Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объединенные модели преодоления и защиты




159

156_


Раздел И. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


J5Z


 


Десять основных личностных процессов в дальнейшем дифференцируются по четырем функциям [по 339]: мыш­ление, рефлексия, сосредоточение внимания и регуляция аффекта (таблица 7). Эти процессы не только направлены на уменьшение тревоги (последняя функция), но и осуществляют регуляцию процессов мышления, обеспечивают способность к саморефлексии и сосредоточению внимания.

Отдельные процессы, считает N. Наап, могут проявлять­ся по-разному и с разной степенью «патологичное™». Как показано в таблице, третья функция мышления — смысло-образование — может стать проблемно-ориентированной стратегией (способом) преодоления. Как способ преодоления, она заключается в логическом анализе проблемы — процессе, предшествующем большинству решений. Как способ защиты, функция смыслообразования превращается в рационализацию или оценивание своих действий. В качестве же способа из­бегания смыслообразование превращается в конфабуляцию (ложные воспоминания о вымышленных или реальных со­бытиях и фактах) — когда человек просто говорит о попытке защититься, но не действует.

N. Наап заключает, что люди используют преодоление, ког­да могут действовать, и защиты — когда должны действовать.

Можно предположить, что преодоление используется, когда процессы ассимиляции (усвоения, уподобления) и аккомода­ции (приспособления) вполне согласованы или их дисбаланс не влияет на переживания человека, — например, он получает удовлетворение от фантазирования или хочет таким путем при­обрести новые навыки. Защита необходима в случае дисбаланса этих процессов. Избегание как уход от всех типов ассимиляции осуществляется как приспособление к стрессу или разрешение ситуации и напоминает процессы развития, когда потребности ассимиляции превосходят возможности человека и нарушают структуру личности, — человек уходит в свой внутренний мир.

Другими словами, если ситуация не особо стрессогенная и человек может справиться с ней, то стратегии преодоления характеризуются как целенаправленные, гибкие, опирающиеся на внутренние принципы и допускающие аффективные про­явления. Но в стрессовых обстоятельствах личность сохраняет целостность за счет большего или меньшего искажения реаль-


с: «о го


 

 

                          Л   о:
                          У-    
                              со ф
                          X   X
                          i   со
    избегание   а. g весная окраска, логизмы фабуляция   смысленность юзии омпенсация   :сация, отчаяние 1 ш о ш ск со X ш ■& стойчивость юрсонализация,
            X о   со с; с;       •е- >. ф ф
        о О х       S ч;   в   X  
            ф S                  
            со           ф      
  s         ш           X      
со ейств л     ЦИЯ о   ЮСТИ       трица      
о ;е ct S     го со □:   X ш   о х   о      
to л                 т   а>      
  VS о и о     со IBE   со       X ф S ф
ых Mexai Спос   I золяция Ф ационали ексии еинежин роекция егрессия ф Ъ. 0) а. 0! амещени го о 1- X Ф со со g
z           о.   о с: о.   CZ со   с
              ■ft QJ       <0        
 
                     
      S       о.       0;        
цияза   о ункции     о ункции я X ш х              
■е-   4H9IXO'   ф •с   о с; те"   2 о о       о:      
i   Ф а с   Целеполаган! Мышление Символизащ' анализ   Устойчивость Эмпатия Регрессия   Концентраци Сублимация Замещение Запрет
            вое-                  
  л         о                  
  о о         CL                  
  ф                           "о"
                              S
  ! ПРО         1ние     Л ому   |     адан
  41 X о о     познавание ссификация •юлообразовг значений»)   рочка ответа о ш i S D. С врат к прошл   СО 2 с CL О лечение нсформация здание(совл
        О СО D. СО -" 01 О х   Отс Вое Воз   1 Отб О Тра О

158


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса



 


ности. Защитные стратегии поведения по преодолению стресса внешне обусловлены, ригидны и направлены более на проявле­ние тревоги, чем на решение проблемы. Субъективное отражение реальности в большей степени искажается при использовании стратегии избегания. Она автоматизирована, ритуализирована, иррациональна, жестко придерживается шаблона и, вследствие этого, повышает чувствительность к воздействию.

Успешность процессов преодоления определяется не их содержанием или действиями, а тем, какие средства исполь­зуются для этой цели. Но эти средства и способы не являются жестко детерминированными: N. Наап признает, что обычно применяется сочетание нескольких стратегий преодоления и защиты, развитие заключается в усилении контроля над по­ведением, продвижении от защиты к преодолению.

Теория N. Наап обладает некоторыми позитивными осо­бенностями, — она, в частности, отошла от традиционной психоаналитической теории, проявляя скорее конструкти­вистские, нежели реактивистские взгляды на адаптацию, утверждая, что люди не столько пассивно реагируют на окру­жающие условия, сколько изменяют, оптимизируют их.

Тем не менее, эта теория несколько ограничена. Основная проблема состоит в выделении трех видов адаптационных и дез-адаптационных процессов и условий, в которых эти процессы развиваются. В частности, N. Наап уверена, что люди могут ис­пользовать рациональные способы преодоления и защиты лишь в условиях незначительного стресса. Когда же стресс значитель­ный, его преодоление она объясняет с позиций классических фрейдистских взглядов, то есть главным образом на основе подсознательных актов регуляции. Но, как свидетельствуют многочисленные современные данные, люди могут рациональ­но и эффективно действовать и в чрезвычайно экстремальной ситуации — например, в боевых условиях, при авариях, в усло­виях развития опасного для жизни заболевания.

Более того, некоторые исследователи утверждают, что процессы защиты нельзя рассматривать как патологические процессы. Например, R. Lazarus [371] показал, что в не­которых обстоятельствах механизм отрицания как одна из стратегий преодоления может быть даже полезным, так как дает человеку кратковременную отсрочку, позволяя ему со-


браться с силами. М. Horowitz [348] описала последствия крайне стрессовой ситуации по стадиям отрицания и оцепе­нения, чередующихся с воспоминаниями. Она полагала, что этот процесс неосознанный и возможно оборонительный, не является патологическим, так как имеет функциональный характер — обеспечивает информацией для дальнейших действий или приспособления к ситуации, что не оказывает деструктивного влияния на личность.

Основным недостатком теории N. Наап является то, что
она отражает доминирующую культурную тенденцию (в по­
ведении, труде, отношении и т. п.) и, таким образом, ограни­
чивается рамками этой культуры. Критерии преодоления, по
N. Наап, — степень направленности на будущее, дифферен-
цированность мышления, сдерживание аффекта — жестко
ограничены особенностями культуры. В то же время в разных
культурах существуют, например, разные способы регуляции
аффекта: либо косвенное проявление аффекта, либо его ре­
шительное пресечение..:., !•■••■ ■■■:. ■. -■:

Если раньше преодоление и защита рассматривались как отдельные структуры, то в настоящее время защитные меха­низмы понимают в большинстве случаев как предпосылку для более общих процессов и/или же для адаптации, направ­ленной на взаимодействие со средой. Как считает R. White [499], адаптация к трудным обстоятельствам включает защиту, управление и преодоление. Преодоление выполняет три важ­ные функции: 1) обеспечение достоверной информацией об окружающих условиях; 2) поддержание удовлетворительного внутреннего состояния для процессов деятельности и обра­ботки информации; 3) сохранение гомеостаза, целостности организма и независимости поведения, свободы гибкого ис­пользования имеющихся средств.

R. White внес серьезный вклад в изучение важности полу­чения информации об окружающих условиях. Он понимал под защитными процессами необходимые требования для сбора информации и действий в данных условиях. Люди, находящи­еся во власти собственных эмоций, неспособны к адекватному


I


 
 

160_

Раздел II. Преодоление психологического стресса

решению проблем, и защитные процессы, очевидно лежат в основе предпосылок к деятельности по решению проблем. Эта деятельность в свою очередь не является конечной целью, но осуществляется для сохранения целостности личности и ее независимости, а также для самоутверждения и самоуважения. Защитные процессы кажутся скорее необходимостью, чем па­тологическим компонентом адаптации, и процессы адаптации, таким образом, способствуют развитию, если они направлены на высокие цели целостности и независимости.

L. Murphy изучал адаптационные процессы на выборке детей переходного возраста (от детства к взрослости). Его технология основывалась преимущественно на наблюдении за взаимоотношениями детей с их родителями и сверстниками и на беседе о том, как они справляются с незначительными проблемами и с крупными жизненными кризисами. Он вы­делил в адаптации четыре компонента: «1) рефлексы (врож­денные механизмы) и инстинкты (расширение врожденных паттернов); 2) усилия по преодолению (решение ситуации неадекватным способом с помощью рефлексов); 3) анализ результатов действия и успешных усилий по преодолению; 4) подготовленность как усвоение навыков, полученных при общении в результате анализа» [413, с. 77].

В преодолении, которое L. Murphy понимает как попытку «справиться с давлением среды, с направленностью на цель» [413, с. 71 ], он выделил два компонента: активность, направленную на управление окружающими условиями и защитные механизмы.

К. Menninger [399] рассматривает преодоление как редук­цию напряжения и решение проблем. Он ориентируется на со­знательные попытки справиться с проблемой и на способность человека формировать и мобилизовать большой репертуар способов преодоления.

Сталкиваясь с возрастающей потребностью в регуляции и пониманием возросшего напряжения, личность кажется способной к перенапряжению. Она предпринимает специ­альные действия и имеет в своем распоряжении различные приемы решения проблем и ослабления напряжения. Можно запрещать, можно подавлять, можно допустить удовлетво­рение некоторых потребностей или осуществить их субли­мацию. Можно направить поведение на изменение внешних


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса__________________ 161

обстоятельств, можно направить энергию против угрозы или опасности, можно отойти или можно обеспечить какое-либо противодействие. Человек может уйти из опасной ситуации или может попросить о помощи со стороны.

К. Menninger дал первоначальное и привлекательное опи­сание преодоления трудностей в повседневной жизни. Одним из онтогенетически ранних способов снятия дистресса является прикосновение — возврат к материнским объятиям и покачи­ванию. Затем главным становится вербальное самоубеждение. Еда и употребление алкоголя снимают напряжение, разрядка аффекта обеспечивается также через плач, ругань или через шут­ки. Фантазирование может уменьшать напряжение, равно как отдаление от проблемы с помощью сна или мечтания. Можно заниматься также самоконтролем, беседовать с другими людьми или не думать о проблеме. Люди могут всю энергию направить на работу, игру или физические упражнения, включиться в ак­тивное решение проблемы и пытаться изменить окружающие условия, или могут развивать бесцельную, бессмысленную сверх­активность. Гибкость придает ключевое значение этой системе.

В то время как эти стратегии рассматриваются как способы регуляции или снятия напряжения и восстановления гомео-стаза, К. Menninger обосновывает новое положение о том, что могут существовать и долговременные последствия решения ежедневных проблем. С одной стороны, адаптация при пре­одолении стресса может «уменьшать гибкость, находчивость личности в большей степени, чем нам хочется, из-за снижения способности адаптироваться к изменениям и новым стрес­сорам» [399, с. 147]. С другой стороны, могут существовать и положительные последствия процессов адаптации: «Степень гибкости и силы может порождаться успешным преодолением множества таких кризисов» [там же]. Здоровыми последстви­ями стрессогенной ситуации являются такие изменения в подвижности, находчивости и активности личности, которые допускают удовлетворение, сублимацию, выходы контролиру­емой и нейтрализованной энергии.

Итак, R. White, L. Murphy и К. Menninger описывали преодоление как процессы, развивающиеся во времени и на­правленные как на окружающие условия, так и действующие в виде защитных механизмов, сфокусированных на личность.

6 В. Бодров


 
 

 

Раздел II. Преодоление психологического стрес са

Адаптация бывает осознанной и неосознанной, ей присуще развитие в том отношении, что люди расширяют ее ресурсы. К. Menninger четко выделил различные типы процессов пре­одоления, тогда как L. Murphy оценивает как преодоление все то, что включает в себя действия в новой ситуации.

Таким образом, психоаналитическое изучение стресса, ориентированное на обоснование роли защитных стратегий, характеризуется несколькими положениями. Главной задачей защитных механизмов является контролирование негативно­го аффекта, прежде всего тревоги. Предполагается, что эти механизмы имеют личностную природу и заключаются, в основном, в бессознательном конфликте, проистекающем от травмы в детстве. Являясь проявлениями особенностей лично­сти, стили преодоления рассматриваются как составная часть трудной ситуации, а использование защитных механизмов может меняться в зависимости от ситуации.

Психоаналитические теории различаются по приме­няемой классификации. Как считает G. Vaillant, защитные механизмы можно классифицировать по степени искажения реальности, — наиболее зрелые механизмы являются наиме­нее искажающими. А N. Наап — что сознательные процессы преодоления сами по себе более адаптивны, защитные же процессы — более «патологичны».

Наоборот, представители психодинамической концепции, объединяя преодоление и защиту, более склонны к изучению условий среды. Они стремятся определять защитные процес­сы как способ контролирования эмоций, чтобы в действие вступили стратегии, более ориентированные на проблему. Для К. Menninger, в частности, защиты становятся только патоло­гией, когда они мешают процессам преодоления и/или общей удовлетворенности жизнью. В своей теории К. Menninger предвосхищает большинство современных подходов.

Психоаналитические подходы стремятся опираться на изучение случаев и интенсивную беседу или наблюдение за испытуемым в течение долгих периодов времени. Это может дать интересный материал для изучения адаптации в развитии. К сожалению, такие замыслы ориентированы более на лабора­торное изучение, и только N. Наап пыталась применить свою теорию к способам, используемым в раннем возрасте.


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса__________________ 463

Тем не менее психоаналитические теории защиты, пре­одоления и адаптации уникальны в своей направленности на развитие индивида. R. White и L. Murphy определили, что стрессогенная ситуация важна, так как люди могут пополнять репертуар способов преодоления и развития сознания. Из­учение случаев, описанных в работах различных авторов-пси­хоаналитиков, интересно и весьма способствует дальнейшим исследованиям. Но такая ориентация на индивида, однако, не способствует рассмотрению влияния условий среды при преодолении и создает трудности в разработке общих изме­рительных техник.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.