарфор – вид керамики белого цвета с плотным раковистым изломом. Для изготовления фарфора используют огнеупорные беложгущиеся глины и каолины, кварц и полевые шпаты (соотношения пластичных и отощающих как 1:1). Различают мягкий и твердый фарфор. Отличается белизной и просвечиваемостью.

Фаянс – вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, температура первого обжига превышает температуру второго. Имеет мелкопористый белый излом. Различают мягкий и твердый фаянс.

Шамот – обожженная глина (более широко – порошок обожженного алюмосиликатного керамического материала). Применяется в качестве отощающего материала, в том числе и как основной компонент.

Шликер – водная суспензия, содержащая мелкодисперсные частицы керамической массы, неоседающие в течение длительного времени. Для придания шликеру устойчивости (поддержания частиц во взвешанном состоянии) используют химические добавки и непрерывное механическое перемешивание.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.