Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса




Активности

Активный отдых путем стимуляции созерцательной

Доминанты

Активный отдых путем переключения рабочей

Эффект отдыха или повышения уровня бодрствования мо­жет дать смена видов решаемых человеком задач. Для этого целесообразно по возможности предусмотреть чередование стереотипного вида деятельности, автоматизированного труда с трудом, требующим активной мыслительной работы. Же­лательно также чередовать умственную работу с физической, загружать по очереди разные анализаторы человека, изменять исходные мотивы деятельности. Следует иметь в виду, что между разными видами работы должны быть паузы, которые человек может использовать по усмотрению. При некоторой степени утомления, эмоционального перевозбуждения они будут самостоятельно использоваться для отдыха путем рас­слабления «созерцания» (средства второго класса).

Другой способ отдыха первого класса — использование видов деятельности, не имеющих отношения к основной деятельности — увлекательные занятия (хобби), игры и по­знавательно-художественные интересы. Игры, содержащие соревновательный элемент, вызывающие чувство своеобраз­ного азарта, могут быть хорошим способом разрядки, пере­ключения доминанты. Для лиц интровертированного типа


 


 

_391

Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса

больше подойдут игры, направленные, так сказать, «на самого себя» (решение кроссвордов, ребусов и пр.). В такого рода игровой деятельности возникает чувство азарта при преодо­лении затруднений, и человек испытывает удовлетворение, найдя в себе силы справиться с этими трудностями.

К познавательно-художественным видам активного от­дыха можно отнести чтение художественной, научно-попу­лярной и исторической литературы, просмотр телепередач, кинофильмов и т. д.

Средства, относящиеся к данному классу, не требуют специ­ального сосредоточения внимания на достижении какой-то конкретной цели. Этим объясняется, что они могут быть эффективно использованы и при наиболее серьезных наруше­ниях функциональных состояний (типа стресса), чем средства переключения рабочей доминанты.

К числу этих средств следует отнести прежде всего музыку. Известно, что сила воздействия музыкальных произведений и глубина эстетических переживаний зависят не только от худо­жественно-образного содержания, но и от формально-инфор­мационной характеристики. Воздействие неожиданной по фор­ме и содержанию музыки («электронная музыка» Усачевского) оказалось значительно эффективнее (эффект «эмоционального взрыва») музыки, подобранной по «заявкам» [89]. Видимо, здесь сталкиваешься с явлением определенной эстетической установки, с действием подсознательного механизма предуга­дывания линий развития музыкальной темы и соответственно с предвидением своего собственного музыкального пережива­ния, которое в согласии с сенсорным и социальным опытом слушателя должно у него возникнуть. Когда же музыкальное продолжение намеченной в начале произведения темы оказы­вается неожиданным, построенным вопреки прогнозируемому развитию темы, срабатывает эффект воздействия новизны, и неподготовленное, непредугаданное переживание будет ярче.

Помимо музыки к классу «созерцательных» средств ак­тивного отдыха могут быть отнесены произведения изобра-


зительного искусства. Целесообразность использования этих средств определяется прежде всего необходимостью «смены деятельности» и в сфере самого отдыха.

Принцип подбора произведений искусства должен быть основан как на удовлетворении индивидуальных вкусов (за­явок), так и на использовании произведений, несущих опреде­ленный «функциональный заряд» — успокоительный, релакси-рующий (классическая музыка, пейзажи, натюрморты, детек­тивы, приключенческая литература), либо «активизирующий» (рок- и поп-музыка, картины символистов и абстракционистов, драматические произведения литературы и т. п.).

Наконец, к этому классу средств можно отнести и «само­стоятельный» отдых без использования каких-либо специаль­ных средств. Известно, что существуют спонтанные колебания внимания даже во время выполнения ответственной опера­торской деятельности. Можно полагать, что эти колебания и даже отключения внимания имеют смысл «созерцательного» отдыха. Потребность в таком отдыхе возрастает с увеличением степени запрограммированности рабочей деятельности и по мере развития утомления или напряженности.

Таким образом, для профилактики развития состояния стресса и других функциональных расстройств помимо предо­ставления времени для отдыха акцент должен быть сделан на содержании активного отдыха. Для коррекции состояний, относящихся к типу «превентивного торможения», а также слабо выраженных депрессивных состояний в фазе субком-пенсированного утомления или напряжения, лучше всего использовать средства переключения рабочей доминанты на игровую и художественно-познавательную деятельность, чередуя их с впечатлениями от эмоционально ярких произ­ведений искусства. К последним следует отнести музыку, а также произведения живописи.

В условиях выраженного утомления и повышенного воз­буждения, раздражительности предпочтительнее произведения преимущественно спокойного, созерцательного плана. Стиму­лирующий эффект, если это нужно для быстрого подъема уров­ня активности в условиях утомления или депрессии, создает музыка необычного звучания и жанровых контрастов.


Глава 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.