Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление как стили восприятия




Преодоление как черта личности

Многие авторы задавали вопрос: «Как различаются люди в реакциях на одинаковый тип стресса?» Они объединяли ис­пытуемых по различным типам адаптации или личностным стилям преодоления. Самым ранним является исследование, описывающее различные способы адаптации к выходу на пен­сию [435]. В нем уволенные на пенсию классифицировались по пяти различным типам. «Люди-качалки» были рады посидеть в кресле-качалке на террасе, пассивно наблюдая за изменениями в мире, тогда как «воины» занимали очень активную позицию в жизни — например, включались в общественные движения или отправлялись в путешествие — в общем, были сверхактивны и, в основном, не испытывали тревоги. «Гневные» были крайне не­довольны, постоянно жалуясь. Другая группа жалующихся была названа «самоуничижители», — они ворчали, негодовали, но активных действий не предпринимали. Наконец, «зрелые» при­нимали себя как есть и лишь сожалели о выходе на пенсию.

С. Wortman и R. Silver [510] описали четыре устойчивых стиля преодоления тяжелой потери. Неожиданно оказалось, что существуют люди, никогда не испытывавшие дистрес­са, тогда как других можно было характеризовать как остро переживающих, хронически переживающих и замедленно реагирующих.

Описание стилей преодоления предпочтительнее простого подхода — сведения к дихотомиям того, что предполагает более сложное описание способов поведения людей в трудной ситу-


164.

Раздел II. Преодоление психологического стресса

ации. Оно может быть полезным в клинической практике и не обязательно подразумевает патологию. Однако также может быть, что клиницисты, используя эту теорию, будут пытаться приписать людям неподходящие способы. В зависимости от чувствительности и имеющихся навыков, некоторые пациенты могут быть «надеющимися на себя» или «жалобщиками», от­рицающими или принимающими болезнь. Другими словами, строго личностные подходы игнорируют требования среды, которые могут формировать индивидуальное поведение.

В противоположность концепциям психоанализа, подход к преодолению как к стилю восприятия события, ситуации в меньшей степени ориентирован на то, как люди справляются с эмоциями, и в большей — на то, как они взаимодействуют с информацией. Он нашел отражение в наиболее ранней клас­сификации преодоления, которая называлась «подавление— сенсибилизация3» [267]. Стремящиеся к подавлению стрессы характеризовались как индивиды, избегающие, отрицающие или подавляющие информацию, алюди, выбирающие сенсиби­лизацию, были ориентированы на увеличение объема информа­ции. Эта дихотомия описывалась в литературе в разных формах, включающих «бдительность — рассеянность», «невниматель­ность — внимательность», «сокращение — увеличение», «при­тупление — наблюдательность», «поиск — избегание» и др.

R. Lazarus, J. Averill и Е. Opton [379] выдвинули три основ­ных критических положения типологии «подавления—сенси­билизации». Во-первых, показатель «подавления—сенсибили­зации» в высокой степени коррелировал с тревожностью. Во-вторых, в различных ситуациях не наблюдалось постоянства стиля восприятия. И, наконец, общий показатель «подавле­ния—сенсибилизации» не позволял предсказывать реальное поведение по преодолению, хотя ситуационно-специфические показатели были полезны в конкретных обстоятельствах.

Можно сказать, что в способах приобретения информации существуют скорее образцы, чем стили. М. Horowitz [348] и

3 Сенсибилизация — повышение чувствительности.


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса__________________ 165

R. Lazarus [371 ] доказали, что люди в ряде ситуаций колеблются между фазами отрицания и поиска информации. J.W. Реппе-baker, М. Colder, L.K. Sharp [425] упоминают об этих типах в теории преодоления как о «стадиях преодоления». Например, сильная травма вначале может угрожать устойчивости личности, то есть «сломить» личность, и тогда отрицание или притупление чувствительности могут служить цели сохранения личности. Од­нако слишком сильное отрицание может мешать личности при­нимать необходимые меры. В фазе поиска воображение и память могут обращаться к прошлому, — так, ветераны битв и жертвы изнасилования возвращаются к переживанию прошлого.

Если некоторые очень быстро переходят от фазы отрица­ния к поиску информации, то другие используют только от­рицание как способ сохранения надежды. Люди с последней стадией рака могут в один день планировать отпуск на следу­ющий год и плакать на другой день, так как они знают, что им осталось жить несколько недель. Они могут различаться также по степени применения процессов избегания—поиска в разных сферах жизни. СМ. Aldwin [233] обнаружила, что мужчины часто используют проблемно-ориентированный стиль преодоления деловых проблем и эмоциональные спо­собы или избегание — дома, тогда как женщины применяют противоположные тактики.

Возможно, некоторые люди используют стратегии поиска, решения сложных проблем в тех случаях, когда они чувствуют себя в стрессогенной ситуации достаточно уверенно и обладают опытом и приемами преодоления стресса. Другие же могут быть более склонны применять стратегии избегания в ситуациях, где чувствуют себя менее комфортно. Таким образом, в зависимо­сти от имеющихся стилей преодоления можно упоминать об «избегании—поиске» как о модальностях преодоления, которые используются по-разному в зависимости от взаимоотношения или взаимодействия личности и ситуации, и только для некото­рых индивидов оба этих стиля являются равнозначными.

Разделение стратегий преодоления на две основных модаль­ности принесло конкретную пользу: оно просто и может быть полезно для классификации большого количества стратегий. Некоторые авторы заново доказывают разделение стратегий преодоления на две или три общих категории. Однако это



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


J62


 


создает опасность чрезмерного упрощения понятий. В конце концов, если действительно для изучения того, что обеспечивает успешность преодоления, эти факты интересны, то недостаточ­но одного знания, что кто-то стремится к успеху в разрешении проблемы. Надо было бы изучить качество такого стремления: организованно оно или хаотично, враждебно, конформно или основано на собственных убеждениях? Когда люди убегают от решения проблемы, они это делают, уйдя на неделю в запой, или ненадолго дают передышку сознанию, читая книгу? Более того, «поиск» и «избегание» не являются взаимно исключаю­щими категориями. Несомненно, критикуется их совместное использование. Например, можно притупить переживания с помощью избегания ответственности, но при этом участвовать в проблемно-ориентированном преодолении. Таким образом, по­нятие «поиск (стремление) — избегание» может быть полезным информационным принципом организации, но наше понима­ние преодоления не может ограничиваться этим понятием.

6.5. Проблемно-ориентированный подход
. к преодолению стресса

Последователи проблемно-ориентированного подхода к пре­одолению стресса доказывали, что типы используемых чело­веком стратегий преодоления проблем зависят в значительной степени от требований среды. Так, описания различных типов стрессоров включают разные виды решения и процессов пре­одоления. В случайно взятом примере способ, с помощью которого человек справляется с переживаниями в связи со смертью супруга, может отличаться от способа, с помощью ко­торого тот же человек преодолевает ограничения, навязанные конкретным заболеванием, или от стратегий, применяемых для поиска новой работы после увольнения.

Ранние исследования часто базировались на глубинном наблюдении или на детальном эмпирическом описании инди­видов, борющихся с проблемой частного характера, например, с семейной неурядицей или болезнью. Они больше ориентиро­вались на широкие, общие адаптационные реакции, на важные жизненные перемены и масштабные проблемы, чем на специ-


фику поведения в повседневных ситуациях. По некоторым вопросам этот взгляд не расходится с психоаналитическими подходами, например в вопросе о том, что исследования долж­ны включать интенсивное наблюдение за небольшим числом испытуемых и полагаться на беседы и личное наблюдение. Однако данный подход отличается тем, что является скорее эмпирическим, чем теоретически ориентированным. Так, ис­следователи не пытались создать общую модель человеческого поведения, применимую к различным условиям и проблемам, но просто интересовались, как реагируют люди на одинаковые стрессоры. Известно много классических работ, включающих описание психологических реакций на торнадо, исследование выживших в Хиросиме, изучение эпидемий и т. д. Авторы пытались выделить общие процессы, позволяющие понять реакции человека на различные экстремальные ситуации.

Существуют доказательства того, что люди по-разному реа­гируют на различные типы стрессоров [393]. Имеется набор спо­собов, по которым можно проводить классификацию ситуаций. Одним из них является предопределенность, когда в ситуации уже присутствует вред или когда она обладает потенциальными позитивными последствиями, то есть служит стимулом для лич­ности в выборе той или иной формы поведения. Исследователи могут также классифицировать стрессоры по их содержанию: например, болезнь, смерть близкого человека, межличностные или деловые конфликты и т. п. Общая стратегия исследования заключается в просьбе испытуемых рассказать о различных проблемах и в сравнении реакций преодоления стресса при разных проблемах. Такие исследования часто являются лонги-тюдными. В общем, люди в условиях потери (например болезни или смерти близких) чаще используют стратегии преодоления, направленные преимущественно на эмоции. Если же проблемы межличностные или деловые, включающие угрозу или негатив­ные оценки, то стратегии являются более проблемно-ориенти­рованными. Таким образом, люди меняют техники преодоления в зависимости от требований ситуации.

L. Pearlin и С. Schooler [424] классифицировали стрессо­ры по пяти основным социальным областям: работа, брак, детско-родительские отношения, домашнее хозяйство и здоровье. Они обнаружили, что в разных социальных ролях



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


 


используются совершенно разные стратегии преодоления. Та­кая стратегия, как поддержание дисциплины у детей, при раз­решении детско-родительских проблем, просто не подходит в других социальных областях, например, при неблагоприятных взаимоотношениях с сослуживцами на работе. Более того, каждая отдельная стратегия может действовать по-разному в различных ситуациях. Например, авторы обнаружили, что проблемно-ориентированная стратегия могла облегчать пси­хологический дистресс при межличностных проблемах, но в трудной ситуации на работе имела незначительный эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.