Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет зубьев на изгиб




 

При расчете зубьев на изгиб принимают два допущения:

1. Зуб рассматривают как балку, жестко защемленную одним
концом и нагруженную силой Fn, приложенной к вершине зуба
(рис. 5.3). Такое положение нагрузки является наихудшим для зуба, т.к. плечо силы Fn относительно опасного сечения зуба имеет наибольшую величину. За опасное сечение зуба принимают сечение его основания в зоне наибольшей концентрации напряжений.

2) За расчетную силу принимают полную силу зацепления Fn,
следовательно, предполагают, что одновременно в зацеплении участвует только одна пара зубьев.

Перенесём силу Fn вдоль линии действия в точку, расположенную на оси симметрии зуба, и разложим на две составляющие:

· си­лу Ft', вызывающую в опасном сечении зуба напряжения изгиба σ изг, и

· силу F2', взывающую в зубе напряжения сжатия σ сж.

Известно, что угол профиля зуба при вершине немного больше угла зацепления (α’ w > αw), поэтому и силы Ft'= Fn∙cos α’w и

Fr'= Fn ∙sin α’w несколько отличаются от сил, возникающих в зацеплении.

Этот расчетный случай пригоден для выполнения основных рас­четов передач общего назначения. Как видно из рис. 5.3,б, результирующие напряжения на растянутой стороне зуба (точка А) мень­ше, чем на сжатой. Вместе с тем, известно, что любой материал об­ладает большей прочностью на сжатие, чем на растяжение. Именно поэтому образование усталостных трещин начинается на растянутой стороне зуба, т.е. в точке А.

Вспомним, что для открытых передач основной вид разрушения – это поломка зубьев за счет действия напряжений изгиба, поэ­тому и основной показатель передачи, модуль т”, рассчитывают из условия усталостной прочности зубьев колёс по напряжениям изгиба. Затем передачу конструируют и проверяют по контактным напряжениям.

Для закрытых передач расчет зубьев на усталостную прочность по напряжениям изгиба σ F является проверочным.

 

Рис. 5.3. – К расчету зубьев эвольвентных колес на усталостную прочность по напряжениям изгиба

 

Итак, наибольшее напряжение изгиба на растянутой стороне зуба, в точке А (см. рис. 5.3, б):

 

(5.20)

где ασ – теоретический коэффициент концентрации напряжений;

Υε – коэффициент перекрытия зубьев; для передач общего назначения Υε =1 [7, с. 193];

Υβ – коэффициент угла наклона зубьев; для прямозубых ко­лес Υβ =1,0 [4, c.171]

KF – коэффициент нагрузки.

Коэффициент нагрузки при расчете зубьев на изгиб:

KF =K ∙ K ∙ KFv, (5.21)

где K – коэффициент распределения нагрузки между зубьями, выбирают в зависимости от скорости в зацеплении и степени точности передачи; для передач общего назначения K= 1,0 [7, c. 184];

KF β коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зу­ба; для прямозубых прирабатывающихся колес: K =1,0 [3,c.141]; для не прирабатывающихся колес этот ко­эффициент выбирают в зависимости от поверхностной твердости зубьев и расположения колес в передаче (например, по табл. 9.2 [3, c. 14l]);

KFv коэффи­циент динамической нагрузки, выбирают в зависимос­ти от скорости в зацеплении и поверхностной твердос­ти зубьев. Например, при v≤ 5 м/с и твердости зубьев НB ≤ 350: коэффициент KFv =1,4 [3, c. 141].

Выполним некоторые преобразования зависимости (5.20):

1) умножим и разделим правую часть выражения на величину модуля т;

2) выразим силу Fn через силу Ft по ф. (5.9): .

Зависимость (5.20) примет вид:

(5.20, а)

 

Обозначим произведение выражения в квадратных скобках и (m/cosdw) буквой ΥF, тогда ф.(5.20, а) примет вид:

(5.22)

где ΥF – коэффициент формы зуба.

Величина коэффициента ΥF зависит от числа зубьев колеса и смещения исходного контура [4, c.170].

С учетом (5.10) и (5.3) получим условие обеспечения усталостной прочности зубьев цилиндрических колес по напряжениям изгиба:

(5.23)

где Ti – вращающий момент на шестерне (i=1) или колесе (i=2), Н∙мм;

σF, σFР –фактические и допускаемые напряжение изгиба, мПа.

Следует иметь в виду, что:

· проверочному расчету зубьев на усталостную прочность по напряжениям изгиба подвергают то колесо передачи, для которого соотношение меньше;

· материалы и термообработка для шестерни и колеса назначены правильно, если соотношения примерно равны.

Если проверочный расчет показал перегрузку зубьев более 5%, то следует увеличить значение модуля (при этом изменятся числа зубьев шестерни и колеса) и расчет повторить. Поскольку межосевое расстояние при этом не меняют, то и контактная прочность зубьев сохранится на том же уровне.

Допускаемые напряжения изгиба материала колеса (или шестерни) определяют аналогично допускаемым контактным напряжениям (см. ф. (5.19)):

(5.24)

 

где σ F lim в – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжения N0 = 4∙106[4, c.187];

KFl – коэффициент долговечности, KFl =1,0 при N ≥N0;

Υа – коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки (при реверсировании), при одностороннем действии нагрузки на зуб Υа = 1,0 [4, c.188];

[SF] – коэффициент запаса прочности по напряжениям изги­ба; выбирают в зависимости от технологии изготовления зубчатых колес и степени ответственнос­ти передач: [SF] =1,4…2.2. Для передач обще­го назначения [SF]=1,7 [4, с.186].

Современные технологии изготовления зубчатых передач требуют, чтобы запас прочности по напряжениям изгиба не превышал 15%, а перегрузка зубьев не превышала 5%.

Однако, для передач общего назначения это требование применительно к изгибной прочности зубьев, чаще всего, не выполняется. Ресурс прочности по напряжениям изгиба много больше, чем 15%. Добиться выполнения этих требований можно:

· путем уменьшения размеров опасного сечения ножки зуба (см. рис. 5.3) или

· понижения прочности материала колеса, но эти меры могут привести к перегрузке зубьев колёс по контактным напряже­ниям свыше 5%.

Вместе с тем, каждый зуб шестерни чаще (в передаточное число раз) попадает под нагрузку, поэтому для обеспечения примерно равной прочности зубьев шестерни и колеса шестерню выполняют из более прочного материала.

Если условие (5.22) не выполняется, т.е. запас прочности превышает 15%, то это допустимо, так как нагрузочная способность большинства закрытых зубчатых передач ограничивается контактной прочностью зубьев [3, с.144].

И поскольку основная причина разрушения зубьев закрытых передач – это усталостное поверхностное выкрашивание зубьев колёс (Питтинг–процесс), то запас прочности зубьев по напряжениям изгиба может быть и более 15%.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.