КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Очная форма обучения. Практические занятия (семинары) № п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.) 1
Практические занятия (семинары)
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература учебная литература 1. Образцы процессуальных документов. Досудебное производство:практ. пособи/[Ю. П.Боруленков[и др.];под общ. ред. А.А. Толкаченко.–М.:Юрайт, 2013.–371с. 2. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. И.Л. Петрухин, И.Б.Михайловская. – М.: Проспект, 2012. – 686 с. 3. Уголовный процесс: учебник/под ред. В. П. Божьева.–2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт: Высшее образование,2009.–524 с.
нормативные правовые акты 1. Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 г. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. 3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года 4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) и Протоколы к ней
5. Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. 6. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. 7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 8. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ. 9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. 10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. 11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. 12. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 13. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. 14. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I. 15. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ. 16. Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ. 17. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ. 18. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ. 19. О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ. 20. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. 21. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. 22. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314. 23. Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях: утв. межвед. приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря
24. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: утв. межвед. приказомМВД России,Минобороны России,ФСБ России, ФСО России,ФТС России, СВР России,ФСИН России, ФСКН России,Следственного комитетаРоссийской Федерацииот 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68. 25. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137. 26. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2011 г. № 162. 27. Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 марта 2010 г. № 107. 28. Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 276. б) дополнительная литература
1. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учеб. пособие. – 3–е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 2. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов / В.В. Вандышев; Межрегиональный институт экономики и права. М.: ВолтерсКлувер, 2010. 3. Волколуп О.В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
4. Волынская О.В., Шаров Д.В. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве: учеб. пособие. М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2009. 5. Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. М.: Зерцало-М, 2001. 480 c. 6. Дознание в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ф.К. Зиннуров и др.; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. 7. Ендольцева А.В. Стадии уголовного судопроизводства (уголовного процесса): учеб. пособие. М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2009. 8. Есина А.С. Дознание в органах внутренних дел: Пособие для подготовки к экзаменам / А.С. Есина, Е.Н. Арестова. М.: Кнорус, 2009. 9. Калиновский К.Б. Основные виды уголовного судопроизводства. СПб.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2002. 10. Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: монография. М.: Московский университет МВД России, 2008. 11. Победкин А.В., Бурцев С.Н. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения: монография. – М.: Юрлитинформ, 2010. 12. Рассмотрение сообщения о преступлении: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 13. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. M.: Наука, 1968. 14. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. Лупинская П.А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. 15. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 16. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб.: Изд-во «Альфа», 1996. В 2-х томах. 17. Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: монография. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 18. Химичева Г.П., Ульянова Л.Т. Конституция Российской Федерации и вопросы уголовного процесса: учеб. пособие. М.: Изд-во Юрид. ин-та МВД РФ, 1995. 19. Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 20. Чельцов М.А. Советский уголовный процесс: учебник.Изд. 4-е, испр. и перераб. М.: Госюриздат, 1962. 21. Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. М.: Юрлитинформ, 2004.
в) программное обеспечение: использование программного продукта «Конструктор тестов». Версия: 3.2.0.8.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: использование системы КонсультантПлюс. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: · Интерактивная доска · Мультимедийный проектор · DVD-проигрыватель · Ноутбук 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Рекомендуемыми модулями внутри дисциплины «Уголовный процесс» являются: Модуль I. Включает в себя 1 раздел дисциплины: «Общая часть: общие положение уголовного судопроизводства». Модуль II. Включает в себя 2 раздел дисциплины: «Особенная часть: досудебное производство». Модуль III. Включает в себя3 раздел дисциплины: «Особенная часть: судебное производство». Модуль IV. Включает в себя4 раздел дисциплины: «Особенная часть: особый порядок уголовного судопроизводства». Модуль V. Включает в себя5 раздел дисциплины: «Международное сотрудничество в сфереуголовного судопроизводства». Изучение дисциплины «Уголовный процесс» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое занятие с элементами семинарского; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия, доклады, рефераты, научные сообщения и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения. Занятия проводят с использованием активных и интерактивных технологий, в их числе: - «мозговой штурм»(метод «дельфи»); - практикум, решение ситуационных задач с составлением необходимых процессуальных документов, составление алгоритмов действий; - модельный метод обучения (деловые, ролевые игры, инсценировка); - приемы технологииразвития критического мышления (РКМ): · работа в группах; · стратегия IDEAL(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения); · «кластеры», «денотатный граф» (вызов, осмысление, рефлексия); · сравнительные таблицы; · дискуссия. Лекция является одним из важнейших видов учебных занятийи составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Лекцииносят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер и читаются, как правило, по всем разделам курса. Лекции с проблемно-методологическим изложением материала позволяют активизировать познавательный процесс и мыслительную самостоятельность обучающихся, что способствует глубокому и всестороннему изучению дисциплин. В ходе проблемной лекции преподаватель должен показать образец научного анализа проблемы, стимулировать обучающихся к участию в обсуждении проблемы на последующих групповых занятиях. Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации. Практические занятия с элементами семинарских проводятся в аудиторной диалоговой форме, предполагающей активное участие обучающихся, направленной на формирование у них навыков самостоятельного теоретического анализа рассматриваемых в курсе проблем, в том числе путем изучения текстов первоисточников, накопление практического опыта решения типовых профессиональных задач, умений толковать и применять нормы уголовно-процессуального законодательства, разрешать проблемы, возникающие в процессе применения норм права, вносить теоретически обоснованные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения, а также приобретение навыков принятия решений и разработки нормативных правовых актов. В целях реализации практико-ориентированного подхода к обучению, повышения его эффективности и качества обучающиеся на практических занятиях и в период самостоятельной работы выполняют соответствующие определенной теме задания практикума. Практикум содержит «сквозную» ситуационную задачу, распространяющуюся на все стадии уголовного судопроизводства, на основе которой обучающиеся должны принимать в соответствии с действующим законодательством процессуальные решения, производить следственные и иные процессуальные действия и оформлять необходимые постановления, протоколы и иные процессуальные документы. Кроме того практикум содержит задания, нацеленные на составление алгоритмов действий в той или иной практической ситуации, а также задания по теоретическим вопросам дисциплины, представленные в виде схем, сравнительных таблиц. Практические занятия с элементами семинарских по дисциплине «Уголовный процесс» служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями, анализа передового зарубежного опыта, проблем действующего уголовно-процессуального законодательства, мнений ученых и практических работников по отдельным проблемам, внесения аргументированных предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения. Обсуждение вопросов, рефератов и исследовательских работ проводится в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучающихся группы. Можно дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу и др. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Порядок и форма проведения практических занятий подробно излагаются в соответствующих планах с методическими рекомендациями для подготовки к занятиям, заданиями для самостоятельной работы и списком рекомендуемой литературы. Успешному проведению практических занятий способствует предварительная тщательная самостоятельная подготовка обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся включает в себя: изучение и анализ нормативных правовых документов, а также учебников, учебных пособий, научных публикаций, подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и др.) и выполнение соответствующих заданий; выполнение контрольной работы, рефератов, докладов, исследовательских работ, презентаций и т. п.; выступление с докладами и сообщениями на научных мероприятиях различного уровня, подготовку к зачету, экзамену. По отдельным вопросам изучаемой дисциплины обучающиеся должны выполнить исследовательскую работу. Такая работа должна состоять из 3 частей: 1 часть: описание проблемы, порожденной несовершенством действующего законодательства; 2 часть: материалы исследования (мнения ученых, практических работников; научные статьи, публикации, материалы, проведенных исследований различными авторами; статистические данные; материалы следственной и судебной практики; материалы исследований, проведенных обучающимся (анкетирование, опрос, интервьюирование и др.)); 3 часть: предлагаемые обучающимся варианты решения обозначенной в 1 части исследования проблемы. Примерная тематика исследовательских работ предложена в разделе оценочных средств для текущего контроля успеваемости. Для более рационального использования времени самостоятельной работы сначала целесообразно ознакомиться с основными вопросами, предлагаемыми для усвоения каждой отдельной темы. Затем проанализировать нормативную правовую базу, при необходимости законспектировать основные положения законов и подзаконных нормативных актов, относящихся к изучаемой проблеме. Обучающиеся должны работать над официальными текстами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов. Об изменениях законодательства, принятых за последнее время, можно проконсультироваться у преподавателей кафедры, а также воспользоваться оперативными данными справочно-консультационных систем «Гарант», «Консультант +» и т.п. Затем желательно сделать обзор рекомендованной литературы, выписав при этом выдержки в объеме, достаточном для аргументированного ответа по каждому вопросу. Важнейшей составной частью самостоятельной подготовки является конспектирование изучаемого материала. Оно позволяет развить навыки анализа законодательных, ведомственных нормативных актов, иных источников, умение точно и сжато формулировать необходимые положения, отделить главное от второстепенного. Кроме того, процесс конспектирования способствует более качественному усвоению и запоминанию прочитанного. Помимо собственных записей в качестве рекомендуемых аннотаций изучаемого материала могут быть использованы лекции по всем темам уголовно-процессуального права, имеющиеся в учебно-методическом комплексе. В процессе самостоятельной работы необходимо выполнять соответствующие изучаемой теме задания практикума. При изучении дисциплины следует обратить внимание на сущность и содержание новелл, касающихся наиболее важных норм и институтов уголовно-процессуального права. О научных разработках по проблемам уголовно-процессуального права последних лет обучающиеся также должны иметь достаточно четкое представление. Для этого следует поработать над публикациями в журналах «Государство и право», «Уголовный процесс», «Российский следователь», «Закон и право», «Законность», «Юстиция», «Российская юстиция», «Адвокат», «Российский адвокат» и других, сборниках научных статей и материалов различных научно-практических конференций, посвященных актуальным вопросам уголовного судопроизводства. Выполнение контрольной работы является одной из форм самостоятельной работы обучающегося в свободное от обязательных занятий время и предполагает: 1) углубление и систематизацию знаний, полученных по дисциплине; 2) выработку навыков сбора и обобщения практического материала, работы с первоисточниками; 3) развитие умений применять полученные знания для решения конкретных научных и практических проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении. Контрольная работа состоит из 3 заданий. Первое и второе задания рассчитаны на подготовку сравнительной характеристики различных институтов уголовно-процессуального права, то есть выделение общих черт и отличий. Третье задание – решения практической ситуационной задачи с составлением процессуального документа. Вариант заданий контрольной работы выбирается обучающимся в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Наиболее рациональной представляется следующая последовательность выполнения работы: 1. отчетливое и ясное представление и осмысление заданий работы; 2. поиск и отбор литературы; 3. составление плана работы; 4. написание текста; 5. оформление работы; 6. представление работы преподавателю; 7. устранение указанных недостатков. В процессе подбора и изучения литературы по дисциплине следует использовать: 1) рекомендуемую литературу, материалы лекционных занятий; 2) действующее законодательство; 3) решения высших судебных органов; 4) результаты самостоятельных исследований и исследований, проведенных другими авторами; 5) данные статистики; 6) мнения работников правоохранительных органов; 7) личную практику. В тексте контрольной работы не должно быть сокращенных слов, за исключением общепринятых. Работа выполняется на писчей бумаге формата А-4 на одной стороне листа через два интервала и полями вокруг текста. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. В целом каждая страница должна содержать не более 1800 знаков (30 строк по 60 символов в строке). Сноски печатаются на каждой странице через один интервал. Работа сшивается в папке-скоросшивателе. Выполненная контрольная работа проверяется преподавателем. При неудовлетворительной подготовке контрольной работы она возвращается обучающемуся для доработки с письменным указанием недостатков. Заключительным этапом самостоятельного изучения учебной дисциплины «Уголовный процесс» должно стать составление развернутых, аргументированных с позиции действующего законодательства, теории и практики ответов на вопросы, предусмотренные для подготовки к экзамену. Следует систематизировать свое будущее выступление, построив его алгоритм из совокупности краткого введения в курс вопроса, изложения фактов, их правового анализа и выводов. От обучающихся не требуется дословного знания законодательных формулировок. Однако они должны знать содержание норм уголовно-процессуального права, свободно владеть терминологией, используемой в нормативных актах и специальной литературе, уметь комментировать материал, используя знания, полученные по другим учебным дисциплинам уголовно-правового комплекса. Преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как обучающийся понимает те или иные правовые категории и реальные проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли. На экзамене преподаватель может задавать дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим или неполным ответом, то вторые, в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Можно выделить следующие критерии оценки, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзамене: - правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.); - полнота и в то же время разумная лаконичность ответа; - новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных правовых источников; - умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к практическим ситуациям; - логика и аргументированность изложения; - грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; - культура речи. Таким образом, преподаватель оценивает как знания даннойдисциплины (содержания), так и форму, стиль его изложения. Если у обучающихся в процессе самостоятельного изучения дисциплины остались сложные для восприятия и неразрешенные вопросы, то в таких случаях необходимо прибегнуть к методу получения индивидуальных консультаций путем постановки вопросов и получения ответов от преподавателей кафедры, в том числе и в электронной форме через сеть «Интернет». Вопросы организации самостоятельной работы подробно излагаются в соответствующих методических рекомендациях. Формы контроля самостоятельной работы: - контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п. (на практических занятиях); - проверка выполнения письменных заданий; - тестирование. Промежуточные формы аттестации по итогам изучения дисциплины – зачет, экзамен.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |