Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели оценки преодоления стресса




179

Модель

Контекстуальная (композиционная, структурная)

Модель характерной черты или склонности

В этой модели преодоление стресса определяется как характер­ная черта — например, как «агрессия-сенситизация», «преодо­ление-избегание» или «подконтрольность-бесконтрольность». Предположение, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что преодоление стресса как изменчивая особенность личности влияет на поведение в широком спектре ситуаций. Полагают, что действия индивида при преодолении стресса в разных условиях можно предопределить на основе оценки характерной индивидуальной особенности или склонности к преодолению стресса.

К сожалению, измерения характерных особенностей и предрасположенностей преодоления стресса вообще не пред­определяют то, как человек справляется со стрессом в реальных стрессовых ситуациях. S.M. Miller [402] предпринял попытку измерения характерных особенностей преодоления стресса в рамках одномерного феномена «достижение—избегание». Однако многочисленными работами доказано, что преодоле­ние стресса является многомерным явлением [235 и др.]. Эту многомерность невозможно описать с помощью одномерных измерений, которые не могут отразить всего богатства и слож­ности фактических процессов преодоления стресса.

В этой модели преодоление стресса оценивается относительно определенных стрессовых условий или ситуаций. Предположе­ние, лежащее в основе контекстуальной модели, заключается в том, что на намерения и действия при преодолении стресса


оказывает влияние взаимосвязь между человеком и условиями среды в конкретной стрессовой ситуации.

Вариант модели, которую разработал S. Folkman [315], основан на когнитивной модели стресса. В этой модели пре­одоление стресса определяется как изменение намерений и действий, которые индивид использует для того, чтобы пре­одолеть внешние и/или внутренние требования, определяемые взаимосвязью человека и стрессовых условий среды.

Три черты отличают данную модель от ранее изложенных (Эго-психологической и модели характерных особенностей и склонностей). Во-первых, согласно данной модели, преодо­ление стресса определяется тем, что человек думает и делает для того, чтобы реализовать требования определенной ситуа­ции, то есть как совершенно осознанный процесс. Во-вторых, процессы преодоления стресса иерархически не реализуются на основе критериев их зрелости или эффективности по кри­териям их значимости, а оцениваются по контекстуальным критериям, которые будут изложены ниже. В-третьих, пре­одоление стресса скорее всего является не стабильной чертой личности, а динамической характеристикой, отражающей изменчивость этого процесса.

Процесс преодоления стресса начинается с когнитивной оценки человеком его взаимосвязи с условиями среды. Про­исходит оценка как личного значения конкретного случая, события, ситуации (первичная оценка), так и возможных стратегий преодоления стресса, их выбора (вторичная оцен­ка). При первичной оценке человек спрашивает себя: «Какую угрозу для меня представляет это событие?». При вторичной оценке вопросом является: «Что я могу сделать, чтобы снизить (ликвидировать) отрицательное влияние этого события?». Первичная и вторичная оценка совместно формируют каче­ство и интенсивность эмоциональной реакции, регулирующей процессы преодоления стресса.

Эти процессы непрерывно изменяются под влиянием оценок поведения и переоценок динамических характеристик взаимосвязи человека и условий среды. Они происходят благо­даря усилиям, направленным на коррекцию человеком уровня осознанности условий и значимости конкретного события, а также в связи с изменениями требований внешней среды к



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса



 


человеку. Таким образом, процесс преодоления стресса из­меняется по мере развития и осмысления, прочувствования стрессогенного события.

В контекстуальной модели считается, что преодоление стресса имеет две основные функции: разрешение проблемы (преодоление стресса, сфокусированное на проблеме) и регу­лирование эмоций (преодоление стресса, сфокусированное на эмоциях). Для анализа и различения этих двух функций предложено использовать несколько концептуальных катего­рий. L. Pearlin, С. Schooler [424] говорят о реакциях, которые изменяют ситуацию, порождающую стрессовые ощущения, и контролируют значение стрессового ощущения с момента его возникновения до наступления дистресса. Авторы обра­щают внимание на когнитивную активность, которая влияет на организацию внимания и изменяет субъективное значение (значимость) случая, события для сохранения благоприятного состояния, а также на действия, которые могут влиять на кон­кретные условия взаимосвязи человека и среды.

Дополнительные различия между функциями преодоления стресса были сделаны на эмпирическом уровне. Например, L. Pearlin и С. Schooler определили 17 типов процессов преодо­ления стресса, некоторые из которых ограничены определен­ными ролевыми областями, такими как семья, брак, родители, работа и т. д. R. МсСгае [394] выявил 28 типов преодоления стресса, a A. Stone и J.M. Neale [475] установили 8 типов пре­одоления стресса: отвлечение внимания, повторный анализ ситуации, прямое действие, катарсис (душевное очищение, возвышение), примирение, поиск социальной поддержки, релаксация и религия. S. Folkman et al. [321] также определили 8 типов преодоления стресса, включающие внутриличностные процессы, направленные на решение проблемы и регулиро­вание эмоций (дистанцирование, самоконтроль, позитивная переоценка и избавление — избегание) и внутриличностные процессы, сфокусированные на проблеме (конфронтация) и на эмоциях (поиск информации и эмоциональная поддержка).

Контекстуальная модель имеет свои проблемы. Для того чтобы имелась возможность достижения таких важных ре­зультатов, как состояние психологического благополучия, физического здоровья и социальной активности в преодо-


лении стресса должна существовать некоторая стабильность в зависимости от временного фактора (продолжительность воздействия) и характера ситуации. Однако контекстуальные оценки преодоления стресса показали, что люди изменяют свои стратегии преодоления стресса от ситуации к ситуации в зависимости, например, от того, является ли конкретный случай неприятностью, потерей или угрозой, а также от со­циальной роли человека, от характеристик физических и соци­альных факторов среды, от того, находится ли он в опасности и какой выбор стратегии поведения им сделан для преодоления стресса и т. д.

Следует отметить, что в ряде исследований были установ­лены признаки стабильности в проявлениях процессов неко­торых типов преодоления стресса. Так, S. Folkman et al. [321] обнаружили, что средние внутрииндивидуальные интеркорре­ляции по восьми типам преодоления стресса на протяжении повторного (трехкратного) стрессового воздействия были в диапазоне от 0,17 (для поиска социальной поддержки) до 0,47 (для позитивной переоценки). Интеркорреляция 0,47 отражает относительно высокую степень стабильности.

С.А. Dolan и R.W. White [302] оценивали стабильность в виде рангового порядка при использовании восьми разных типов преодоления стресса в ежедневных стрессовых ситу­ациях на протяжении двух недель. Внутрииндивидуальные коэффициенты конкордации (сходства, согласованности) у женщин, основанные на анализе данных 25 случаев, были в диапазоне 0,05—0,52 при средней величине 0,36 (количество случаев — 28).

Представляется важным исследование взаимосвязи между процессами преодоления стресса и его результатами, которые могут быть надежными критериями для выбора стратегии пре­одоления. Часто в исследовании этого вопроса используются оценки преодоления стресса, которые основаны на одной или двух выборках стратегий преодоления в специфических условиях, не обеспечивающих надежную оценку стабильных видов преодоления с учетом временного и ситуационного факторов.

Второй ряд проблем связан с многомерным характером преодоления стресса, который раскрывается через контексту-



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса



 


альную модель. В настоящее время большинство исследова­телей рассматривают разные типы преодоления стресса раз­дельно, не учитывая сравнительно их паттерны в определенное время. Некоторые исследователи все же предприняли попытки для рассмотрения этой проблемы. Так, P. Vitaliano et al. [492] использовали профильный анализ для графического изо­бражения оценок по пяти шкалам преодоления стресса. Хотя этот подход концептуально является привлекательным, сама процедура анализа путем сравнения смежных противополож­ных пар довольно громоздка и сложна. S. Folkman и R. Lazarus [320] рассматривали относительные значения (величины) преодоления стресса, сфокусированного на проблеме и на эмоциях, в специфических стрессовых случаях. Установлено, что ограничение стратегий преодоления стресса для этих двух категорий маскирует целый ряд других стратегий. В этой связи стоит задача поиска критического числа стратегий для оценки преодоления стресса в условиях, когда две стратегии слишком мало, а восемь — много, так как они создают большое число комбинаций из стратегий.

Предметом исследований является также порядок следо­вания, использования стратегий преодоления на протяжении развития стресса. J. Suls и В. Fletcher [479] обнаружили, что когда интервал времени между воздействием стрессора и раз­витием процесса адаптации был относительно небольшим, стратегия избегания была более действенной, чем стратегия повышенного внимания к источнику стресса, но по мере воз­растания временного интервала отмечалась инверсия этих стратегий. Однако использование в анализе роли продолжи­тельности развития адаптационного процесса только двух диа­метрально противоположных стратегий преодоления упрощает истинные механизмы его регуляции. Об этом свидетельствуют и данные исследований S. Folkman et al. [321], показавших, например, что два типа преодоления стресса путем избегания («покидание» и «отдаление-дистанцирование») по-разному связаны с адаптивными результатами, так как являются двумя формами преодоления стресса с подходом «намерение разре­шить проблему» и «конфронтация».

Несмотря на ограничения, создаваемые контекстуальной моделью, она все же является наиболее конструктивной с точ-


i


ки зрения анализа процессов преодоления стресса и особен­
ностей взаимосвязи между картиной стресса (его развитием)
и его последствиями. Контекстуальная модель преодоления
стресса фактически стала доминирующей в современных ис­
следованиях этой проблемы. •;.,,:; ■.;.,

Одним из аспектов изучения преодоления стресса является определение подходов к оценке меры его эффективности. В настоящее время для оценки преодоления стресса развиваются две общие модели: одна из них — «модель результата» — на­правлена на оценку воздействия процесса преодоления на его результаты (с точки зрения влияния на здоровье, рабо­тоспособность и т. д.); вторая — «модель хорошего соответ­ствия» — отражает качество процесса преодоления независимо от его результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.