Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность активного отдыха




Активный отдых

Роль как пассивного (покой, сон), так и активного отдыха не­прерывно возрастает в связи с интенсификацией нашей жизни и особенностями физического и психического статуса насе­ления, которые проявляются в относительном снижении (по сравнению с темпами роста физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузок) ресурсных возможностей человека. Значение отдыха особенно велико в связи с пребыванием че­ловека в особых условиях существования и деятельности, и в частности, в космических экспедициях, при вахтовом режиме труда, в длительном плавании и т. д..

Активный отдых может быть использован как для про­филактики нарушений функционального состояния и, в част­ности, развития стресса при кумуляции эффектов воздействия экстремальных факторов, нарастании негативных проявлений напряженности, так и для коррекции функционального состоя­ния в случае его нарушений в целях преодоления нарушений в состоянии функций организма и психики, оперативного и полного восстановления работоспособности.

Г.М. Зараковский и С.Л. Рысакова [89] обосновали психоло­гические рекомендации по организации, методам и средствам проведения активного отдыха. Авторы в качестве исходной психологической концепции приняли положения учения о деятельности, разработанного отечественными психологами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Согласно этому учению главным в деятельности является ее цель, представляющая собой «опредмеченный мотив». Именно цель формирует рабочую доминанту, актуализирует программу достижения цели деятельности в виде упорядоченной после­довательности действий и входящих в них операций. Помимо 13*


388 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

целенаправленной деятельности психологическая активность может выражаться и в так называемом созерцании. «Есть осно­вание считать, что в любой трудовой деятельности присутствуют как целенаправленный процесс преобразования информации человеком, так и обзорное сканирование» [89, с. 192]. Оба этих компонента находятся в определенных взаимоотношениях. Степень выраженности целевой установки и характер протека­ния составляющих деятельность (действия и операции) зависят от активационно-регуляторного компонента деятельности. Последний связан с эмоциональными и другими психическими состояниями и волевой регуляцией деятельности. По мере раз­вития утомления или вследствие воздействия стресс-факторов происходят фазовые изменения в соотношениях рабочей до­минанты, определяющей направленность сознания, и фоновой активности. В результате утомления рабочая доминанта откры­того типа может перейти в доминанту закрытого типа. В первом случае концентрация внимания на выполнение деятельности не препятствует восприятию (или актуализации из памяти) и вовлечению в деятельность малозначимых сигналов, человек легко меняет способ достижения цели при возникновении не­ожиданных сигналов. Во втором случае в работе используются лишь высокопотенциальные сигналы. Способ деятельности становится жестко запрограммированным, наблюдается суже­ние внимания. Это состояние характерно для начальной стадии утомления. При дальнейшем его развитии появляется общая заторможенность ЦНС, падает мотивация, повышаются пороги как восприятия, так и актуализации сведений в памяти.

Наиболее общим выражением неспецифической регуля­ции деятельности является уровень бодрствования. Доказано, что по мере изменения уровня бодрствования как вследствие утомления, так и в результате воздействия других факторов, определенным образом меняются объем оперативной памяти, восприятие сигналов разной интенсивности и другие характе­ристики, от которых в целом зависит эффективность труда.

Таким образом, влияя на уровень бодрствования, на целевую направленность деятельности и соотношение целенаправленных и «обзорных» процессов переработки информации, можно регу­лировать как психическое состояние человека, так и его работо­способность. Активный отдых, по-видимому, и является одним


 

389

Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса

из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно разделить на два класса:

1) средства переключения на новую рабочую доминанту;

2) средства стимуляции фоновой, «созерцательной» пси­
хической активности.

К первому классу относятся виды деятельности, поведен­ческой активности, которые обычно и называют активным отдыхом: переключение с одной работы на другую, занятия спортом, физкультурой, настольными играми и т. д.

Ко второму классу следует отнести такие формы отдыха, как полное расслабление, отключение от работы, активной деятельности, а также созерцание природы, восприятие про­изведений искусства, чтение, прослушивание (просмотр) радио- и телепрограмм.

Воздействие средств первого класса основано на создании нового очага возбуждения в коре головного мозга, который по принципу индукционного торможения ранее возбужденно­го очага способствует восстановлению его деятельности (по И.М. Сеченову). С психологических позиций эффект восста­новления работоспособности может быть объяснен переклю­чением мотивов и соответственно целей деятельности: второй мотив деятельности — активного отдыха обладает специфиче­ским смыслом для личности, — он представляет индивидуаль­ный интерес и ему присуще свойство новизны по отношению к основной профессиональной деятельности.

Воздействие средств второго класса может быть понято, исходя из теории «созерцательной активности» и теории эсте­тического восприятия. «Созерцание» означает прежде всего «отключение» активного регуляторного компонента деятель­ности, поскольку «созерцание» не требует волевой регуляции, произвольного сосредоточения внимания и т. п. Кроме того, свободное, не связанное с обязательной целью и программой ее достижения изменение, флюктуация фокуса сознания, воз­никновение случайных ассоциаций, мыслей переводит уро­вень бодрствования в фазу превентивного или охранительного торможения, что способствует восстановлению дееспособно­сти ранее работающих нервных центров [89].

Согласно некоторым эстетическим концепциям, воспри-


390 Раздел III, Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ятие произведений искусства также своего рода «созерцание», хотя оно может приводить к состоянию аффекта и тем самым как бы переключать на иные по сравнению с рабочей деятель­ностью переживания.

Можно предположить, что по мере утомления эффектив­ность средств отдыха первого и второго класса меняется — «созерцание» становится более предпочтительным. Меняется также роль разных мотивов, которые могут быть использованы в пределах средств переключения на новую доминанту. При­чем при состояниях, не связанных с утомлением или «ис­тощением», средства переключения рабочей доминанты будут предпочтительнее. Хотя и в пределах «созерцательных средств» есть, конечно, средства, вызывающие эффект сильного эмо­ционального возбуждения и, следовательно, непригодные для снятия состояний типа «запредельного торможения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.