Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Управление инженерно-изыскательской деятельностью




II

Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации» от 19.01.2006г.
Постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» от 16.02. 2008 г.
Постановление Правительства РФ № 145 «О государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05.03.2007 г.

 


В Градостроительном кодексе как в законодательном акте впервые дано определение инженерных изысканий, определены их основные цели и задачи, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка выполнения инженерных изысканий, принято положение о недопустимости подготовки и реализации проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с Градостроительным кодексом и дополнениями и изменениями к нему расширена сфера деятельности по инженерным изысканиям - теперь проведение инженерных изысканий является составной частью не строительной, а градостроительной деятельности и обязательны при подготовке любых градостроительных документов. Главными исходными данными при выполнении инженерных изысканий определены сведения о законодательно оформленном земельном участке или полосе отвода и об изученности природных и техногенных условий территории, осуществляемой государственным фондом материалов и данных инженерных изысканий, в том числе с учетом потребности информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Градостроительный кодекс в 2003 – 2004 годах писали в первую очередь юристы, затем экономисты, потом строители и совсем немного архитекторы. Изыскателей в те годы в Госстрое уже не было, их сократили раньше – этим объясняются его многочисленные недочеты.

Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации» от 19.01.2006 г. принято в развитие Градостроительного кодекса (статья 47 главы 6 «Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»).

Данное Постановление утвердило перечень видов инженерных изысканий: основные виды (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-геотехнические) и специальные (геотехнические исследования, обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения, локальный мониторинг компонентов окружающей среды, разведка грунтовых строительных материалов, локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод).

Тем самым в виды инженерных изысканий было введено новое понятие – геотехнические изыскания.

Данным Постановлением было утверждено Положение о выполнении инженерных изысканий, устанавливающее порядок выполнения изыскательских работ, и определены полномочия Минрегиона России по принятию ряда организационно-нормативных актов, позволяющих завершить упорядочение организационно-правовых требований к инженерным изысканиям:

· Изменения и дополнения в перечне видов инженерных изысканий.

· Содержание работ, входящих в состав основных и специальных видов инженерных изысканий с их основными характеристиками.

· Основные требования к разработке региональных положений на проведение инженерных изысканий в порядке выполнения инженерных изысканий для строительства.

· Состав обязательных требований действующих СНиПов и ГОСТов (до принятия технических регламентов).

· Состав технического задания на инженерные изыскания, программы их выполнения, договора между Заказчиком и Исполнителем изыскательских работ.

· Особенности проведения конкурсов на получение заказов на выполнение инженерных изысканий.

· Состав отчетных материалов и результатов инженерных изысканий.

Одним из основных положений Постановления N 20 является предоставление возможности субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующих субъектов Федерации, что делает территориальные (региональные) нормы юридически легитимными.

Постановление Правительства РФ № 145 «О государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05.03.2007 г. во исполнение части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. В данном документе Правительство назначает органы государственной исполнительной власти для государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий:

1. государственные учреждения, подведомственные Министерству регионального развития Российской Федерации,

2. Министерство обороны Российской Федерации, в отношении объектов обороны и военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации,

3. федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственной экспертизы указами Президента Российской Федерации в отношении объектов, являющихся объектами в ведении федеральных органов исполнительной власти,

4. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения.

Уполномочивает Министерство регионального развития Российской Федерации представить в установленном порядке проект акта Правительства РФ, регламентирующего состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства и проектной документации, представляемой на государственную экспертизу. → Появляется Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02. 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».

Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02. 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Указанным постановлением была введена новая стадийность проектных работ – «проектная документация» и «рабочая документация», а предпроектные работы исчезли. Исчезнуть-то они исчезли, а задачи изыскательских организаций остались.

Объекты капитального строительства повышенного уровня ответственности (статья 48.1 Градостроительного кодекса РФ) и часть объектов нормального уровня ответственности требуют выполнения инженерных изысканий и предварительных проектных расчетов при выборе вариантов размещения объектов. Для объектов капитального строительства федерального уровня варианты для их размещения рассматриваются при территориальном планировании РФ, а для объектов регионального уровня — при территориальном планировании субъектов РФ.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007г.
III

 

 

Суть Закона № 315 сводится к тому, что государство практически отрекается от управленческих функций в сфере строительства, в т.ч. в области изысканий; отказывается от таких важнейших рычагов, как лицензирование, нормативное обеспечение, и фактически освобождает себя от ответственности за безопасность строительных объектов.

С 1 января 2009 года согласно Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу с этой даты, прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (на основании закона «О лицензировании…» 2001 г.). Полная отмена лицензирования произошла с 1 января 2010 года. 2009 год был переходным периодом от государственной лицензионной системы регулирования к саморегулированию в указанных областях деятельности. Таким образом, чтобы компания сейчас могла осуществлять строительную, проектную, инженерно-изыскательную деятельность, она должна получить допуск СРО.

В данном законе приводятся определения и понятия:

ü саморегулирования (самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил);

ü саморегулируемые организации ( некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида);

ü и т.д.

22 июля 2008 года появляется Федеральный закон РФ N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» во исполнение статьи 57 Градостроительного кодекса, включающего многочисленные дополнения и поправки в Закон № 315 «О саморегулируемых организациях», и который определил, как должно осуществляться саморегулирование в строительстве: об основных целях саморегулируемых организаций, о ведении государственного реестра саморегулируемых организаций; об осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций.

Теперь к осуществлению строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются только организации, являющиеся членами саморегулируемой организации.

Согласно 148-ФЗ система саморегулирования в строительстве построена исходя из того, что основным объектом саморегулирования является юридическое лицо, цель которого получение прибыли, это деятельность предпринимательская.

Основная ошибка 148-ФЗ, по которому должна функционировать система саморегулирования в строительстве, состоит в том, что его разработчики не смогли дать верный ответ на вопрос, являются ли инженерные изыскания профессиональной или предпринимательской деятельностью.

Весь мир давно работает по схеме, при которой основным объектом регулирования в строительстве является специалист, профессионал, делающий все возможное, чтобы не допустить ошибку, за которую он должен будет отвечать. Строительство – это профессиональная деятельность, при занятии которой профессионал не только обеспечивает получение прибыли, но и имеет определенные обязательства перед обществом, поскольку его деятельность может привести к причинению вреда.

В соответствии с ФЗ № 148 был подготовлен и утвержден Минрегиона РФ Приказ № 274 от 09.12.2008 г. «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства…», который у изыскателей вызвал беспокойство: в этом приказе вместо видов работ в области инженерных изысканий были приведены основные виды изысканий: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеороло-гические, инженерно-экологические, инженерно-геотехнические изыскания и работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений и их строительных конструкций. Данный Приказ был аннулирован через год и 30.12. 2009 года заменён новым Приказом № 624, в котором под пунктами №№ 2, 5, 6 приводятся виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства:

Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12. 2009 года
IV

 

30 декабря 2009 года был принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ, который, считается, осуществляет техническое регулирование в строительной области для обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Содержание и качество данного документа свидетельствует о том, что создание технических регламентов происходит без согласования с самым важным звеном – производителем продукции.

Этот закон в части, относящейся к инженерным изысканиям, носит декларативный характер. Разделы, посвященные инженерным изысканиям, подготовлены явно без участия изыскателей.

В соответствии со статьей 42 закона Правительству Российской Федерации и Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии для обеспечения соблюдения содержащихся в нем требований поручено составить и утвердить 2 перечня:

§ перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Утвержден распоряжением от 21 июня 2010 г. № 1047-р. Из 93 документов для ИИ – 13.

§ перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Утвержден приказом от 1 июня 2010 года № 2079. Из 133 документов для ИИ – 32.

Перечни содержат более 200 нормативных документов, из которых только около 10% относятся к сфере инженерных (инженерно-геологических) изысканий.

Примеры:

· Технический регламент на табачную продукцию, Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.

  • Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.
  • Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.
  • Технический регламент о безопасности лифтов. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2.10. 2009 г. № 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)
  • Технический регламент о безопасности машин и оборудования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.

 

План лекции:

I. Общая характеристика саморегулирования в экономике России.

II. Саморегулирование и СРО в области инженерных изысканий.

III. Национальное объединение изыскателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.