Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистические модели опосредующего и смягчающего действия




190

Смягчающие эффекты

Большинство психоаналитической литературы по смягча­ющему, сдерживающему действию, известному также как буферный эффект, рассматривает последствия для здоровья социальной поддержки [300, 313]. Исследования в этой об­ласти указывают на непосредственное положительное вли­яние механизмов стресса. Этот аргумент — ключ не только к определению, являются ли личностные особенности пред-



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса


J21


 


определяющими для стратегий или же стресс — следствие вза­имодействия личности и среды, но и к выводу о том, насколько он воздействует на психическое и физическое здоровье.

Как было сказано выше, модель прямого воздействия предполагает, что независимо от уровня стрессогенности пре­одоление вызывает данный результат. Согласно этой модели, активное или непосредственное преодоление будет всегда связываться с хорошими результатами, независимо от того, насколько сложна проблема. Напротив, буферный эффект учитывает, что преодоление снижает только стрессогенность. То есть активное преодоление влияет на результат постольку, поскольку уменьшает отрицательное действие стресса, осо­бенно при высокой напряженности.

Почему важен этот вопрос прямого или буферного дей­ствия преодоления? С точки зрения исследований социальной поддержки он считается важным, потому что вносит ясность в понимание механизма того, как социальное влияет на здо­ровье. Например, известно, что женатые люди обычно живут дольше, чем одинокие. Если это так, в том числе и потому что помощь супруга (супруги) уменьшает стресс, то, возможно, социальная поддержка от супруга (супруги) укрепляет и фи­зическое здоровье, снимает вредное влияние стресса — в этом случае должны быть четкие статистические данные о корре­ляции между семейным положением и влиянием стресса на здоровье. Другими словами, не состоящие в браке люди или несчастливые в браке испытывают больший стресс в то время, как те, кто счастлив в браке не будут иметь таких симптомов, потому что они защищены от отрицательного влияния стрес­са социальной поддержкой. Если, с другой стороны, брак оказывает прямое воздействие, то можно предполагать, что социальная поддержка не только важна сама по себе, но и что более здоровые люди — скорее всего, женаты. Таким образом, женатые люди лучше себя чувствуют независимо от уровня стресса.

Этот факт особенно важен при полевых исследованиях с использованием самоотчетов или интервью для оценки уров­ня социальной поддержки. Предполагается, что социальная поддержка оказывает прямое влияние на здоровье и тогда, возможно, существует взаимовлияние между стрессом и со-


циальной поддержкой, отражающейся на состоянии здоровья. Если подразумевается только прямое влияние, то с социальной поддержкой смешивается что-то еще (например, личностные особенности или здоровье), что может играть ведущую роль в каузальной связи. Может оказаться, что причинная связь существует независимо от взаимодействия, и то, что внешне кажется социальным, является другой переменной.

В исследованиях преодоления стресса разделение прямо­го и буферного эффекта может быть затруднено. С. Aldwin и Т.А. Revenson [235] предположили, что прямое влияние со­относится с личностным подходом к преодолению, так как эффект поддержки зависит и основан на межличностном взаимодействии. Другими словами, если специфическая стратегия типа отрицания показывает только направление действий и не подразумевает сотрудничества, то, вероятно, люди, часто использующие эту стратегию, более подвержены действию внешней среды и у них выше риск возникновения психологических нарушений. С другой стороны, если преодо­ление оказывает смягчающий эффект, то это предполагает, что действия в конкретной ситуации могут уменьшать (или увели­чивать) стресс. Иными словами, попытка выявить механизм воздействия стресса на здоровье служит ответом на основной вопрос — является ли преодоление функцией личности или результатом совместного влияния и личности, и ситуации. Также возможно, что прямое и смягчающее влияние может служить для понимания действия на здоровье по аналогии с влиянием социальной поддержки на здоровье. Например, предположим, что выражение эмоций связано с увеличением артериального давления. Если угроза снижает давление неза­висимо от уровня стрессогенности, то можно предположить, что отношения между угрозой потери и кровяным давлени­ем — функция просто особенностей личности: спокойные, флегматичные люди имеют вообще более низкое кровяное давление. Однако, если угроза потери связана со снижением давления прежде всего в состоянии сильного стресса, можно сделать вывод, что эта стратегия выполняет буферный эффект между стрессом и артериальным давлением и, таким образом, может оказывать каузальное воздействие независимо от лич­ностных особенностей. Также верно, что в полевом исследова-



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса


 


нии нельзя полностью исключить влияние индивидуальности. В этом случае наилучшим было бы исследование, в котором сначала обучают использовать специфическую стратегию и затем наблюдают влияние на физиологические параметры. Тем не менее взаимодействие обеспечивает некоторое до­казательство того, что преодоление оказывает влияние на здоровье. Если это так, то оно означает, что можно обучать способам преодоления, сохраняющим здоровье, и это одна из причин, почему изучение проблемы преодоления стресса является важной не только в научном, но и в практическом отношении.

Таким образом, данное направление изучения механиз­мов преодоления стресса (преодоление и здоровье) по своей природе является экспериментальным, в котором одни ис­следователи используют тесты и связывают преодоление с психическими и физическими особенностями, полученными путем самоотчета, а другие — изучают больных и определяют влияние стиля на их здоровье. Просто соединение преодо­ления и его последствий для здоровья путем корреляции или выделений групп не сообщает ничего о механизме действия его на здоровье. Только исследуя опосредующее и смягчающее влияние, можно понять, какие используются механизмы вли­яния преодоления на здоровье, и каким образом осуществля­ется связь между психикой и теплом. Однако об успехе таких исследований говорить еще рано, и большинство исследова­телей просто демонстрируют эту связь и высказывают только предположение о ее природе. Более того, многие исследовате­ли чрезмерно упрощают статистические методы обработки по­лученных результатов и придерживаются различных подходов и теорий при применении статистики.

С. Aldwin [233] дает краткое объяснение, толкование некото­рых статистических методов, используемых при изучении эф­фектов преодоления стресса на здоровье. Автор отмечает, что в преодолении упрощенно понимают смягчающий эффект,


разделяя «плохой» или «хороший» способ преодоления. Сре­ди «плохих» способов находим положительную корреляцию между стрессом и последствиями, принимая во внимание, что при «хороших» способах эта связь будет минимальной или вообще отсутствует. Другими словами, «хороший» стиль преодоления смягчает или сокращает отрицательное влияние стресса. Механизмы преодоления, как считалось, защищают человека от неблагоприятного действия стресса.

В более поздних исследованиях прямое и буферное воздей­ствие обычно описывается иерархическими регрессионными уравнениями [313]. Это снимает проблемы, связанные с более или менее произвольным выделением групп людей. В иерар­хической регрессионной модели независимой переменной является стресс, а зависимой — стратегия, и затем отдельно вводится в уравнение понятие взаимодействия. Это взаимо­действие объединяет множество переменных преодоления и переменную стресса.

Иерархические уравнения регрессии дают два важных по­казателя, которые позволяют определять, работают ли данные на модель прямого или же буферного действия. Вообще урав­нения регрессии (R2) показывают различия между зависимой переменной или результатом, и независимой переменной. Ес­ли, например, значение R2 = 0,25, то независимые переменные на 25% определяют результат. Иерархические регрессионные уравнения позволяют определять разницу каждой переменной (или иногда суммы переменных) на каждом шаге, формули­руемом как изменение R2 или AR2 (не надо только смешивать с пошаговой регрессией, когда компьютер выбирает незави­симые переменные, которые определяют результат, и затем высчитывает общий R2). Если AR2 для какой-либо переменной существенен, это означает, что переменная вносит в результат большее влияние, чем другие на более ранних этапах.

Второй полезный статистический показатель, выводимый из иерархического регрессионного уравнения — р, который является просто стандартизированным весом, вычисленным для каждой переменной в данном уравнении. Если р положи­тельная — это означает, что есть положительная связь между независимой переменной и результатом. Другими словами, чем выше стресс, тем больше количество симптомов мы можем

7 В. Бодров


наблюдать. Если р отрицательна, имеется отрицательная связь между независимой переменной и результатом, то есть, когда используется адекватное преодоление, наблюдается малое количество симптомов стресса. Таким образом, иерархическое уравнение регрессии показывает, связана ли конкретная пере­менная с результатом, и характер этой связи.

Иерархические регрессионные уравнения позволяют определить, является ли преодоление непосредственным или же опосредованным, на что указывает ARA Если этот показа­тель статистически незначим, то можно говорить о том, что преодоление оказывает непосредственное влияние. Связь между преодолением и результатом существует независимо от уровня стресса, но если показатель взаимодействия существе­нен, преодоление считается действующим по типу буфера, то есть уменьшающим влияние стресса. Отношение зависит от уровня стресса, который испытывает человек.

Возможно, что прямое влияние преодоления будет стати­стически незначимо, но показатель корреляции существенен. Другими словами, корреляция (или частичная корреляция, отражающая действие стресса) между преодолением и его ре­зультатом может оказаться незначимой. Если исследователи не использовали иерархическое уравнение регрессии, чтобы вы­явить показатель корреляции, они могут ошибочно заключить, что данная стратегия не оказывает никакого влияния. Если показатель корреляции существенен, прежде чем сказать, что преодоление действует по принципу буфера или уменьшения влияния стресса, необходимо определить, насколько преодо­ление уменьшает стресс.

При использовании иерархического уравнения регресса может возникнуть ошибка при анализе показателя корреля­ции. Если линии не прямые, но сильно изогнуты, — это озна­чает, что где-то произошла ошибка вычисления. Уравнения регрессии по определению изначально дают прямые линии, которые более или менее точно отражают отношение между стрессом, преодолением и результатами. Возможно, что су­ществует и нелинейное отношение между, скажем, стрессом и депрессией. Однако никто не пробовал исследовать нелиней­ные взаимодействия при исследовании стресса.


,.,,..-,-.. Главав




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.