Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буллезный пемфигоид




Структура содержания темы.

Оснащение занятия.

Место проведения семинарского занятия.

Психолого-педагогическая цель

Общая цель.

Для преподавателя к семинару

Методические рекомендации

 

Тема: «Пузырные дерматозы»

 

 

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола …….

«….» ______________2007г

 

 

Зав. кафедрой кожных и венерических болезней

с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА

д.м.н., проф. Прохоренков В.И……………

 

 

Составители:

к.м.н. доцент Гузей Т.Н.

 

 

Красноярск

 

 

1.Тема занятия «Пузырные дерматозы».

2.Форма организации учебного процесса – семинар.

3. Значение темы. Знание клинических особенностей и дифференциальной диагностики пузырных дерматозов необходимы дерматологам, учитывая большую распространенность, многообразие клинических форм, трудности дифференциальной диагностики, нередко тяжесть течения, резистентность к лечению, возможность паранеопластического характера данных заболеваний.

4.Цели обучения:

Совершенствовать знания врачей – дерматологов в области пузырных дерматозов.

4.2.Учебная цель. На основе теоретических знаний обучающийся к концу занятия должен:

- знать этиологические и патогенетические факторы развития пузырных дерматозов;

- знать особенности классификации, клинических проявлений и течения пузырных дерматозов;

- знать алгоритм сбора анамнестических данных у больных, страдающих пузырными дерматозами;

- знать диагностические тесты, позволяющие верифицировать пузырные дерматозы;

- знать диспансеризацию больных пузырными дерматозами;

- уметь провести дифференциальную диагностику пузырных дерматозов;

- уметь составить и обосновать план лечения пузырных дерматозов.

Соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии при работе с больными пузырными дерматозами, владение навыками консультирования данных больных.

 

Учебная комната кафедры кожных и венерических болезней с курсом ПО КрасГМА.

Компьютерная презентация, электронный атлас кафедры, атласы по специальности, муляжи по теме занятия, гистологические препараты.

 

Хронокарта семинарского занятия (всего семинар – 90 мин, т.е. 2 академических часа).

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
1. Организация занятия   Проверка посещаемости  
2. Формулировка темы и цели   Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия  
3. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи  
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов   Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)  
5. Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль):   Работа а) с наглядным материалом и составление легенды б) с историями болезней в) разбор с куратором навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов; г) представление преподавателю наглядного материала с изложением легенды, историй болезни; д) разбор клинических ситуаций с активным участием группы по типу клинической конференции; е) заслушивание рефератов.  
6. Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия   Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи  
7. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.).  
Всего:    

 

8. Аннотация (краткое содержание) темы Акантолитическая пузырчатка

1.Вульгарная пузырчатка

2. Листовидная пузырчатка

3. Себорейная пузырчатка.

4. Вегетирующая пузырчатка.

Этиология и патогенезакантолитической пузырчатки до конца не выяснены. В настоящее время ведущая роль принадлежит аутоиммунной теории развития.

В основе патогенеза лежит процесс формирования IgG к десмосомам шиповатого слоя и развитие акантолиза.

Первичный морфологический элемент – внутриэпидермальный пузырь.

Вульгарная пузырчатка – дебют начинается со слизистой полости рта у 85% больных, затем появляются пузыри на кожных покровах. Положительные симптомы Никольского, Асбо-Ганзена. Характерно наличие акантолитических клеток в мазках – отпечатках со дна эрозий.

Себорейная пузырчатка: локализация в себорейных зонах, быстро вскрывающиеся дряблые пузыри с формированием эрозий, покрытых серовато-желтыми корками.

Вегетирующая пузырчатка: локализация пузырей в складках, формирование на эрозивных участках вегетаций.

Листовидная пузырчатка: отсутствие поражения слизистой полости рта; дряблые пузыри, быстро вскрывающиеся с формированием эрозий и чешуе-корками на поверхности.

Для всех клинических форм акантолитической пузырчатки характерны положительные симптомы Никольского, Асбо-Ганзена; наличие акантолитических клеток в мазках – отпечатках со дна эрозий.

Дифференциальная диагностика акантолитической пузырчатки проводится с гарпетиформным дерматитом Дюринга, буллезным пемфигоидом.

Лечение:ГКС, цитостатики. Наружно: обработка эрозий метиленовой синью, гормональными мазями.

Герпетиформный дерматит Дюринга.

В основе этиопатогенеза лежит аутоиммунный процесс с формированием IgA к базальной мембране, повышенная чувствительность к злаковым и продуктвм, содержащим йод; синдром мальабсорбции.

Первичные морфологические элементы –подэпидермальные пузыри, папулы, волдыри, везикулы, расположенные на эритематозном фоне сгруппировано («Герпетиформность» сыпи)..

При дерматите Дюринга характерны положительная проба Ядассона, наличие эозинофилов в пузыре, эозинофилия в периферической крови больных. Дифференциальная диагностика дерматита Дюринга проводится с вульгарной пузырчаткой (герпетиформным вариантом), герпесом беременных, буллезным пемфигоидом.

Лечение:

- исключение из рациона больных дерматитом Дюринга злаковых, продуктов, содержащих йод, лечение синдрома мальабсорбции;

- препараты сульфонового ряда:ДДС, дапсон

- Наружно: метиленовая синь.

Аутоиммунное заболевание, при котором чужеродным для организма становится базальная мембрана эпителия, что приводит к образованию подэпителиальных пузырей.

 

Заболевание встречается преимущественно у лиц старше 70 лет. Напряженные крупные пузыри с прозрачным или геморрагическим содержимым чаще возникают на конечностях. Наряду с большими пузырями появляются мелкие, располагающиеся сгруппировано по типу герпетиформного дерматита, что затрудняет диагностику пемфигоида. Иногда в процесс вовлекаются слизистые оболочки. Нередко крупные пузыри приобретают форму дуги, кольца. Вскрывшиеся пузыри быстро заживают.

Гистологически обнаруживают подэпидермальное расположение пузырей; акантолиз отсутствует; акантолических клеток не находят; симптом Никольского вызывается редко. При собственно неакантолитической пузырчатке после рецидивов отмечается удлинение ремиссии, и наступает полное выздоровление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.